§ 6. Дилемма. Введение в логику и научный метод

§ 6. Дилемма. Введение в логику и научный метод Женщине

Дилемма: основные виды

Дилемма основные видыДилемма имеет три основных вида, которые необходимо подробней разобрать:

  1. Этическая.
  2. Моральная.
  3. Дилемма заключённого.

Этическая дилемма затрагивает существующие нормы общества и предполагает определённый моральный выбор. Она укладывается в правовые нормы. Проще говоря: встаёт вопрос решить задачу, основываясь на этические нормы поведения или попуститься, и действовать на основании моральных принципов, нарушающих истинную мораль.

Например, встаёт дилемма уволить отца-одиночку или мать, у которой ребёнок инвалид. И то и другое можно сделать. Вопрос, что предпочтёт руководитель.Затрагиваются вопросы совести, долга, ответственности, добра и зла. Выбор приходится делать между тем, что правильно с моральной точки зрения, но совсем невыгодно, и тем, что зло для других, но приносит пользу тому, кто выбирает.

§ 6. дилемма. введение в логику и научный метод

§ 6. Дилемма

Условные и дизъюнктивные суждения могут сочетаться множеством способов, предлагая и более сложные аргументы. Мы не можем рассматривать все из них, и поэтому мы остановимся лишь на одном из них, называющимся «дилеммой». Читателю следует учесть, что дилемма не вводит никакого нового логического принципа и рассматривается отдельно лишь в силу существующей традиции и интересных вариантов применения. Никаких иных причин для выделения дилеммы из множества других сложных форм рассуждения нет.

Дилемма – это такой аргумент, в котором одна посылка (большая) является конъюнкцией двух условных суждений, а вторая посылка (меньшая) является дизъюнктивным суждением. В меньшей посылке либо утверждаются антецеденты, либо отрицаются консеквенты большей посылки.

Дилеммы, в которых меньшая посылка утверждает антецеденты в большей посылке, называются конструктивными. Дилеммы, в которых меньшая посылка отрицает антецеденты в большей посылке, называются деструктивными. В конструктивных дилеммах антецеденты большей посылки должны быть представлены различными суждениями, тогда как консеквенты могут быть либо различными суждениями, либо одним и тем же суждением. В первом случае дилемма является сложной конструктивной, во втором – простой конструктивной. В деструктивной дилемме консеквенты в большей посылке должны быть различными суждениями, тогда как антецеденты могут быть представлены различными суждениями или же одним и тем же суждением. В первом случае дилемма является сложной деструктивной, во втором – простой деструктивной. Таким образом, существует четыре различных вида дилемм. Проиллюстрируем каждый из них.

1. Сложная конструктивная дилемма

Если женщины приукрашиваются напоказ, то они самовлюбленны. Если женщины приукрашиваются для того, чтобы привлекать мужчин, то они аморальны.

Женщины приукрашиваются напоказ или для того, чтобы привлекать мужчин.

? Женщины самовлюбленны или аморальны.

2. Простая конструктивная дилемма

Если допустить, что сумма углов треугольника равна сумме двух прямых углов, то пятый постулат Евклида доказуем. Если допустить, что существуют два подобных треугольника с разной площадью, то постулат Евклида доказуем.

Допускается, что сумма углов треугольника равна сумме двух прямых углов, или что существуют два подобных треугольника с неравной площадью.

? Пятый постулат Евклида доказуем.

3. Сложная деструктивная дилемма

Если страна ввязывается в войну, то проблема безработицы разрешима. Если в стране не будет изменена структура промышленности, то произойдет революция.

Проблема безработицы неразрешима, или революция не произойдет.

? Или страна воздержится от войны, или в ней будет изменена структура промышленности.

4. Простая деструктивная дилемма

Если у вас привычка насвистывать, то вы слабоумны; если у вас привычка насвистывать, то вы не являетесь музыкально одаренным.

Или вы не слабоумны, или вы музыкально одарены.

? У вас нет привычки насвистывать [34] .

Значимость дилемм

Рассуждение с помощью дилемм имеет особое значение в случаях, когда мы не можем утверждать истинность какого-либо из антецедентов или же ложность какого-либо из консеквентов из множества условных суждений, но когда мы при этом можем утверждать их общую истинность или ложность. Таким образом, даже если нам не известно, для каких целей приукрашивается конкретная женщина, мы на основании посылок из первого примера можем заключить, что как бы то ни было, она либо самовлюбленна, либо аморальна. А для целого ряда случаев нам может и не понадобиться больше информации.

Как быть Леди:  5 способов победить страх ездить на машине пассажиром - ПсихоДрайвер

С некоторых пор многие стали воспринимать дилемму как отточенную интеллектуальную технику, использующуюся в дебатах и полемической литературе. Это привело к мнению

о том, что дилемма является неправильной формой мышления. Однако это мнение также необоснованно, как и любое другое подобное мнение относительно какой-либо правильной формы умозаключения, которая, несмотря на свою правильность, была неправильно использована. Вследствие этого недопонимания следует подробнее остановиться на возможных способах, с помощью которых избегается принятие истинности заключения дилеммы. При этом не следует забывать о том, что подобное избегание возможно лишь при отрицании материальной истинности одной из посылок дилеммы.

Как не попасть на «рога» дилеммы

Оппонент, против которого направлена дилемма, может разрушить убедительную силу аргумента, указав на то, что помимо перечисленных есть еще и другие члены дизъюнкции. Поскольку дизъюнкты называются «рогами» дилеммы, на которые предполагается насадить оппонента, то считается, что, применяя данный метод, он проскакивает между «рогов» дилеммы.

Каким образом это может быть осуществлено в случае с первой из вышеперечисленных дилемм? Св. Фома Аквинский, исследовавший вопрос «Греховно ли приукрашивание себя женщинами?» в книге «Summa theologica» указывает на то, что женщины могут приукрашиваться не только по указанным причинам, но и для того, чтобы скрыть свои физические недостатки, что, по мнению Аквината, делает их действия достойными похвалы. Более того, один из дизъюнктов в меньшей посылке может быть разбит на несколько дизъюнктов, которые не будут иметь единого следствия. Таким образом, св. Фома Аквинский различает женщин, приукрашивающих себя для того, чтобы привлекать мужчин, не являющихся их мужьями, и женщин, приукрашивающих себя для того, чтобы привлекать собственных мужей. В последнем случае, по мнению св. Фомы, действия женщины похвальны.

Как взять дилемму за «рога»

Оппонент может оспорить истинность большей посылки. Он может сделать это, либо просто продемонстрировав то, что посылка приводит к противоречию, либо указав на то, что тот или иной антецедент имплицирует следствия, отличные от тех, что утверждаются в посылке. В таком случае считается, что он берет дилемму за «рога», т. е. за предлагаемые дизъюнкты. Так, в первом примере мы можем принять предлагаемую дизъюнкцию, но при этом отрицать большую посылку целиком, утверждая, что если женщины приукрашиваются для того, чтобы привлекать мужчин, то делают они это для того, чтобы спасти их от худших пороков. В таком случае их следует рассматривать как добродетельных.

Опровержение дилеммы

Наконец, оппонент может ответить на дилемму, предложив иной аргумент, заключение которого будет противоречить заключению дилеммы. При этом зачастую лишь создается видимость того, что заключение в опровергающей дилемме противоречит заключению исходного аргумента. Такая дилемма может показаться убедительной неподготовленной аудитории, однако ее логическая значимость является показной.

Считается, что одна афинская мать предостерегала своего сына от общественной жизни следующим образом:

Если ты скажешь истину, люди будут тебя ненавидеть.

Если ты скажешь ложь, тебя будут ненавидеть боги.

Однако тебе придется говорить истину или ложь.

? Или боги, или люди будут тебя ненавидеть.

Считается, что сын ответил ей следующим образом:

Если я скажу истину, то боги будут меня любить. Если я солгу, то меня будут любить люди.

Однако мне придется говорить истину или ложь.

? Или люди, или боги будут меня любить.

На данном этапе читатель обладает достаточными знаниями, чтобы увидеть, что заключение второй дилеммы не противоречит заключению первой дилеммы. Только кажется, что они противоречат друг другу, хотя на самом деле оба заключения вполне совместимы. По-настоящему противоречить первому заключению будет следующее суждение: «Люди будут меня любить, и боги будут меня любить».

Дилемму и ее кажущееся опровержение можно символизировать следующим образом. Первая дилемма:

( p ? q ) . ( r ? s )

p ? r

? q ? s .

Опровергающая дилемма:

( p ? s ?) . ( r ? q ?)

p ? r

? s ? ? q ?.

Очевидно, что ( q ? s ) и ( s ? ? q ?) не противоречат друг другу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Дилемма заключённого

Дилемма заключённого«Дилемма заключённого» — это ситуация, приносящая вред из-за отсутствия доверия, нежелания сотрудничать. Она относится к теории игр и предполагает наличие двух людей, определяющих своим выбором результат. Каждый участник имеет свою цель и строит стратегию, которая приводит к победе или проигрышу, в зависимости от действий второго участника.

Как быть Леди:  Асоциальность. Что такое "Асоциальность"? Понятие и определение термина "Асоциальность" – Глоссарий | Онлайн журнал Psychologies

Рассматривается на примере двух заключённых, которым предъявлено обвинение, доказывающее их вину, и им следует решить вопрос о сотрудничестве с правоохранительными органами. Идея в том, что группа лиц, совершившая преступление по сговору, получает больший срок, чем преступник, действующий в одиночку.

Дилемма по конструкции бывает

Дилемма по конструкции бываетКонструктивная дилемма или созидательное умозаключение выстраивается из двух посылок. В первой утверждается, что из двух отличных друг от друга оснований проистекает следствие. Разделительная посылка доказывает оба имеющихся основания. Во второй посылке принимается, что правильно одно или другое из этих оснований. В заключение устанавливается следствие.

Деструктивная дилемма или разрушительная также бывает простой и сложной. В простой: первая посылка указывает, что оба различных следствия происходят из одного основания. Вторая является разделительным суждением этих следствий. В заключение отрицается основание.

Дилемма простыми словами

Простыми словами дилемма это и есть ситуация, а для её разрешения имеются две возможности, между которыми осуществляется выбор. Причём обе они негативные и не приносят ничего хорошего. Или имеется трудная ситуация, в которой человек выбирает один из двух имеющихся вариантов действий.

Оба действия ни в коей мере не удовлетворяют, имея одинаковую ценность или, проще говоря: оба неблагоприятны и порождают одинаковые трудности. Отсюда и появилось два выражения, а именно сложная и неразрешимая дилемма.

Дилемма: способы решения

Дилемма способы решенияРешается дилемма всегда нелегко. Ситуации могут возникать спонтанно, что приводит к поспешному решению и другой вариант, не принятый, может быть более выгодным. Оба варианта не решают до конца дилемму, и выбирать нужно более подходящий результат, который приближает к цели. Следует разобраться и проанализировать:

  1. Сформулировать суть возникшей дилеммы.
  2. Выявить причины возникновения.
  3. Попытаться найти больше решений, которые не обозначены чётко, чем два вероятных.
  4. Провести исследование выбранных решений на предмет морали, этичности, законности.
  5. Выявить очевидные плюсы каждого выбора и связанные с ним риски.
  6. Определить то, что приносит больше пользы и меньше вреда.

Спасибо, что прочли статью до конца и не забывайте делиться информацией в социальных сетях, ведь Вам несложно, а нам приятно.

Дилеммы этического характера

Начнем немножко с занудства. Этикой является наука о нравственности и морали. У второго термина существует два значения: внутренние особенности личности, культурность ее нравственных характеристик (откровенности, чистосердечия, прямолинейности); состав моральных норм, принципов, которые приняты в обществе.

Исходя из других данных, моралью выступает внешнее установление социума, а нравственностью — аттестация внутреннего мира личности. Порой под этикой понимается правило и установление конкретной социальной категории либо учения.

Однако, важным выступает тот факт, что живой русский язык не обладает подобным разграничением. Другими словами, этическая дилемма — моральная и нравственная, так же, как и значение остается прежним.

Сфера этики вмещает следующие проблемы:

  • Добро и зло.
  • Свобода воли.
  • Жизненный смысл и предназначение человека.
  • Связь должного с желаемым.

Безусловно, это далеко не все, однако для наших задач достаточно и данного примера. Главным выступает другой факт: этическую «Д» нельзя назвать ложной. Скажем, когда брать глобальные проблемы зла и добра, то не правильным будет понятие, что человек может одновременно находиться на стороне добра и зла. Все мы выбираем именно ту команду, за правилами которой предпочитаем играть.

Не стоит путать с проблемой

Дилемма — это наличие выбора между двумя способами решения проблемы. Она проявляется на этапе решения ситуации. Если решений больше двух — это уже не дилемма.Проблема возникает на стадии развития ситуации и она одна. Встал вопрос и его нужно решать. Вариантов решения проблемы может быть несколько.

Очередной пример

Очередной примерРуководитель даёт менеджерам одинаковое задание с условием, кто справится быстрее и предоставит результат, тот получит бонус. Вместо сотрудничества и гарантированного получения вознаграждения на двоих, члены команды предпочитают вступить в конкурентную борьбу, и каждый старается выполнить быстрее конкурента, чтобы получить премию.

Как быть Леди:  Уважение к человеку - это... Определение понятия.

Фишка в том, что неизвестно кто получит выигрыш. Объединение усилий и сотрудничество приведёт к выполнению задания и гарантирует получение вознаграждения, которое можно поделить на двоих.

Простой пример

Простой примерНапример, необходимо совершить действие А и действие Б, которые приводят к результату B. Встаёт выбор или дилемма, какое действие будет верным? Рассматриваются предпосылки для получения более верного результата, а не встаёт вопрос, что выбрать. Результат будет одинаковый.

Отсюда следует, что дилемма — это двойственная ситуация с одним и тем же результатом. На самом деле, каждая дилемма в большинстве случаев затрагивает глубокие жизненные аспекты, скрытые от внешнего взора.

Смысл выражения

Сейчас как раз тот момент, когда можно открыть для себя значение этого изумительного понятия. Сначала применим толковый словарь, ведь согласно статистике, нет причин, чтобы ему не доверять. Он для нас открывает два смысла:

  1. Комбинация понятий, которые умозаключены с двумя супротивными положениями, вычеркивающими вероятность третьего.
  2. Ситуация, при которой выбор одного из двух совершенно противоположных мнений  крайне затруднительный.

Первое значение больше знакомо математикам и логикам, а второе более известное каждому образованному человеку. И здесь без разницы, какая у него специализация. Таким образом, мы акцентируем внимание на втором значение.

Теперь, когда нами отчетливо понимается слово «дилемма», можно приступить к приведению конкретного примера, одновременно задумываясь над весьма интересным вопросом.

Первым примером будет житейская проблема, касающаяся выбора вуза

Каждому человеку, достигшему 17-летнего возраста, известно мытарство выбора того учебного заведения, где он намерен продолжать образование. Безусловно, что он может существенно упростить ситуацию ЕГЭ: сдать один экзамен, а затем разослать результаты в различные вузы государства, а дальше, как повезет.

Главная задача здесь состоит, в выборе. Давайте представим ситуацию раздумий, как дилемму: куда вступить, быть врачом либо кавалеристом? А вот именно тут необходимо остановиться и отметить, что в данной версии дилемма обладает ложным характером. И именно последнее следует разъяснить.

Когда абитуриенту сообщают, что перед ним лишь два пути: доктор или искусствовед, то это является недоразумением. Так как возможностей у бедного запуганного вчерашнего школьника намного больше. Он может выбрать какой угодно профиль. Здесь нет места дилемме, каждая преграда находиться в самом сознание.

Мы, увы, очень часто не замечаем и не ведаем об остальных возможностях развития событий, помимо двух. Из этого следует, что с этого момента река нашей жизни способно течь, исключительно по двум руслам. Такая мысль выступает абсолютно ложной, а в некотором смысле и преступной.

Однако, к счастью, современные абитуриенты намного умнее. Они не поддаются смятению, попадая в капкан такой ситуации.

Выводы

Концепция всех наук, весьма сложная, тем не менее, если речь идет о прикладных задачах, то туман мгновенно рассевается. Что представляет собой «Д», с моральной точки зрения? Давайте вообразим всем известную ситуацию. Парень полюбил избранницу своего лучшего друга.

Однако, изначально перед принятием решения, как быть дальше, он должен ответить на некоторые вопросы:

  • Девушка чувствует себя счастливой рядом с другом?
  • У нее имеются к нему чувства?
  • Любит ли друг ее?
  • Видят ли они себя вместе в будущем?
  • Что выступает важным: вероятность чувств либо мужская дружба?

Само собой, не все могут дать ответы на вышеуказанные вопросы со спокойствием и объективностью. Обычно, все случается спонтанно, а о морали и нравственности вообще не может быть и речи. Однако в действительности, все данные вопросы являются этическими.

Хочется напоследок обратиться к читателю с пожеланиями, чтобы ему никогда не приходилось находиться в ситуации морального выбора. Конечно, данное развитие событий нереально, и нам лишь остается надеяться, что он не останется внакладе и сможет сделать правильный вывод.

Популярное умозаключение

Как дилемма чаще трактуется в жизни? Как принято говорить «из двух зол, выбирают всегда меньшее». Но выбор есть всегда, даже если известно, что результат в обоих случаях будет негативным. Сложный выбор людям приходится делать довольно часто. Поэтому данная тема всегда интересна и поднимается на обсуждение, её исследуют философы и учёные.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий