Теория потребностей маслоу

Теория потребностей маслоу Женщине

Что можно сделать.

Для мотивации сотрудников работодатели обычно делают ставку на базовые потребности: повышают зарплату, продвигают по службе, проводят корпоративы. Но возможностей для мотивации больше.

Руководители и владельцы компаний могут анализировать желания сотрудников и помогать удовлетворять их. Взамен они получат мотивированного сотрудника, которому интересно развиваться и двигать своими идеями компанию к успеху.

Google привлекает и мотивирует лучших специалистов со всего мира не только высокими зарплатами, но и своей корпоративной культурой. В её основе высшая потребность — самореализация. Компания поощряет нестандартный подход к задачам, ориентируется  на способности сотрудников, помогает им отдыхать даже на рабочем месте, а офис воспринимать как место силы, а не тюрьму строгого режима

К способам мотивации сотрудников можно отнести любые улучшения рабочего процесса. Даже подключение автоматизированных систем, которые забирают рутину на себя. Вот ещё некоторые.

Варианты удовлетворения потребностей сотрудников компании

Чтобы лучше понимать потребности других людей и выстраивать доверительные отношения с коллегами понадобится высокий уровень эмоционального интеллекта. Прокачать этот навык можно на курсе «Эмоциональный интеллект и лидерство» от Skillbox

История создания пирамиды потребностей по маслоу. предположительная мысль

Вообще рассматриваю пирамиду – возникло чувство, что где-то это уже видано.

Сам А. Маслоу упоминал, что переход от одной потребности к другой – это жизнь человека (к 50 годам к 7 ступеньке), но, по моему все еще проще:

1 и 2 ступень (физиология и безопасность): это первые годы младенца – все его потребности ограниченны едой и присутствием мамы.

3 и 4 ступень (социальные потребности и признание): ребенок уже подрос — все внимание вызывает на себя; желает, чтоб с ним уже считались. 5 ступень (познание):  период «почемучки»

5 ступень (познание):  период «почемучки».

6 ступень (эстетика):  отрочество — понимание, что такое хорошо, а что такое плохо.

7 ступень ( Я — самоактулизация): подростковый период – максимализм,  поиски – зачем я живу.

P.S. Хотел экспериментально подтвердить эту теорию на примере поисковых запросов от яндекса и гугла. Сама идея: чем выше ступенька (и соответствующий запрос) — тем меньше это ищут. Идея, отчасти,  удалась (к примеру, слово ищут в 1 000 раз меньше чем — [

пииии..

.], вырезал цензурой), но проблема возникла в  объективности доказательства.

Можно пройти тест: Тест на выявление потребностей по пирамиде Маслоу

Критика пирамиды маслоу

Многие современные психологи подвергают пирамиду Маслоу критике за то, что благодаря ей делаются неверные обобщения, а значит, она неприменима на практике. Некоторые люди, считают они, смогли добиться в жизни больших успехов именно потому, что не были удовлетворены их базовые потребности.

Одним людям, чтобы удовлетворить свою потребность в признании, достаточно заслужить любовь и уважение своих друзей и близких, другим же для этого нужно завоевать полмира. К тому же, говорят психологи, человек никогда не сможет удовлетворить все свои потребности полностью – ему постоянно будет нужно что-то еще. И тем более, по мнению критиков, невозможно применить пирамиду Маслоу в маркетинге, бизнесе или рекламе.

Как быть Леди:  Милая Оля… ... © «Зимняя вишня» — цитата из фильма

Сам же Маслоу говорил, что не ставил целью создать методическое пособие – его работа носит, скорее, философский характер, где он стремился объяснить мотивы человеческих поступков. И предназначение созданной им иерархии человеческих потребностей в том, чтобы люди научились удовлетворять свои желания в соответствии с потребностями, в противном случае их ждет жизненное разочарование.

Пирамида маслоу — в чём подвох?)

Пирамида Маслоу  в ч м подвох

Во-первых, пирамида Маслоу такой, какой мы её знаем,  не имеет прямого отношения к Абрахаму Маслоу, (бывшему Маслову). Нужно знать, что теорию Маслоу понимают часто слишком … прямо. Потому что думают, глядя на злосчастную пирамиду, что есть некие потребности, удовлетворяя которые по очереди, можно, как по ступенькам подниматься на самый верх — и будет Вам счастье. Всё немного по-другому, если вдуматься. 

Во-первых, Маслоу не ратовал за то, чтобы возник какой-то регламентированный список потребностей, потому что в случае «пирамиды Маслоу» создаётся ощущение, что каждая потребность живёт своей автономной жизнью, никак не пересекаясь с другими потребностями. 

 И, самое главное, что только по  поведению человека, можно было бы предполагать, какими потребностями человек руководствуется, когда делает что-либо.

Маслоу в своей книге» Мотивация и личность» как раз писал о том, что поведение человка, например, желание есть, может быть вызвано «потребностью в безопасности», а за желанием совершить половой акт может стоять «потребность в половом удовлетворении, и потребность в самоутверждении». То есть человек может вести себя тем или иным образом, руководствуясь разными потребностями. 

  То есть, например, голод, если неправильно понимать Маслоу, может относиться к физиологическим потребностям. Однако Маслоу не был фантазёром и отлично понимал, какова реальность на самом деле. Так, в своей книге «Мотивация и личность» он заметил, что голод в самом страшном его виде в современном цивилизованном мире человек, как правило, не испытывает или истпытывает не больше двух-трёх раз в жизни. Если стоит вопрос о выживании, то, конечно, человек будет стремиться наесться, как, например, люди, попавшие в катастрофу и оказавшиеся в районе скал зимой. Им нужно выжить — и это первостепенная задача, но   если человек не «смертельно голоден», то у организма и нет явной  необходимости удовлетворять эту потребность. кроме того, вот это примитивное представление о том, что есть некая «пирамида» потребностей и человек «взбирается» вверх пирамиды, удовлетворяя потребность за потребностью, несколько далеко от того, что имел в виду Маслоу. Конечно, согласно Маслоу, человек удовлетворяет в первую очередь ту потребность, в которой нуждается наиболее остро, если выборК из двух неудовлетворённых потребностей, например,

» … но  это ни в коем случае не означаетчто поведение этого человека будет определяться именно этой потребностью». «…Люди, преданные … идеалам и ценностям, готовы ради них терпеть лишения, муки и даже пойти на смерть». И вот ещё его цитата: » «… Креативные потребности людей с ярко выраженным творческим потенциалом выглядят более важными, более значимыми, чем любые другие. Надо отдать должное таким людям – испытываемая ими потребность в воплощении своих творческих возможностей не всегда вызвана пресыщением базовых потребностей, очень часто они творят вопреки неудовлетворенности».

Как быть Леди:  Двое мужчин теперь могут зачать ребенка - Экспресс газета

И подтверждением этого утверждения о том, что «художник может быть голодным» служит биография, например, Винсента Ван Гога. Художник создал за свою жизнь примерно 2000 произведений, которые на сегодняшний день покупаются и продаются за баснословные суммы. Однако при жизни ему удалось продать всего одну картину. Он прожил нелёгкую жизнь и застрелился в 37 лет. Понятно, что его базовые  потребности не были удовлетворены, однако это не помешало ему довольно долго писать картины. И таких примеров много. 

Есть же примеры и с точностью «до наоборот». Многие люди, жившие в детстве в нищете, настолько боятся бедности, что довольствуются только удовлетворением базовой потребности. Иногда, видимо, человеку даже не нужно испытывать нужду в детстве, чтобы довести искажённое удовлетворение этой потребности до абсурда. Так, миллионерша Генриетта Хоуленд Грин, оставившая после своей смерти (1916 год) более 100 миллионов долларов (потрясающая сумма) всю жизнь отчаянно экономила на всём (жила в самых дешёвых квартирах и однажды всю ночь искала почтовую марку подешевле). Её сыну врачи вынуждены были ампутировать ногу из-за того, что мадам несколько суток не могла определиться, в какую самую дешёвую больницу поместить сына. Говорят, что её хватил удар, когда она выяснила, что её кухарка переплатила за молоко. 

Однако, в большинстве случаев замечено, что люди, которые с детства растут в любви и безопасности, больше других склонны контролировать свои эмоции в стрессовых условиях. 

Но, опять же, не стоит думать, что 5 отмеченных в пирамиде групп потребностей делают человека зависимым от того, удовлетворены ли эти потребности по-очереди, «снизу вверх», то есть глупо думать, что  по мере удовлетворения одной потребности, «свято место» тут же занимает другая.  Любой человек в этом смысле амбивалентен — он одновременно и удовлетворён и неудовлетворён «наполнением» своих базовых потребностей. 

 Нужно ещё отметить, что потребности просыпаются не мгновенно, не сразу, скорее они медленно потягиваются, моргая сонными глазами, — это особо относится к активности более высоких по уровню потребностей, и, кроме того, в какой-то момент времени у какого-то человека нужда в одной потребности больше, чем в другой. 

Таким образом, можно понять, что процесс удовлетворения потребностей не такой уж прямолинейный, как в пресловутой пирамиде Маслоу, которую, к слову сказать, сам Маслоу никогда не рисовал), более того, он был против составления каталога потребностей. И человек, согласно Маслоу, конечно же,  может испытывать разнообразную нужду в один момент времени удовлетворяя несколько потребностей одновременно. 

Откуда же взялась эта пирамида, то есть рисунок? Предполагают, что данный рисунок пирамиды Маслоу ввёл в обиход Филип Котлер, маркетолог. Зачем он это сделал, все гадают до сих пор. Сами маркетологи утверждают, что пирамиду Маслоу нельзя применить на практике и что она совершенно нежизнеспособна для них, тем более что Котлер исказил идеи Маслоу до известного нам в настоящем вида. А всё не так просто — многие вещи совсем не такие, какими кажутся на первый взгляд).

Как быть Леди:  Кто такие амбидекстры? - — LiveJournal

Практическое применение

И все же, несмотря на критику, теория Маслоу таки применяется на практике. Например, ее используют в системе управления персоналом при выстраивании способов мотивации сотрудников, при долгосрочном планировании для составления прогнозов о будущих потребностях в различных товарах и услугах.

В книге Джона Шелдрейка «Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации», где собраны труды теоретиков и практиков, «отцов» менеджмента, в главе 14 «Абрахам Маслоу и иерархия потребностей» речь идет о том, что деятельность компаний зависит от состояния рынка потребностей.

Например, при экономическом кризисе человеческие потребности снижаются и преимущественно сводятся к физиологическим, находящимся на нижней ступени пирамиды, которые актуальны в любые времена. Причем спрос на медицинские услуги будет всегда, в то время как в условиях кризиса интерес к модным тенденциям падает.

Поэтому при стратегическом планировании важно наблюдать за рынком потребностей и настраиваться на обслуживание той из них, которая развивается. И наоборот, если необходимость в той иной потребности снижается, нужно вовремя уйти с данного рынка. Таким образом, сказать, что пирамида Маслоу совершенно неприменима в маркетинге, нельзя

Однако автор вышеупомянутой книги предостерегает, что для анализа работы крупных компаний и организаций она не подходит.

Теория потребностей абрахама маслоу

▪️Теория потребностей Абрахама Маслоу классифицирует их по иерархии — от низших к высшим. Базовые нужды находятся в основании диаграммы, они самые важные, насущные, доминирующие. Базовые потребности держат всю тяжесть пирамиды. Потребности высшего порядка становятся актуальными и возможными тогда, когда у пирамиды прочное основание, и «низшие» потребности полностью удовлетворены.

Автор пирамиды потребностей Абрахам Маслоу родился в 1908 г. в Нью-Йорке в семье еврейского эмигранта из Киева. Семья жила в «нееврейском» районе, и в школе застенчивый Абрахам столкнулся с ярко выраженным антисемитизмом и непризнанностью по отношению к себе.

▪️Маслоу получил классическое образование в области бихевиоризма. В 30-е годы прошлого века в Америку, спасаясь от гонений нацистов, переехали многие знаменитые европейские психологи. После знакомства с европейскими «светилами» и проникнув их идеями, Маслоу начал работу в направлении гуманистической психологии. Впоследствии будущий автор «пирамиды» возглавил Американскую ассоциацию психологов.

▪️Формирование направления гуманистической психологии явилось переворотом в представлениях об образе человека, его мышлении, концепции ценностей и положении в обществе.

▪️Содержательная теория американского психолога представляет собой схему мотивационной модели иерархии человеческих потребностей. Благодаря психологу Абрахаму Маслоу была сформирована иерархия потребностей человека. На этом основании в экономической науке удалось смоделировать теории поведения и мотивации потребителей.

▪️На основании модели Маслоу маркетологи следят за изменениями потребностей и подстраивают под них работу по продвижению товаров. При определении целевой аудитории продукта маркетологи подчёркивают и выделяют потребность, которую этот продукт способен удовлетворить.

▪️Пирамида Маслоу и теория мотивации в классическом понимании предполагает, что у человека возникает стремление реализовать высокие потребности после того, как мы утолим низшие.

▪️Человек работает менеджером, делает карьеру постепенно, шаг за шагом, обеспечивает себя, семью, строит дом, получает признание в обществе. Реализация этих уровней должна обеспечить человеку возможность получить то, что находится на вершине пирамиды Маслоу.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий