Столичный психолог рассказал, что делать, если ребенок стесняется возраста родителей. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам — Маам.ру

Столичный психолог рассказал, что делать, если ребенок стесняется возраста родителей. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру Женщине

Что делать?

«Мы ужасно ругались с сыном из‑за того, что, когда я общалась с врачом или продавцом, он вдруг вспыхивал и убегал, ничего не объясняя, – рассказывает мама 13-летнего Макса Лариса Владимировна. – Наконец‑то я поговорила с ним, когда он был спокоен. Оказывается, я перебивала собеседников, есть у меня такая привычка, а ему было за меня стыдно».

«Признайте, что ребёнок имеет право стыдиться некоторых ситуаций с вами и не относитесь к этому болезненно, – говорит Шкилёва. – Расспросите, как вам вести себя с его друзьями, в его школе. Пусть он честно расскажет, в каких ситуациях ваше поведение кажется ему неприемлемым. И, главное, наберитесь терпения, потому что это время пройдёт и вы со смехом будете вспоминать нынешние обиды. Но только в том случае, если вы останетесь друзьями, а это в первую очередь зависит от вас».

Что делать родителям

что делать если ребенок стыдится родителейБыть в курсе. Всегда стоит обращать внимание на вопросы малышей, особенно если они касаются его волнений в отношении внешности, профессии, заработка и поведения родителей. Если становится заметно, что ребенок начинает стыдиться родителей, то не отпускайте ситуацию на самотек, а:

    • поговорите с ребенком и выясните, что его беспокоит;
    • откровенно поясните, почему мама и папа вынуждены так поступать, или по какой причине сложились жизненные обстоятельства именно так, а не иначе;
    • попробуйте вместе с ребенком найти альтернативу и своему поведению (отказавшись от некоторых привычек), и восприятию ребенком некоторых вещей. Например, родители соглашаются не упоминать при его друзьях о каких-то обязанностях подростка, но тогда тот не должен и забывать их выполнять;
  • никогда не упрекайте ребенка за то, что он стыдится родителей, не стыдите его, вызывая в нем чувство вины за свои эмоции;
  • не требуйте от него поменять свое поведение, но и сами не старайтесь подстроиться под стиль поведения чада;
  • не вторгаетесь в жизнь детей и в их чувства. Не стоит, например, выгораживать дитя перед учителем за двойку в его же (ребенка) присутствии или всякий раз бежать разбираться в школу с его обидчиком;
  • избавьтесь от чрезмерной опеки, особенно в присутствии сверстников сына или дочки. То же правило касается замечаний и нотаций в присутствии посторонних. Это унижает ребенка.

Станьте своему ребенку другом, не сравнивайте его с кем бы то ни было, разглядите в нем личность, тогда и у него не будет от родителей никаких секретов. А если нет секретов, то любые проблемы легко решаемы, в том числе и те, когда ребенок стыдится родителей.

Почему ребенок стыдится родителей

А проблема, как ни странно, начинается не тогда, когда ребенок достигает подросткового возраста. Первый «звоночек» звенит гораздо раньше, и родителям не стоит отмахиваться от него. Примерно в 3-4 года, когда малыш начинает ходить в садик и общаться со сверстниками, он многое узнает об окружающем его обществе. Ребенок делает определенные выводы, порой совсем не утешительные для себя, когда:

  • наблюдает, как чужие мамы и папы относятся к своим детям;
  • отмечает,как выглядят, одеваются и ведут себя другие дети и взрослые;
  • обсуждает со сверстниками некие события, которые происходят в его семье и свои взаимоотношения с родителями;
  • слышит рассказы других детей об отношениях в их семье.

почему дети стыдятся своих родителейПрактически во всех маленьких детках присутствует некая гордость за своих родителей. До поры до времени все они думают, что их мамы и папы – лучше всех и красивее всех. Но приходит время и кругозор ребенка расширяется, его опыт показывает, что мама Вероники, например, выглядит куда как интересней и красивей, чем его собственная мама, и одевается она круче, и пахнет от нее не супом, а духами. А папа Владика всегда забирает его на большом авто марки БМВ, тогда как его папа всегда занят, и ребенку с мамой приходится ехать домой в битком набитом автобусе.

Вот эти наблюдения и сравнения и начинают пробуждать в ребенке некую вину за свое положение, за родителей, которые не такие, как у других. Малыш в этом возрасте еще пытается найти некие «достоинства» у своих родителей, и даже выдумывает их в разговорах со сверстниками, но… Все это временное явление.

Подростки же, чтобы доказать своим друзьям, что они не принимают своих родителей такими «неудачниками», будут постоянно негативно и насмешливо отзываться о них в своей компании, дерзить старшим, уходить из дому, запираться в своей комнате, все делать на зло… В общем, стараться всем своим видом и поведением показать, что они очень сожалеют, что родились в этой семье.

Жестко? Но так оно и бывает, если вовремя не услышать тот «звоночек», прозвеневший еще в детском саду.

Что же вызывает стыд у детей?

почему дети стыдятся своих родителей 2Да практически все, чем их родители будут невыгодно (с точки зрения ребенка) выделяться от остальных родителей. Дети стесняются:

  • поведения родителей. Мама не так сказала, папа не то сделал в присутствии сверстников и друзей ребенка – это уже повод стыдиться. Проявление ласки и повышенной опеки или, наоборот, слишком грубые слова и действия на людях будут вызывать одинаково негативные эмоции у ребенка, тогда как дома подросток будет это воспринимать совершенно по-иному;
  • или такой еще пример. Родители, особенно если они уже в определенной возрастной категории, пытаются подражать манере общения подростков.Это обязательно повлечет насмешки со стороны компании ребенка и, соответственно, вызовет стыд за «предков»;подросток стыдится родителей
  • возраста родителей. Чем моложе родители, тем это круче, так считают наши дети. Они не понимают, что их рождение могло быть связано с разными жизненными ситуациями, и поэтому возраст мамы или папы не может быть причиной для стеснительности. Но часто это все же случается, и виной тому все та же детская психология, которая не принимает причин, а видит лишь следствия;
  • социального статуса родителей. Если мама работает не в банке, а санитаркой, а отец простой сантехник или рабочий на стройке – это не круто, это стыдно. Почему бы им в свое время не стать служащими в крутой компании, или, еще лучше, руководителями оной? Чем они думали, когда выбирали профессию? Теперь ребенок должен страдать из-за того, что мама с папой не могут обеспечить его дорогим телефоном или модными шмотками. Примерно так дети и рассуждают. Детский эгоизм и желание быть круче сверстников или хотя бы на равных с «элитой» из своего класса приводят к таким вот мыслям и осуждению родительской несостоятельности;что делать если едети стыдятся родителей
  • когда родители обсуждают их поведение с другими взрослыми при них, детях. Пусть даже это милые родительскому сердцу ситуации из малышовой жизни ребенка, но детки, а особенно подростки с играющими внутри них гормонами, будут считать, что «предки» не вправе выставлять их в невыгодном свете перед другими людьми. Это стыдно, когда твоя мама делится с другой мамой твоими детскими шалостями и «умилительными» историями;
  • родительской манеры одеваться. Тут зацепкой для неудовольствия чада могут быть и «немодные шмотки», и манера старомодно одеваться или, наоборот, слишком уж молодежный «прикид»;
  • внешность родителей. «Твоя мама похожа на бомбу, такая она толстая!», «Твой отец что, кол проглотил?», «Твоих родителей, наверное, Пикассо рисовал. Чего они у тебя такие страшные-то?». Такие вот высказывания нередки в компаниях подростков. Их хлебом не корми, а дай обсудить чью-нибудь внешность, и беда тем родителям, которые им со своей внешностью не угодили! Каково это слышать их детям? Невольно застыдишься. А уж если кто-то из родителей еще и инвалид – тут вообще порой насмешкам нет предела;
  • родителей, ведущих асоциальный образ жизни. Тут все и так понятно. Если твои папа или мама алкоголики, наркоманы или «сидельцы», то всякому ребенку станет за них стыдно.

К чему приводит такая вот стеснительность и стыд за родителей, уже было сказано – дети отдаляются от родителей, а становясь самостоятельными личностями, даже перестают с ними общаться. И что тогда остается родителям? Обида, горечь, разочарование и одиночество. Есть ли способ не допустить этого?

«как аукнется, так и откликнется» или почему взрослые дети не уважают своих родителей

Как аукнется так и откликнется или Почему взрослые дети не уважают своих родителей

Дети редко перевирают наши слова.

Они удивительно точно повторяют все то,

чего нам не следовало говорить.

Уважение детей к родителям и старшим является самой важной из семи добродетелей. «Почитай отца твоего и мать…» (помните?). Если ребенок не уважает и не любит своих родителей, то он похож на молодое дерево, у которого нет корней, или на ручей, у которого больше нет источника.

Родители подарили нам жизнь. Трудно описать, какие усилия они приложили, чтобы вырастить нас такими, какие мы есть.

Чего же ожидают родители в ответ? Им необходимо внимание, забота, в идеале любовь, но прежде всего уважение (таким образом, ребенок показывает им свою благодарность).

Посмотрим значение слова «уважение»:

Уважение – это чувство почтения, отношение, основанное на признании достоинств, высоких качеств кого-либо, чего-либо. // Признание важности, значимости, ценности; высокая оценка.

А теперь задумаемся, много ли мы наблюдаем семей, где счастливо складывались бы отношения между взрослыми (взрослыми!) детьми и их родителями?

Так уж устроено у людей,

Хотите вы этого, не хотите ли,

Но только родители любят детей

Чуть больше, чем дети своих родителей.

Как быть Леди:  Творим позитивное настроение сами

Родителям это всегда, признаться,

Обидно и странно. И все же, и все же,

Не надо тут видимо удивляться

И обижаться не надо тоже.

Любовь ведь не лавр под кудрявой кущей.

И чувствует в жизни острее тот,

Кто жертвует, действует, отдает,

Короче: дающий, а не берущий.

Любя безгранично своих детей,

Родители любят не только их,

Но плюс еще то, что в них было вложено:

Нежность, заботы, труды свои,

С невзгодами выигранные бои,

Всего и назвать даже невозможно!

А дети, приняв отеческий труд

И становясь усатыми «детками»,

Уже как должное все берут

И покровительственно зовут

Родителей «стариками» и «предками».

Когда же их ласково пожурят,

Напомнив про трудовое содружество,

Дети родителям говорят:

— Не надо товарищи, грустных тирад!

Жалоб поменьше, побольше мужества!

Так уж устроено у людей,

Хотите вы этого, не хотите ли,

Но только родители любят детей

Чуть больше, чем дети своих родителей.

И все же не стоит детей корить.

Ведь им же не век щебетать на ветках.

Когда-то и им малышей растить,

Все перечувствовать, пережить

И побывать в «стариках» и «предках»!

Эдуард Асадов

Почему так происходит?

Когда начинается Эпоха большой нелюбви?

Чаще всего, родители любят своих маленьких детей (особенно, если они послушны) и они отвечают им взаимностью. Даже, если это не так большинство родителей никогда не признаются в своей нелюбви к детям (даже себе). Они терпеливо стараются удовлетворить их потребности. Но, давайте задумаемся, о каких потребностях идет речь? Чаще всего их забота касается удовлетворения физиологических (в еде и т.д.) потребностей и потребности в безопасности. Уже с потребностью в любви у многих возникают проблемы. Любовь подменяется гиперопекой. Излишняя забота не дает ребенку возможности развиваться, потому что развитие, как известно, может быть лишь на уровне преодоления. «Ребенок не растение, его нельзя взращивать в парнике, под колпаком собственного влияния» (А. Сорин). Таким образом, дети лишаются возможности научится доверять себе, растут с убеждением, что от них ничего не зависит. Зачастую такие отношения становятся для детей удушающими, и здесь есть два выхода – бунт и смирение. Хорошо, если ребенок бунтует. Хуже, если привыкает.

 Столичный психолог рассказал, что делать, если ребенок стесняется возраста родителей. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

В последнем случае родители навсегда берут ответственность за жизнь своих детей. А ведь чем больше ответственности мы берем за своего ребенка, тем меньше ответственности у него остается. Тем самым мы инфантилизируем его и перегружаем себя. Никому не известно точно, в каком возрасте можно считать, что родители «совсем ни при чем», и будет ли такое когда-нибудь вообще. Поэтому они чувствуют пожизненную ответственность за все, что сделано их детьми. Итак, кто-то, вместо ребёнка (ЗА него) берёт на себя функцию контроля над ним. Зачем тогда ребёнку вырабатывать такое умение у себя?

 Столичный психолог рассказал, что делать, если ребенок стесняется возраста родителей. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Ламарк, аж в 18 веке сказал: «Неиспользуемая функция — атрофируется или дистрофируется». И чем дальше – тем хуже… Маленького ребенка легко контролировать, но дети растут. И чем меньше возможностей у родителей принимать непосредственное участие в жизни детей, тем больше их тревога из-за ощущения невозможности «пилотировать» их полет (ведь они и только они отвечают за результат!), и тем больше желание критиковать и запрещать – как попытка вернуть себе контроль. Вот и получается, что в большинстве случаев, когда дети ждут от родителей поддержки в своем становлении, родители больше тормозят их, чем помогают развиваться. Ребёнок вырастает во взрослого, который не имеет адекватного представления о собственных возможностях и не считает себя ответственным за свою жизнь.

Какое будущее ждет родителей таких детей?

  Столичный психолог рассказал, что делать, если ребенок стесняется возраста родителей. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

 Столичный психолог рассказал, что делать, если ребенок стесняется возраста родителей. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

 Столичный психолог рассказал, что делать, если ребенок стесняется возраста родителей. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

 Столичный психолог рассказал, что делать, если ребенок стесняется возраста родителей. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

 Столичный психолог рассказал, что делать, если ребенок стесняется возраста родителей. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

 Столичный психолог рассказал, что делать, если ребенок стесняется возраста родителей. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

 Столичный психолог рассказал, что делать, если ребенок стесняется возраста родителей. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

 «Все лучшее детям – до их старости?

Дети растут, обгоняя доходы родителей?»

(Г.Малкин)

И не нужно потом удивляться тому, что родителям так тяжело живется, а остальным в их окружении ни до чего нет дела! Вы думаете, что дети испытывают к таким родителям благодарность? Как бы ни так. То, что легко дается, обычно мало ценится, если вообще замечается.

Вывод: Не надо брать всю ответственность, нужно взять только свою!

Зачем родителям стремиться контролировать своего ребенка? Затем, что они рассматривают его как продолжение себя… Вы же контролируете свою руку или ногу? Поэтому для многих родителей это странный вопрос. А как обстоят дела с потребностями более высокого уровня? А никак. Можно ли сказать, что родители уважают своих детей? Понимают и ценят их индивидуальность? «Какая глупость» — с возмущением скажут многие родители. За что их уважать? Взрослых мы уважаем за достижения, у детей их нет…» (ой ли)

Много ли реальной теплоты и понимания интересов ребенка в подобных отношениях? Итак, родители (в лучшем случае) любят детей как часть себя… и все…Уважение к индивидуальности в этой системе отсутствует в принципе.

 К чему это приводит?

Элементарное неуважение к личности в детском возрасте (а личность несомненно есть) обычно распространяется и дальше. Собственно, именно в этом и кроется одна из основных причин конфликтов между поколениями. Дети растут, но родители продолжают считать их своей собственностью, бесцеремонно вторгаясь в их личную жизнь.

 Столичный психолог рассказал, что делать, если ребенок стесняется возраста родителей. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Какие такие границы? У многих родителей в принципе отсутствует понятие личного пространства.

Как строится их общение? Как правило, по принципу «мама (папа) лучше знает, что тебе надо». Но ведь и по мере взросления детей мама тоже приобретает все больший жизненный опыт – а значит, снова знает лучше.

Родители стараются привить детям свои привычки и взгляды на жизнь. Им больно от того, что дети оказываются не такими, какими они хотят их видеть, поэтому они безжалостно искореняют любое инакомыслие и отличие, как сорняк. Конечно, из добрых побуждений (так им кажется). Они искренне стараются уберечь своих детей от ошибок. Вот только каким путем? Как правило, путем постоянного поиска недостатков и указания на них… Тем самым, они превращают их в неудачников, как в собственных глазах, так и в глазах самих же родителей. «Благими намерениями вымощена дорога в ад»…

Столичный психолог рассказал, что делать, если ребенок стесняется возраста родителей. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру 

Если родитель считает, что ребенок его продолжение, улучшенная копия, то ребенок неизбежно становится заложником родительских амбиций, комплексов, орудием для сведения счетов как с другими людьми, так и с миром в целом. Он «должен» оправдать надежды родителей, достичь того, что не смогли они, вести правильный по их понятиям образ жизни и т.д. На самом деле мы снова имеем дело с неуважением к личности другого, с отказом ему в праве самому решать, как жить. «Окажи родителям чуточку доверия, и они воспользуются им как ломом, чтобы вскрыть тебя и переустроить твою жизнь, лишив ее всякой перспективы» (Дуглас Коупленд) А «против лома, нет приема»…

 Столичный психолог рассказал, что делать, если ребенок стесняется возраста родителей. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

 Родительское тщеславие способно как помочь ребенку – поддержать в достижении результатов на собственном пути и после принести обоснованное чувство гордости за него, так и серьезно осложнить жизнь.

Сценарий в этом случае может развиваться несколькими путями.

1. Успешная реализация предписанного сценария ценой огромных  усилий, дающая-таки родителям возможность гордиться ребенком, но идущая вразрез с его подлинными интересами. При этой схеме страдает сын / дочь.

2. Разочарование родителей по поводу неуспешности жизни сына (дочери), который либо не сумел реализовать предписанный родителями сценарий из-за отсутствия склонностей, либо и не пытался этого сделать. При таком развитии ситуации страдают как родители, так, скорее всего, и их дети. Осознание того, что разочаровал близких людей – более того, родителей (первые и, как правило, самые значимые фигуры в жизни любого человека) – может быть невыносимым грузом.

3. Достижение успеха вопреки желаниям родителей, возможно – реализация антисценария. При этой схеме, даже если жизнь человека складывается успешно и с его, и с общепринятой точек зрения, родительская гордость не имеет каких-либо оснований. Ведь успех достигнут не благодаря, а вопреки родителям и, фактически, служит опровержением их собственных убеждений, ценностей, а в конечном счете, всего их жизненного опыта (т.е. их жизни в целом). Такой вариант развития событий порой благоприятен для самого ребенка, его реализовавшего, но, как правило, не для родителей.

Следует помнить: любой сценарий (хоть прямой, хоть «антисценарий») – это жесткая схема, ограничивающая гибкость, мобильность, адаптивность личности. Если стремление опровергнуть сценарий, предписанный родителями, начинает определять жизнь человека, оно может завести его столь же далеко от его главной задачи – самореализации – как и покорное следование их воле.

 Столичный психолог рассказал, что делать, если ребенок стесняется возраста родителей. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Основная задача родителей – создать условия, в которых ребенок постепенно сможет научиться опираться на себя, обращаться к собственным ресурсам и развивать способность самому удовлетворять свои потребности. Главный отличительный признак хорошего родителя — он видит в ребенке человека (личность), а не «материал», из которого можно «вылепить» все, что родитель считает нужным.

К сожалению, многим родителям в голову не приходит, что радость за успех детей, признание их самостоятельности в его достижении и просто уважение к их индивидуальности также могут быть вкладом в создание детьми их собственной уникальной жизни.

А что касается основного орудия воспитательного процесса – критики и указания на ошибки, то «что посеешь, то и пожнешь».

Притча.

Однажды к мудрецу пришел человек.

— Ты мудрый! Помоги мне! Мне плохо. Моя дочь не понимает меня. Она не слышит меня. Она не говорит со мной. Она жестокая. Зачем ей сердце?

Мудрец сказал:

— Когда ты вернешься домой, напиши ее портрет, отнеси его дочери и молча отдай ей.

На следующий день к мудрецу ворвался разгневанный человек и воскликнул:

— Зачем ты посоветовал мне вчера совершить этот глупый поступок!? Было плохо. А стало еще хуже! Она вернула мне рисунок, полная негодования!

Как быть Леди:  Андрогиния — Википедия с видео // WIKI 2

— Что же она сказала тебе? — спросил мудрец.

— Она сказала: «Зачем ты мне это принес? Разве тебе недостаточно зеркала?»

Главное, что дети унаследовали от родителей – это привычку критиковать. Дети выросли такими, какие они есть рядом с ними. Оценивающими и критикующими, знающими «как надо», «как правильно» быть родителем. Родителем вообще и нашим в частности. Когда-то их родители много рассказывали им, что значит быть «хорошим» ребенком, теперь их очередь. Родители ведь считают возможным сравнивать детей с кем-то еще (в подавляющем большинстве случаев не в их пользу). Тогда почему они удивляются, что взрослые дети сравнивают родителей с кем-то? С кем-то, кто достиг большего, дал своим детям больше? «Уважение? За что уважать моих родителей, спрашивает взрослый ребенок – «Какая глупость» Взрослых мы уважаем за достижения, у моих родителей их нет…» (знакомая фраза, правда?).

Критикуя, воспитываешь лишь критиков. Сам критикуешь, а в ответ хочешь лишь благодарности и уважения? Но, откуда дети этому научатся, если родители им только замечания делают, тем самым прочно вбивая в голову идею, что они неудачники и все что они делают недостаточно хорошо?

Мы втянуты в круговой процесс неуважения. Воспитать в детях — уважение, если ты сам – НЕ УВАЖАЕШЬ других, НЕВОЗМОЖНО. Как обстоят дела у родителей с уважением других людей? Например, собственных родителей? «Что ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей» (Питтак).

Уважению, благодарности и признанию достижений тоже учить надо, желательно на личном примере. «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, — так и вы поступайте с ними» (Лк. 6: 31).

Притча

«Один человек зашел в магазин и к своему немалому удивлению увидел, что за прилавком стоит Сам Бог.

Помявшись, посетитель все же решился подойти и спросил:

— Что Вы продаете?

— Чего желает ваше сердце? – сказал Бог.

Недолго думая покупатель ответил:

— Я хочу счастья, мира в душе и свободы от страха… для себя и для всех остальных.

На это Бог сказал:

— Это можно. Но Я здесь не продаю плоды. Только семена».

 Столичный психолог рассказал, что делать, если ребенок стесняется возраста родителей. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Взрослые дети по-прежнему нуждаются в обратной связи, совете, помощи и одобрении родителей. Можно спорить насколько сильно (это зависит от того является ли родитель по-прежнему для них авторитетом) но с уверенностью можно сказать, что они нуждается в поддержке гораздо больше, чем в критике, негативных замечаниях и отрицательных оценках. Детям (в любом возрасте) очень важно получить от родителей подтверждение своего успеха, достижений, удачного освоения новых социальных ролей.

Почему родители не понимают этого? Почему так много критикуют и упрекают?

«1. Родители переносят на детей свой собственный опыт, создавая атмосферу воспитания через критику, в которой воспитывались сами.

2. Родители оценивают успехи детей, сравнивая их с тем, как относятся к собственным достижениям. И если они считают себя неудачниками, то им трудно признать успехи своих детей. Тот, кто не уважает себя, не способен уважать других. К сожалению, очень часто можно наблюдать, как самоутверждение одних осуществляется через поиск недостатков или обесценивание других. Подчас это происходит неосознанно, интуитивно и привычно, а иногда даже подчеркивается как ведущий жизненный принцип: «Ошибки надо находить, чтобы их изживать».

3. Дети нередко идут путем, в котором родители узнают самих себя (родительский сценарий). Предостерегая и ругая детей, они фактически критикуют самих себя в прошлом» (Н. Манухина).

Самое главное вовремя понять, что дети выросли. Иначе детям ничего не остается, как отстраняться от родителей или даже избавляться от них, как от старого балласта, — уехав куда-нибудь подальше. Какое уж тут уважение и благодарность…

Основой требований уважения к родителям является суждение о том, что пожилой человек заслуживает почтения уже потому, что он старше («Мы жизнь прожили! Доживешь до моих лет…»).

Однако, как не жестоко это звучит, теоретически человек старшего возраста заслуживает уважения:

– за то, что он о нас заботился и теперь вправе рассчитывать на ответную заботу;

– с годами он приобрел бесценный жизненный опыт.

За заботу, несомненно, спасибо – заботились, как умели и действительно вправе ожидать от нас ответной поддержки. Ожидать, а не требовать (как бы ни возмущало это многих родителей!).

«Родители и учителя – это в первую очередь дающие, а дети и ученики – берущие. Правда, родители тоже получают что-то от своих детей, а учителя от своих учеников. Но равновесия это не восстанавливает, а лишь смягчает его отсутствие. Но родители сами были когда-то детьми, а учителя – учениками. Свой долг они погашают, передавая следующему поколению то, что получили от предыдущего. И ту же возможность имеют их дети и ученики»

(Хеллингер Б.И.)

По сути, вообще неправильно рассматривать этот процесс как возвращение долга. Ведь невозможно отдать долг за жизнь, которую подарили нам родители. Такой долг никогда не может быть «погашен». А требование его вернуть вызывает протест детей: «Я вам ничего не должен», «Воспитывая меня вы лишь выполняли свой родительский долг» (причем для многих детей: «Родительский долг растет по мере погашения» (Г.Малкин), «Я вас не просил меня рожать». Если жизнь и забота о нас – это долг, то его можно вернуть только тому, у кого брал. Такая точка зрения останавливает течение жизни, порождая у детей вину, отчаяние и злость, а у родителей, которых «кинули», не вернув то, что взяли в долг, ощущение бессмысленности прожитой жизни. Другое дело, если рассматривать отношения родителей и детей как вклад в их развитие. «Вклад – это предоставление кому-то в пользование результатов своих достижений на договорных условиях: под проценты, в обмен на что-либо, на определенных условиях, понятных обеим сторонам. Долг – это груз, вклад – это поддержка. Вкладывая в детей, родители могут надеяться на получение «процента» в старости: их внимание, помощь, уход. Это то, что родители получили от своих родителей, когда сами были детьми. Это то, что их дети дадут своим детям. Именно дадут, а не отдадут» (Н. Манухина). Поэтому важно воспитывать детей, которые понимают, что в жизни необходимо не только брать, но и давать. Иначе неизбежны обвинения в недостаточности вложения, либо вообще обесценивание родительского вклада (недодали, дали, но не то и т.д.)

Можно ли исправить такие отношения? В подавляющем большинстве, можно (было бы желание). Каким образом? Решится вступить в диалог. Разобраться во взаимных ожиданиях (ведь они не всегда очевидны для другой стороны!). Выразить свои чувства, ведь там, где есть такая ненависть, обязательно есть и любовь. Просто взаимные обиды не дают ей возможности «выйти наружу», как могильная плита перекрывают доступ к свободе от взаимных обвинений, критики, недовольства. Те родители, которые искренне радуются достижениям своих детей, всегда остаются нужными и желанными для них. Их дети признают, что многому хорошему и полезному их научили родители. Признание другого делает свободным самого себя. И тогда появляется радость общения. И звучат слова принятия, благодарности в адрес друг друга (именно друг друга). А о том, как будет происходить это общение всегда можно договориться. Как «взрослый» с «взрослым». Ведь в норме родители не живут только ради детей, только их жизнью, они имеют свои интересы, строят отношения со многими людьми. Не хранят все «сбережения» (вклады) в одном банке…

С уважением к жизненному опыту родителей сложнее. Жизненный опыт ценен в том случае, если делает человека мудрее. Но если когда-то пожилые люди являлись, по существу, носителями традиции, передаваемой следующим, подрастающим поколениям, то в наше время это не обязательно так. Что же касается мудрости, то многим из представителей старшего поколения она отнюдь не присуща. Если что-то с годами и наживается, то это скорее обида на весь мир в сочетании с никуда не девающимся желанием лезть в жизнь давно взрослых детей. Мудрость предполагает расширение картины мира с учетом большого жизненного опыта. А, следовательно, большую гибкость и терпимость к другим, в основе которых лежит знание людей, понимание того, что все мы отличаемся друг от друга, и уважение к индивидуальности.

Конфликт «отцов и детей» — вечен. Любое общество представляет собой систему взаимодействия возрастных слоев, а его развитие – это последовательная смена и преемственность поколений, которая всегда избирательна: одни знания, нормы и ценности усваиваются и передаются следующим поколениям, другие, не соответствующие изменившимся условиям, отвергаются или трансформируются.

Родители и дети смотрят на мир с разных точек зрения. Дети хотят перемен, родители сдерживают прогресс, вызываемый детьми, чтобы переход от старого к новому прошел более гладко. «Молодым кажется, что старики глупы, но старики-то знают, что молодые — дурачки!» (Агата Кристи). Важно не забывать о взаимном уважении (именно взаимном, а не прятаться за фразой «яйцо курицу не учит»), признавать право на инакомыслие.

Так кто должен начать движение навстречу (если есть желание наладить отношения)? Дети или родители?

Тот, кто мудрее.

Если это родители, то не им ли следует первыми сделать шаг навстречу детям? Если это дети, то не пора ли им прекратить строить стены, и начать строить мосты? Но, ведь в большинстве случаев, и те и другие считают, что их дело требовать (любви, заботы, уважения, благодарности). Требования -это путь в никуда. Так может пора изменить направление (перейти от движения «от» друг друга к движению «к»)? А если не получается, пойти на терапию, где специалист, не вовлеченный в семейные «разборки», поможет наладить контакт…

Как быть Леди:  Ментальное тело человека: что это и как его защитить

 Столичный психолог рассказал, что делать, если ребенок стесняется возраста родителей. Воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - Маам.ру

Литература, использованная при написании статьи:

1. Манухина Н.М. Родители и взрослые дети: Парадоксы отношений. – М.: «Класс», 2022.

2. Хеллингер Б. И в середине тебе станет легко. М., 2003.

Меня не любят?

«То, что дочь, увидев маму, повернулась к ней спиной, не значит, что она стала любить её меньше. Близость к родителям делает подростка уязвимым и касается в первую очередь тех детей, которые не уверены в себе», – говорит Нина Юрьевна.

Выросшим детям хочется быть среди сверстников, одеваться, разговаривать как они, слушать ту же музыку, даже есть похожую еду, но и быть в это же время незаметными. А для этого надо максимально закрыть свой мир от вторжения родителей.

«В это время чувство стыда – одно из основных переживаний подростка. Стыдно, что не так выглядит, не нравятся ноги, нос, глаза, постоянное ощущение собственного несовершенства. И родители в это время воспринимаются как часть его бывшего маленького, и это тоже вызывает чувство стыда», – поясняет психолог.

А мы по‑прежнему тянем руку, чтобы потрепать ребёнка по голове и просим: «Зайка, надень шапку». Если в это время рядом с «зайкой» находятся друзья, его мир рушится в одну минуту и он готов провалиться под землю. За наши невинные поступки дети мечтают не иметь ничего общего с нами. Нам же такое поведение кажется крайне несправедливым, ведь мы так заботимся о них.

О психологических корнях неприятия родителей

Человеческому обществу известно множество историй о выходцах из бедных, неполных и не очень благополучных семей, которые добивались успеха и признания, сохраняя при этом преданность своим ничем не примечательным родителям — даже малограмотным, подверженным порокам, больным и неказистым.

В то же время другие люди годами носят в себе стыд за родителей и дистанцируются от своей семьи, которая может быть и вполне нормальной в глазах окружающих. Значит, необходимо принимать в расчет не только особенности семьи, но и личностные психологические проблемы этих людей?

Как правило, личности, для которых вопрос отношения к родителям приобретает подобный разворот, характеризуются внутренними психологическими проблемами — такими как:

Объективные и субъективные причины неприятия собственных родителей

Подобная проблема отношения к родителям может быть обусловлена как объективными, так и субъективными причинами. Отметим, что в данном случае речь идет не о недовольстве по отношению к родным, которое испытывают едва ли не все подростки (мама поцеловала при всех — это стыдно, но мама на самом деле любима и уважаема), а именно о постоянном ранящем стыде. Наиболее распространенными причинами такого глубинного неприятия собственных родителей являются присущие им (родителям):

Понять, принять и отпустить… так ли это просто?

С точки зрения психологии, стыд — это одно из наиболее сильных и неприятных человеческих переживаний. Являясь эффективным инструментом социализации и усвоения норм поведения в обществе, он не должен быть привычным и постоянным. Но и собственно обращение за помощью к психотерапевту с такой проблемой — это угроза нового испытания стыдом, ведь придется рассказывать то, что вовсе не хочется афишировать. Да и поможет ли?

Специалисты нашего Центра имеют большой опыт работы с подобными проблемами, а это значит, что ваша тайна не уникальна. Вот лишь один из множества примеров.

Крепкий красивый молодой человек признается: всю свою жизнь он стыдится матери. Женщина-инвалид детства родила его вне брака, отец признал мальчика и всегда помогал им, безотказно выполняя обязанности приходящего папы, но так и не оставил официальную семью, в которой подрастали две дочери.

Психотерапия помогла молодому человеку понять, насколько важен он был в жизни своей матери, принять свою судьбу такой, как она есть, отпустить свои детские переживания. На последнем приеме он сказал: «Я никогда не задумывался о том, какая сильная женщина моя мама!»

Принятие — это, пожалуй, единственное лечение от токсического чувства стыда. Правда, прийти к нему непросто, но мы готовы пройти это путь вместе с вами.

Причина первая: замечания

Не делать их невозможно. Вот ваш ребёнок идёт с толпой друзей, загребает ногами по лужам, домой не спешит, а уроки не сделаны. Ну как тут прилюдно не высказать всё, что ты о нём думаешь?

«Даже малышам лучше всего делать замечания наедине, подальше от чужих глаз. В подростковом возрасте такое поведение – проявление неуважения, и ничего, кроме негативной реакции вызвать не может, – предупреждает психолог. – Замечания важно делать корректно, учитывая то, что в подростковом возрасте человек становится особенно ранимым».

А чтобы избавиться от привычки делать замечания прилюдно, можно мысленно ставить себя на место детей. Приятно ли вам будет, если сослуживец при всех спросит, чего это вы поправились за отпуск?

Причина третья: прилюдная забота

Ольге Валерьевне 35, но она до сих пор с ужасом вспоминает, как на одном из школьных мероприятий, когда ей было 12 лет, мама поправила ей спустившийся гольф. Оружие для насмешек было передано в надёжные руки. Девчонки, с которыми она враждовала, обзывали её маменькиной дочкой до выпускного бала.

«Не стоит называть выросшего ребёнка ласковыми детскими прозвищами. Вами движет любовь, а ребёнок, если рядом ровесники, может это воспринять как предательство, ведь вы можете сделать его предметом насмешек, – говорит Шкилёва. – Родителям надо понять, что перед ними уже другой человек, к которому, как бы ни хотелось, уже нельзя обратиться «зайка». Он пытается быть взрослым, а мама своими словами и действиями возвращает его в детское состояние».

Причины стыда

— Стеснительность ребенка — это завуалированная форма неуверенности в себе и своей семье, — считает психолог.

— Ребенок стыдится за себя: это на его маме потрепанная куртка, это его мама говорит безграмотно. Ребенка одолевают тяжелые чувства: гремучая смесь неуверенности, злости на родителей за их несовершенство, чувство вины и страха…

Еще одна возможная причина, по которой у ребенка возникает чувство «нехорошей» стеснительности, — это отсутствие диалога в семье. Некоторые родители пренебрегают объяснениями простых вещей. Малыш не понимает, что, например, временное безденежье — это обстоятельства, с которыми надо учиться примиряться, это не самое худшее, что может случиться. И в итоге получается: одноклассники смеются, а родители не учат, как к этому относиться.

Однако диалог подразумевает не только «информирование ребенка», но и внимательное отношение к тому, что с ребенком происходит, что его беспокоит.

Проблема

Сын начал искать подработки еще во время студенчества. Но всё заработанное он тратил только на свои нужды. Мы никогда не просили его о помощи, хотели, чтобы он пожил в свое удовольствие. На третьем курсе Паша познакомился с девушкой, в которую сразу влюбился. Правда, он мало рассказывал о ней, когда мы созванивались.

Мне удалось узнать, что ее зовут Катя и она из довольно обеспеченной семьи. К нам в деревню она никогда не приезжала, хотя я не раз приглашала их с Пашкой. После окончания университета сыну почти сразу предложили хорошую работу. Он остался жить в столице и вскоре… женился.

свадьба

Работа над ошибками

Видеть масштаб беды и закрыться в раковину «униженного и оскорбленного родителя» — самый гибельный путь. Надо разобраться в ситуации.

Первое, что приходит на ум, — откровенно поговорить с ребенком. Но беседу лучше не начинать, если родитель чувствует, что его самооценка будет уязвлена горькой правдой. Сначала надо подготовиться к разговору.

Есть несколько важных моментов, как выйти на доверительную беседу, а не рассориться окончательно.

Обозначьте проблему, представив ребенку несколько фактов, но при этом не давая им никакой оценки: «Вчера ты сказал мне, чтобы я отошла от тебя. А неделю назад ты попросил меня накраситься, прежде чем идти на родительское собрание». Но ни в коем случае не говорите: «Ты нахамил мне» и т.п. Это вызовет протест, и вы не добьетесь своей цели.

Выскажите свои чувства: «Знаешь, мне было очень больно это слышать».

Объясните маленькому человеку последствия таких отношений, не обвиняя и помня, что ребенок имеет право на любые чувства: «Если так будет продолжаться дальше, то мы будем только отдаляться и легко можем потерять друг друга».

Спросите о причинах поведения: «Почему ты так себя ведешь? Давай разберемся».

Если ребенок с самого начала отказывается разговаривать, то можно позволить себе задать провокационный вопрос: «Похоже, что ты не захочешь со мной говорить. Ты не веришь, что что-нибудь изменится. Вероятно, я не слышал(а) тебя раньше. Тем не менее давай попробуем?» Ребенок должен знать, что его не «прижимают к стенке». Дайте ему уйти от разговора, и он вернется к нему сам.

Родителям тяжко

В один прекрасный день вы разворачиваетесь от плиты, чтобы подать тарелку с сырниками обожаемому ребёнку, и остро понимаете, что вместо очаровательного малыша за столом сидит ехидный подросток. И он критически настроен и к вашим кулинарным способностям, и к вам лично.

«Отдаление от родителей – это обязательное условие взросления, которое проходят дети в переходном возрасте, – говорит Нина Шкилёва. – Если в раннем детстве для ребёнка папа – супергерой, а мама – красавица и волшебница и их мнение главное, то в подростковом возрасте ему надо максимально дистанцироваться от них, чтобы понять самому, кто он такой. Но, чтобы отделиться от родителей, надо их отвергнуть, и это проходит болезненно для обеих сторон».

Когда ребёнок конфликтует с родителями, это не значит, что он хочет помотать вам нервы. Ему необходимо не жить их ценностями, а выработать свои. Но это часто сопровождается приступами агрессии – гормоны дают о себе знать.

Сын за отца не в ответе: разделение ответственности как фактор взросления

Маленький ребенок полностью зависим от своих родителей. При этом он с радостью и как должное принимает от них заботу и блага. Любят маленькие дети и хвастать друг перед другом своими родителями («а мой папа…», «а моя мама…»). Поэтому вполне естественно сравнение своей семьи с другими и постепенное осознание ее особенностей — достоинств и недостатков (реальных или надуманных).

В той или иной мере чувство стыда за родителей становится едва ли не обязательной частью внутрисемейных отношений в отрочестве, но взросление это чувство обычно вытесняет — даже если для него есть все основания. Просто происходит разделение ответственности: это жизнь моя, и я полностью отвечаю за каждый свой поступок — а это жизнь моих родителей, и за нее отвечают они сами.

Более того, зачастую пороки и ошибки родителей, осознанные и «пропущенные через себя», позволяют детям стать лучшее и сильнее: плохой пример — это тоже пример, и сознательное желание развиваться в противоположную сторону может принести эффект более мощный, чем копирование положительного родительского примера.


Ну, а если освободиться от стыда так и не удалось?

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий