Асоциальный человек и поведение, асоциальный образ жизни что это такое

Асоциальный человек и поведение, асоциальный образ жизни что это такое Женщине
Содержание
  1. Что такое асоциальное поведение человека?
  2. Что такое асоциальное поведение
  3. Что означает асоциальный образ жизни?
  4. Асоциальный человек что это значит?
  5. Аддиктивный тип
  6. Аморальный тип
  7. Асоциалы в литературе
  8. В детском возрасте
  9. В подростковом возрасте
  10. Виды асоциального поведения
  11. Гипонимы
  12. Диагностика
  13. Значение
  14. Как избавиться от асоциальности
  15. Как общаться с асоциалом
  16. Кто такой асоциальный человек?
  17. Медицинские причины
  18. Может ли асоциальное поведение быть положительной чертой?
  19. Морфологические и синтаксические свойства
  20. Педагогические причины
  21. Плюсы и минусы асоциальности
  22. Преступный тип
  23. Признаки асоциального поведения
  24. Причины асоциального поведения
  25. Причины асоциальности
  26. Противоправный тип
  27. Профилактика асоциального поведения
  28. Профилактические мероприятия
  29. Связанные понятия
  30. Связанные понятия (продолжение)
  31. Синонимы
  32. Социальные причины
  33. У взрослых
  34. Упоминания в литературе
  35. Характеристики асоциальной личности
  36. Этимология

Что такое асоциальное поведение человека?

Что же отличает асоциального человека? Какое поведение для него характерно? Если спросить об этом любого, то характеристики получатся сугубо негативными. Но к этому вопросу нужно подойти более широко. Такое поведение можно охарактеризовать двумя простыми тезисами:

  • частичная или полная самоизоляция от общества, которая провоцирует изоляцию асоциальной личности и со стороны общества;
  • негативное отношение такого человека к обществу, которое оборачивается и обратным негативом.

Эти характеристики обладают эффектом бумеранга. Развитие асоциальности исходит от человека, но затем идет ответная реакция со стороны социума.Если разбирать такой тип поведения на более мелкие частицы, то мы увидим, что он характерен:

  • отсутствием желания законно работать на благо себя, своих родных и общества;
  • отсутствием желания создавать семью или жить с ней;
  • отсутствием желания участвовать в жизни социума.

Эти три пункта становятся причиной:

  • попытки найти средства для существования на грани или за гранью закона;
  • общение с себе подобными асоциальными личностями, с которыми есть хоть какие-то общие интересы;
  • развитие образа жизни, который чужд социуму, и который провоцирует развитие проблем и неудобств для тех граждан, которые не воспринимают асоциальность в ее сути.
Как быть Леди:  Дедлайн: что это такое простыми словами

Суммируя все сказанное можно прийти к выводу, что асоциальность – это один из видов психического расстройства. Его отличительная черта – поведение, которое наносит вред обществу или не приносит никакой пользы.

Существует тонкая грань между асоциальным и антисоциальным поведением. Антисоциальная личность целенаправленно действует против общепринятых социальных уставов.

Что такое асоциальное поведение

На вопрос о том, что такое асоциальность, ученые отвечают, что в это понятие укладывается пренебрежение нормами морали данного социума.

Индивид не имеет мотивации для установления контактов с себе подобными и ориентирован на одиночную деятельность. В некоторых случаях человек налаживает контакт с людьми, имеющими похожие склонности и мировоззрение (наркоманы, алкоголики).

Что означает асоциальный образ жизни?

Привычный всем социальный образ жизни — это некий набор действий, которые человек совершает всю жизнь:

  • получает образование,
  • работает,
  • общается со знакомыми,
  • создает семью,
  • воспитывает детей.

Противоположный ему образ жизни – это поведение, которое противоречит социальным нормам. Те, кто ведет такой образ жизнь, сознательно или несознательно противопоставляют себя обществу, живут вопреки установленным нормам и канонам.

Часто такой быт – деструктивный по отношению к окружающим и из-за этого к асоциальным личностям в обществе сформировалось негативное отношение. Сформировалось мнение, что те:

  • кто не работает, обеспечивает себя незаконными способами;
  • кто не общается с окружающими, делает это из-за психических причин;
  • кто не создает семью и не воспитывает детей, делает это из-за проблем с насилием со своей стороны.

Это так, но не всегда. Такие проявления чаще характерны для мизантропов – тех, у кого развита ненависть к окружающим. Им также присущ асоциальный образ жизни, но развивается он на фоне иного мировоззрения.

Причины противоположного социальному образу жизни часто не зависят от воли человека. Его развитию могут способствовать:

  • отсутствие средств к существованию,
  • отсутствие дома,
  • проблемы в отношениях с родными,
  • развитие зависимостей от азартных игр, алкоголя или наркотиков.
Как быть Леди:  Супружеские долг: почему секс не может быть обязанностью

В любом из этих случаев человек нуждается в поддержке. Но из-за негативного отношения со стороны общества он ее не получает, все больше погружаясь в проблемы без возможности преодолеть их.

Шансов вернуться к нормальной жизни у человека мало, формируется стойкий образ жизни, который все больше противоречит установленным нормам.

Асоциальный человек что это значит?

Асоциальная личность – это человек, поступки которого не вписываются в стандарты поведения современного общества. Он может нарушать правовые и морально-этические нормы намеренно либо по незнанию, не понимая, почему его поведение неприемлемо.  Другое название асоциальной личности – социопат.

Асоциальные люди равнодушны к установленным правилам и общественной морали, они не чувствуют стыда или сочувствия к окружающим. Полное отсутствие интереса к другим людям и извращённые понятия о моральных ценностях мешают им полноценно влиться в общество.

Важно!При отсутствии лечения и помощи девиантное поведение становится образом жизни, приводя к преступным деяниям, к заражению ВИЧ и ЗППП, а также к гибели.

Аддиктивный тип

Аддиктивная форма асоциальности – тип поведения, характеризуемый бегством от жизненных проблем. Он характеризуется направленностью человека «в себя», избеганием окружающего мира при помощи различных зависимостей.

Аддиктивное поведение может выражаться:

  • алкоголизмом;
  • наркоманией;
  • анорексией;
  • булимией;
  • нимфоманией;
  • трудоголизмом;
  • религиозным фанатизмом;
  • компьютерной и игровой зависимостью.

Попытки сведения счётов с жизнью также могут быть проявление аддиктивности.

Чаще всего аддиктивное асоциальное поведение встречается у подростков и лиц младше 25 лет. Женщины подвержены ему в 2-3 раза сильней, нежели мужчины.

Аморальный тип

Аморальная форма асоциальности – тип поведения, неприемлемый для общества с нравственной точки зрения. Он нарушает этические правила поведения в обществе, и не несёт прямой угрозы общественному порядку.

Как быть Леди:  Дебил - это... Что такое дебил? - Значение слова

Характерные элементы аморального асоциального типа личности:

  • промискуитетные связи;
  • проституция;
  • бродяжничество;
  • попрошайничество;
  • нежелание учиться и работать;
  • агрессивное поведение;
  • наркомания, алкоголизм;
  • богохульство с целью разжигания ненависти;
  • оскорбление других людей, в т. ч. близких.

Важно!Прежде к аморальному подвиду асоциальности относились гомосексуальные связи. Это ошибочное суждение: ориентация определяется генетически и не зависит от типа личности.

Асоциалы в литературе

Портреты асоциалов можно найти в таких произведениях, как:

В детском возрасте

Асоциальными проявлениями в детском возрасте считают:

  • агрессивность и раздражительность ребенка;
  • склонность ребенка закатывать истерики;
  • девиации в поведении, стремление противостоять требованиям взрослых и общества;
  • склонность ребенка обманывать сверстников и родителей;
  • снижение познавательного интереса и учебной мотивации;
  • отсутствие друзей и желания общаться;
  • конфликтность, грубость в общении, драчливость;
  • побеги из дома, бродяжничество, общение ребенка с преступными группировками;
  • склонность к воровству;
  • склонность к шантажу и манипулированию;
  • садистские наклонности;
  • жестокое обращение с животными.

Чтобы негативные признаки не перешли в антиобщественный образ жизни, уже в дошкольном и младшем школьном возрасте нужно начинать психолого-педагогическую коррекцию.

Асоциальная девочка
Асоциальная девочка

В подростковом возрасте

В психологии подростков признаки асоциального поведения представлены шире, чем в любом другом возрасте. Это:

  • низкий социально-психологический статус подростка в коллективе сверстников;
  • слабое развитие коммуникативных навыков;
  • принадлежность к тем или иным субкультурам;
  • музыкальная фанатичность;
  • любовь к риску, совершение необдуманных поступков;
  • отсутствие доверия и искренности в общении с родителями;
  • конфликтное общение с родственниками, отстаивание своих интересов в грубой форме;
  • пренебрежение авторитетом родителей;
  • отказ от выполнения минимального набора обязанностей по дому;
  • слабое развитие познавательного интереса и учебной мотивации, прогулы школьных занятий;
  • взаимодействие с криминальными авторитетами и антиобщественными ассоциациями;
  • совершение противозаконных действий (мелкое хулиганство, воровство, разбойные нападения, насильственные действия);
  • аутоагрессия, самоповреждающее поведение (через физическую боль подросток пытается справиться с душевными переживаниями);
  • суицидальные попытки;
  • ощущение безнаказанности;
  • бродяжничество, беспризорность;
  • беспорядочные сексуальные контакты, склонность к сексуальным извращениям;
  • конформизм.

Виды асоциального поведения

Психологи предлагают классификацию асоциального поведения, основанную на степени выраженности отклонений от нормы:

  1. Интроверсия – легкая форма асоциальности, в основе которой лежит слабо выраженная потребность в общении. Такие люди тяготятся обществом людей, любят находиться наедине с собой. Однако эта черта индивидуальности не оказывает негативного влияния на их отношение к труду. Социальные нормы и правила они стараются не нарушать.
  2. Аморальное поведение, которое сводится к игнорированию морально-нравственных устоев общества. К этому виду относится тунеядство, проституция, сквернословие, попрошайничество, бродяжничество.
  3. Различные аддикции – зависимые формы поведения с целью избегания реальности. К ним относятся трудоголизм, игромания, наркомания, алкоголизм, токсикомания, анорексия, булимия, сексуальная зависимость, принадлежность человека к той или иной религиозной секте. Лечение аддикций длительный процесс. Даже если человеку удалось вылечиться от одной зависимости, велика вероятность развития у него другой зависимости.
  4. Противоправные действия. К этому виду асоциальной модели поведения относят мелкое хулиганство, разбойные нападения ради забавы без причинения тяжких телесных повреждений.
  5. Делинквентное (преступное поведение), основанное на совершении противоправных действий в отношении третьих лиц с целью собственного морального удовлетворения. За такие деяния предусмотрена уголовная ответственность.
  6. Шизофрения – крайняя форма асоциальности, характеризующаяся отсутствием конструктивного социального взаимодействия, эмоциональной холодностью.

Гипонимы

  1. хулиганский

Диагностика

Диагностикой девиантного поведения занимаются психиатр и клинический психолог. В качестве диагностических методов используется следующее:

  1. Осмотр и беседа. Специалист оценивает общее состояние пациента, его эмоциональное состояние, манеру речи и поведенческие черты. Задаются вопросы о семье, об учёбе или работе, об увлечениях и привычках человека.
  2. Изучение данных о пациенте. Врач изучает характеристику с места учёбы или работы, выписки из амбулаторной карты от врача-невролога, беседует с учителями, работодателями и сотрудниками полиции, если пациент стоит на учёте.
  3. Опрос семьи, друзей. Психолог или психиатр контактирует с близким окружением пациента, задаёт вопросы о его психоэмоциональном состоянии, об особенностях характера и об условиях проживания.
  4. Психологическое тестирование. Для определения особенностей личности пациента применяются тесты и опросники: ММОЛ, ПДО, шкала тревожности, опросник Айзенка.
  5. Проективные методы. Тесты Сонди и Розенцвейга, изобразительные исследования выявляют скрытые и подавленные эмоции пациента.

После диагностирования и установления девиантности поведения пациента начинают лечить психотерапевтическими, психокоррекционными и медикаментозными методами.

Значение

  1. книжн. не соответствующий нормам и правилам поведения людей в обществе ◆ В результате такой фрустрирующей ситуации эти подростки часто совершали асоциальные поступки, у них появлялись невротические состояния. Б. В. Зейгарник, «Патопсихология», 1986 г.[НКРЯ]◆ К таковым относились люди самых разных категорий ― алкоголики, тунеядцы, бомжи, проститутки, все, кто не имел прописки, бывшие преступники и другие асоциальные элементы. А. С. Козлов, «Козел на саксе», 1998 г.[НКРЯ]
  2. устар. далёкий от общественной жизни ◆ Деятели революции совсем не интересовались темами «Ивановских сред», а люди культурного ренессанса, спорившие по средам на «башне», хотя и не были консерваторами и правыми, многие из них даже были левого направления и готовы были сочувствовать революции, но большинство из них было асоциально и очень далеко от интересов бушевавшей революции. Н. А. Бердяев, «Русская идея», 1946 г.[НКРЯ]

Как избавиться от асоциальности

Чтобы избавиться от деструктивной модели поведения, нужно:

  1. Учиться общаться. Можно записаться на тренинг развития коммуникативных навыков. Работа в группе поможет асоциалу отработать конструктивные техники сотрудничества. В результате психокоррекционных занятий человек научится получать удовольствие от общения.
  2. Для успешного исправления деструктивных установок индивида ему необходимо включаться в коллективную деятельность. Только в условиях коллективной работы человек научится чувствовать свою значимость для достижения общей цели.
  3. Полезно общение с незнакомыми людьми. Это развивает эмоциональный интеллект.
  4. Асоциалу нужно привести в норму свою самооценку. Людям с заниженной самооценкой нужно научиться хвалить себя за достигнутые цели. Если же самооценка завышена, важно научиться критически к себе относиться, замечать свои недостатки и работать над их устранением.
  5. Важно сформировать вокруг себя позитивное социальное окружение. Для этого полезно начать заниматься спортом или каким-нибудь творчеством, так как эти занятия предполагают групповую форму организации и общение.

Как общаться с асоциалом

Психологи советуют ограничить общение с асоциалами, так как велика вероятность приобщения к такому образу жизни. Асоциалы могут провоцировать конфликты с помощью оскорблений и резких высказываний. В такие моменты важно дистанцироваться, прекратить общение.

Если человек чувствует в себе ресурс, он может попытаться вытащить асоциала из трясины, помочь ему жить полноценной жизнью. Но в ходе такой работы важно сохранять свои границы и не вступать в созависимые отношения. Лучше всего убедить асоциала в необходимости визита к психологу.

Кто такой асоциальный человек?

Подытоживая то, что было сказано выше о таком образе жизни и поведении, можно прийти к единственному правильному заключению:

Асоциальной называют личность, которая в силу некоторых причин живет жизнью, не соответствующей общепринятым нормам поведения и морали.

Заметьте, в этом определении нет негатива, так как обобщать все случаи нельзя.Асоциальность может быть положительной, нейтральной или негативной чертой.Такой тип поведения может проявляться и из-за проблем со здоровьем. Он характерен для шизофрении, при которой проявляется крайняя степень противопоставления обществу – абсолютная неспособность больного строить отношения с окружающими.

А негативное отношение к больным не соответствует нормам морали.Еще один, достаточно распространенный пример– подростковые субкультуры. В возрасте 13-17 лет молодые люди часто прячутся от внешних проблем в себе, не желая искать помощи у родителей.

Такое состояние очень опасно, так как может провоцировать психические расстройства и суицидальные настроения. Заметив асоциальное поведение у подростка, важно помочь ему решить проблемы усилиями родителей и психолога.

Асоциальность в негативном понимании –серьезная проблема, требующая комплексного подхода в ее разрешении:

  • лечении, часто принудительном, личностей с психическими заболеваниями;
  • помощи людям, для которых такой образ жизни – вынужденная мера;
  • социальной адаптации тех, кто вел асоциальную жизнь из-за проблем с законом.

Во многих странах работают эффективные национальные программы по социализации таких людей, и они показывают результат. Это подтверждает то, что асоциальность – это не приговор. Но для возврата в социум такие люди нуждаются в помощи.

Медицинские причины

Объяснение девиантному поведению дают не только в психологии, но и в медицине. Такое поведение может стать следствием тяжелого заболевания, быть связано с психическими расстройствами (шизофренией, расстройствами личности). Человек не осознает того, что его поведение не укладывается в общепринятые нормы.

При некоторых болезнях головного мозга асоциал пребывает в вымышленном им мире и не пытается налаживать контакты с реальностью.

Асоциальность может быть вызвана физическими недостатками, например отсутствием конечностей. Будучи психически здоровым, человек при этом ведет себя агрессивно или избегает общения. Негатив по отношению к окружающим может быть вызван боязнью быть отвергнутым или подвергнуться насмешкам.

Может ли асоциальное поведение быть положительной чертой?

В отдельных случаях отчуждение от общества – это не зло, а благо. Положительной такую черту считают в религиозном мире, где отдаление от социума – шаг на сближение с богом. И такие примеры не единичны.

Также существуют случаи осознанного проявления асоциального характера. Их принято называть кризисами определенного возраста. Человек осознанно уходит «в себя», ограничивает свое общение с окружающим миром, чтобы разрешить внутренние проблемы.

Никакого вреда обществу такое поведение не приносит, а после определенного периода человек возвращается к нормальной жизни.Поэтому нельзя асоциальность считать сугубо отрицательной чертой. Ее нужно оценивать по отношению к каждому случаю.

Морфологические и синтаксические свойства

а·со-ци-а́ль-ный

Прилагательное, качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a.

Приставка: а-; корень: -соци-; суффикс: -альн; окончание: -ый[Тихонов, 1996].

Педагогические причины

Среди причин девиантности, проявляемым при неправильном воспитании, выделяют:

  • отрицательный пример родителей и других членов семьи;
  • излишне высокие требования к ребёнку;
  • гиперопека либо отсутствие опеки как таковой;
  • игнорирование потребностей ребёнка;
  • потакание всем прихотям;
  • частые и несправедливые наказания;
  • отсутствие доверительных отношений в семье.

Плюсы и минусы асоциальности

Ошибочно полагать, что асоциальность – это однозначно негативное явление. У этой черты индивидуальности могут быть и плюсы.

Преступный тип

Преступный, или делинквентный тип асоциального поведения – постоянное либо однократное совершение действий, наказуемых уголовной ответственностью.

К преступному поведению относят:

  • кражи со взломом;
  • грабежи и бандитизм;
  • разбойные нападения;
  • мошенничество;
  • вымогательства;
  • организация беспорядков;
  • изнасилование, в т. ч. неудавшееся;
  • убийство, соучастие в убийстве.

Асоциальные люди, совершающие подобные действия, наказываются по всей строгости закона и могут принудительно лечиться в психиатрических учреждениях.

Признаки асоциального поведения

К общим признакам, характерным для девиантного типа личности, относятся:

  • проблемы во взаимодействии с людьми;
  • конфликты или отсутствие контактов с окружением;
  • частая смена увлечений и круга друзей;
  • отсутствие интереса к работе, учёбе;
  • рассеянность, проблемы с концентрацией внимания;
  • низкий уровень ответственности;
  • нарушения сна: бессонница, дневная сонливость;
  • повышенный или пониженный аппетит;
  • частые перемены в настроении;
  • равнодушие и жестокость к окружающим;
  • заниженная либо завышенная самооценка.

Также к симптомам асоциальности может относиться низкая или очень высокая степень интеллекта пациента. Девиантный человек может обладать незаурядными способностями либо напротив, не успевать по всем дисциплинам.

Существует 4 основных формы проявления асоциального поведения:

  • аддиктивная;
  • аморальная;
  • противоправная;
  • преступная.

Для каждой из них характерен свой набор признаков и симптомов.

Причины асоциального поведения

Причины формирования асоциальности можно разделить на 4 группы:

ПсихологическиеСоциальныеПедагогическиеМедицинские
  • симпатия к бунтарской модели поведения;
  • деградация личности;
  • замкнутость;
  • неуверенность в себе;
  • фанатизм;
  • зависть к успешным людям;
  • инфантильность;
  • импульсивность;
  • внутриличностные комплексы.
  • употребление спиртных напитков, психоактивных веществ;
  • морально-нравственный уровень общества, в котором живет человек;
  • принадлежность к определенной субкультуре;
  • проблемы в семье;
  • негативное влияние социального окружения.
  • нищета, социальное неравенство;
  • психотравмы и акты насилия в детстве;
  • школьный буллинг;
  •  отсутствие у индивида иных способов самовыражения и самоутверждения;
  • религиозность.
  • безнадзорность и беспризорность;
  • излишняя строгость родителей;
  • игнорирование потребностей ребенка;
  • несправедливые наказания;
  • стремление родителей удовлетворить все капризы малыша;
  • завышенные требования родителей;
  • авторитарный стиль воспитания;
  • гиперопека;
  • попустительский стиль воспитания;
  • копирование асоциального образа жизни родителей;
  • вседозволенность.
  • психические отклонения;
  • психосоматика;
  • психиатрические диагнозы (паранойя, шизофрения);
  • перенесение инфекционных заболеваний в перинатальный период;
  • СДВГ в анамнезе;
  • органические поражения мозга;
  •  физические дефекты.

Большее влияние на формирование асоциальности имеют педагогические и социальные факторы. Медицинские и психологические факторы лишь создают предпосылки к развитию деструктивной модели поведения.

Причины асоциальности

Девиантный тип личности формируется в результате следующих групп факторов:

  • медицинские;
  • педагогические;
  • социальные.

Также причина отклонений может заключаться в психологических патологиях. Они возникают при совмещении нескольких групп факторов и с трудом поддаются лечению.

Противоправный тип

Противоправное поведение включает в себя систематическое совершение асоциальных поступков, нарушающих правовые нормы современного общества.

К противоправным асоциальным деяниям относятся:

  • хулиганство;
  • драки и побои;
  • поджоги и вандализм;
  • оскорбления личности;
  • угоны без цели хищения;
  • мелкие кражи и грабежи.

Совершение подобных действий не наказывается уголовно из-за отсутствия серьёзной общественной опасности. Лица, замеченные за противоправным асоциальным поведением, попадают в поле зрения правоохранительных органов и нередко встают на учёт.

Профилактика асоциального поведения

Перевоспитать взрослого человека сложно. Чтобы предотвратить развитие девиантного поведения, родителям необходимо позаботиться об эмоциональном состоянии сына или дочери: чаще хвалить ребенка, одобрять его выбор. Не следует предъявлять завышенных требований, например заставлять посещать несколько секций и быть при этом отличником в общеобразовательной школе.

Стремление нарушать нормы общественного порядка может быть своеобразной формой протеста для детей из авторитарных семей, к мнению которых никто не прислушивается. Позволяйте ребенку выбирать самостоятельно, старайтесь ничего не навязывать и не критиковать его действия.

Дома у ребенка должны быть свои обязанности — выгул домашних животных, поливка цветов, уборка своей комнаты и т. д. Наличие обязанностей формирует чувство ответственности.

Если вы узнали о конфликте ребенка со старшими (соседями, учителями) или ровесниками (одноклассниками, друзьями), примите участие в разрешении этого конфликта. Однако не стоит принимать сторону своих детей, если они не правы. Старайтесь быть объективными.

Родители всегда являются примером для подражания. Следите за своим поведением и отношениями в семье. Если папа и мама ведут асоциальный образ жизни, им будет трудно убедить детей вести себя иначе. Импульсивного ребенка, в чьем поведении проявляется асоциальность, желательно привлечь к занятиям спортом или творческой деятельности.

Любой вид созидательной активности помогает перевести негативную энергию в позитивное русло.

Профилактические мероприятия

Предупреждение асоциального поведения у детей и подростков включает в себя следующие профилактические меры:

  • прививание правильных ценностей и образа жизни;
  • положительный пример родителей и других членов семьи;
  • доверительные отношения внутри семьи;
  • забота об эмоциональном состоянии ребёнка;
  • воспитательные меры: похвала, исправление;
  • психологические консультации;
  • информационно-профилактическая работа в школе.

Важно!В профилактике девиантности у несовершеннолетних учащихся должны участвовать педагоги, школьные психологи и семья ребёнка, находящегося в зоне повышенного риска.

Особое значение стоит уделить домашней профилактике и воспитательным мерам внутри семьи.

Асоциальная личность – человек, игнорирующий правила и нормы поведения в обществе. Справиться с этим состоянием можно при помощи врачебной диагностики, психологического и фармакологического лечения, а также своевременных профилактических мер.

Связанные понятия

Аутоагре́ссия

(автоагре́ссия, аутодестру́кция, поворо́т про́тив себя́, от ауто- агрессия) — активность, нацеленная (осознанно или неосознанно) на причинение себе вреда в физической и психической сферах. С точки зрения психоанализа относится к механизмам психологической защиты. Аутоагрессия проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести вплоть до самоубийства, саморазрушительном поведении (пьянстве, алкоголизме, наркомании, рискованном сексуальном…

Связанные понятия (продолжение)

Наси́лие

, по определению Всемирной Организации Здравоохранения, — преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.

Делинквентное поведение

(лат. delictum — проступок, англ. delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение человека, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Понятием «Делинквентное поведение» оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, психологии, социальной педагогики и других отраслей знания.

Межли́чностные отноше́ния

— совокупность взаимодействий между людьми. Эти отношения преимущественно основаны на связях, существующих между членами общества благодаря разным видам общения: в первую очередь визуальному (или невербальным связям, которые включают в себя как внешний вид, так и телодвижения, жесты), лингвистическому (устная речь), аффективному, а также языкам, построенным в результате развития сложных обществ (экономических, политических и т. д.).

Влече́ние

, драйв — инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этой потребности. Психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта, — уже имеющее эмоциональную окраску, но ещё не связанное с выдвижением сознательных целей. Преходящее явление, ибо явленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и пр.

Синонимы

  1. частичн.: антиобщественный

Социальные причины

К социальным причинам относят физическое и вербальное насилие, которому ребенок может подвергаться дома или в среде сверстников.

Асоциальность становится формой защиты от внешней агрессии.

Отклонения от общепринятых норм поведения наблюдаются у людей, подверженных влиянию религиозных культов. В данном случае человек не способен найти общий язык с «чужими» (не состоящими в той же религиозной организации). Отсутствие контакта с окружающими может быть связано с запретом общаться с людьми, придерживающимися иного вероисповедания.

Отчуждение может вызвать материальное или социальное неравенство. Чувство зависти к финансовым успехам других и невозможность достичь такого же уровня материального благополучия вызывают стремление к «справедливости», толкают человека на противоправные действия.

У взрослых

У взрослых асоциальные элементы в поведении проявляются следующим образом:

  • эгоистичность;
  • стремление самореализоваться и самоутвердиться за счет других людей;
  • отсутствие способности переживать стыд и вину;
  • отсутствие порядка в жизни (частые переезды, отсутствие эмоциональных привязанностей к близким, смена мест работы и сферы труда);
  • отказ от брака и продолжения рода;
  • отказ от алиментных обязательств и своевременного погашения долгов по кредитам;
  • отсутствие мотивации к труду, отказ от трудоустройства или некачественное выполнение своих должностных обязанностей;
  • привычка опаздывать;
  • неуважительное отношение к окружающим, агрессивность, конфликтность;
  • игнорирование морально-нравственных устоев общества, аморальное поведение;
Отношение асоциала к успешным людям
Отношение асоциала к успешным людям
  • совершение мелких противоправных действий;
  • ассоциативный характер переживания эмоций (радость и горе выражаются одинаково).

Упоминания в литературе

Первым из психиатров, описавшим это состояние, был директор знаменитейшего в мире приюта для душевнобольных – больницы Бисетр на окраине Парижа. Филипп Пинель (1745–1826), основоположник современной психиатрии, написал о группе пациентов, страдающих «mania sans délire» («безумием без бреда»){12}. Этот термин использовали в тех случаях, когда человек обладал нормальным интеллектом, но отличался значительными недостатками поведения с такими типичными чертами, как жестокость,

асоциальность

, злоупотребление спиртным и наркотическими веществами, безответственность и безнравственность.

Подводя итог, можно говорить о том, что научные представления о психической норме и патологии неоднородны и базируются на различных концептуальных моделях (медицинской, социальной и т. д.) – Схожую ситуацию можно наблюдать и в области социальных представлений людей, далеких от психиатрии, – представления основываются в основном на отрывочных знаниях о названиях болезней (шизофрения, паранойя и т. д.). Маркером психических отклонений представляется агрессивность, «друговость», неопрятность, неадекватность,

асоциальность

, одиночество. Представления респондентов характеризуются отсутствием научных знаний. СП о норме, о психическом здоровье не сформированы вовсе и определяются через болезнь.

Характеристики асоциальной личности

Асоциальность может проявиться уже в младших классах или подростковом возрасте. Ребенок:

  1. Лжет родителям и сверстникам.
  2. Отказывается от посещения школы, не проявляет интереса к учебе.
  3. Не имеет друзей среди ровесников, отказывается от общения с ними. Более агрессивные дети поддерживают контакты с «плохими» компаниями, общение в которых сводится к совершению совместных правонарушений — хулиганства, насилия, грабежей.
  4. Способен уходить из дома на несколько дней, имеет тягу к бродяжничеству. После возвращения ребенок обещает родителям больше не поступать подобным образом, но никогда не сдерживает обещания.
  5. Проявляет агрессию по отношению к животным или людям, которые физически слабее его.

Во взрослой жизни такой человек:

  1. Отличается недобросовестностью по отношению к работе. Для асоциальных людей характерны необоснованные прогулы, халатное отношение к своим обязанностям, отсутствие мотивации. Нередко такие люди отказываются устраиваться на работу, имея для этого возможности.
  2. Не умеет выражать свои эмоции. И горе, и радость могут выражаться у асоциала истериками.
  3. Не способен планировать свою жизнь, что проявляется частыми переездами, сменами рабочих мест и партнеров.
  4. Склонен к преступлениям и агрессии. Не имея возможности или боясь совершить преступление, асоциальный человек направляет агрессию на близких людей, от которых не ожидает ответной реакции — престарелых родителей, малолетних детей, супругов.
  5. Стремится удовлетворить свои потребности, не считаясь с потребностями других людей. Будучи эгоистами, асоциалы уверены в правильности своего поведения. Им не свойственен стыд.
  6. Игнорирует свои материальные обязательства, отказываясь платить долги, алименты, финансово помогать нуждающимся близким родственникам.

Этимология

Происходит от ??

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий