Социальный ⭐ статус: характеристика, критерии, функции

Социальный ⭐ статус: характеристика, критерии, функции Женщине

Что такое социальный статус личности

Человек как обладатель социально значимых черт называется личностью. В структуре личности выделяют социальные статусы, социальные роли и направленность.

Социальный статус — это положение человека в социальной иерархии, место в системе общественных отношений. Статус может быть личным, а может быть групповым.

  • Прирожденный статус достается от рождения и не зависит от усилий человека: русский или немец, мужчина или женщина; в сословном обществе — дворянин, крестьянин, мещанин и т.п.

  • Приобретенный статус достигается в процессе жизни, обычно за счет определенных усилий: студент, доктор наук, директор фирмы, член политической партии.

  • Предписанный статус приобретается человеком независимо от желания, он может быть прирожденным или приобретенным. Например, наследник королевского престола — предписанный статус. Предписанный статус может меняться с течением жизни: ребенок, пенсионер, бабушка и т.п.

  • Ситуативный статус возникает лишь в конкретных обстоятельствах: например, покупатель в магазине, пассажир в поезде, собеседник. Иногда считают, что это уже не статус, а отдельная социальная роль (см. ниже).

Статус может быть формальным (тренер футбольной команды, школьник) и неформальным (друг, негласный лидер команды).

Обычно выделяют главный статус человека, который характеризует его в собственных глазах и в глазах других людей. В современном мире это чаще всего профессиональный статус: программист, повар, футболист, банкир, домохозяйка etc.

Некоторые статусы могут конфликтовать друг с другом. Например, если в одной группе индивид занимает высокое положение, а в другой — низкое; либо если права и обязанности одного статуса противоречат правам и обязанностями другого. В этом случае возникает конфликт статусов.

Почему утрата социального статуса толкает людей к восприятию радикальных взглядов и крайностям общественного поведения?

Утрата привычного социального статуса — тяжелое потрясение для человека. Лишившись ориентиров, он плохо понимает, как ему действовать дальше — вместе со статусом исчезают социальные роли, модели поведения.

Если человек оказывается между различными социальными группами, его называют маргиналом. Маргинальность не всегда плоха, но почти всегда вызывает трудности с самоидентификацией и стресс.

В этих условиях люди ищут наиболее простой выход, готовы поверить обещаниям быстро решить все проблемы. Такое обещание дают религиозные секты или представители радикальных политических идеологий: например, националисты.

Примеры массовой утраты привычного социального статуса и радикализации общества в истории нередки. Например, после поражения в Первой мировой войне Германия переживала тяжелейший экономический и социально-политический кризис. Миллионы людей стали маргиналами. Отчаявшиеся люди попали под влияние демагогии национал-социалистов и позволили прийти к власти Адольфу Гитлеру.

В странах бывшего СССР после краха социалистической системы многие люди также лишились привычных социальных статусов. Это вело росту преступности и суицидов, алкоголизма и наркомании, радикальных политических настроений.

Что это означает

Слово «статус» пришло в русский язык из римской юридической системы: в древнем мире под этим понятием подразумевали правовые границы личности. Только обладатели status civitatis считались почетными гражданами Рима. А те, кому не посчастливилось быть носителями status libertatis, в глазах общества принадлежали к низшим слоям – рабам.

Термин «социальный» произошел от латинского socialis, что означает «товарищеский», «союзный». Многие определения, которыми пользовались в быту римляне, перекочевали в современную науку.

Сложив описанные понятия, можно сказать, что социальный статус – это положение, занимаемое человеком в обществе. Эта позиция подразумевает определенный набор прав и обязанностей.

Пример. Ребенок рождается чьим-то сыном или дочерью. Повзрослев, он становится учеником средней школы, затем студентом, а после успешной защиты диплома – сотрудником престижной компании.

1
Эти характеристики, определяющие качества и деятельность человека, и есть социальный статус. Он наделяет носителя привилегиями, но и накладывает определенную ответственность. Знаменитости пользуются любовью и уважением аудитории, но должны внимательно следить за своими действиями, чтобы не испортить репутацию.Человек может одновременно совмещать несколько ролей: быть сразу родителем, ребенком, работником, католиком, активистом, членом клуба книголюбов. Их важность может меняться в зависимости от обстоятельств и окружения. Если для семьи сын – любимый ребенок, то для начальника – не всегда исполнительный сотрудник.
2
Эти характеристики, определяющие качества и деятельность человека, и есть социальный статус. Он наделяет носителя привилегиями, но и накладывает определенную ответственность. Знаменитости пользуются любовью и уважением аудитории, но должны внимательно следить за своими действиями, чтобы не испортить репутацию.Человек может одновременно совмещать несколько ролей: быть сразу родителем, ребенком, работником, католиком, активистом, членом клуба книголюбов. Их важность может меняться в зависимости от обстоятельств и окружения. Если для семьи сын – любимый ребенок, то для начальника – не всегда исполнительный сотрудник.
Социальный ⭐ статус: характеристика, критерии, функции

Важность для социума

Во времена Российской Империи статус играл определяющую роль: общество имело ярко выраженную кастовую структуру. При этом группы выстраивались в иерархическом порядке: от бесправных крестьян к уважаемым, богатым потомственным дворянам.

СССР поддерживал идеологию всеобщего равенства, но в разное время обязывал советского гражданина указывать в паспорте данные о национальности, местах работы и судимости.

6
Сегодня принадлежность к социальной группе в документах фиксируется по минимуму, а цивилизованное общество старается сократить значимость предписанных статусов – расы, пола, происхождения. На первый план выходят личные достижения человека. Тем не менее, некоторые группы все еще ценятся больше, чем другие.

Например, профессия юриста престижнее, чем работа сантехника или разнорабочего, а женский труд оплачивается на 30% ниже, чем мужской.

Место в такой невидимой иерархии называется рангом, который бывает высоким, средним и низким. Общество порицает смешение разных категорий: яркий пример – неравные браки, где один из супругов намного богаче другого.

Группа исследователей из Канады доказала, что низкая позиция в обществе вредна для здоровья. Это связано не только с привычками «бедняков» – курением, употреблением «мусорной еды», плохим медицинским обслуживанием, но и с негативным восприятием себя.

Социальный статус влияет на общественные отношения. Бедные недолюбливают богатых, чайлдфри – многодетные семьи, рабочие – интеллигентов. Из-за неприятия появляется расизм, сексизм, а также движения, преследующие сексуальные меньшинства.

Виды и примеры

Основная классификация разделяет общественные статусы на три категории:

Эта характеристика «автоматически» присуждается при рождении, вне зависимости от качеств и умений личности. К ним относятся: пол, национальность, характеристики родства, наследование титулов. Эти параметры невозможно изменить. Прогрессивное общество старается снизить их значимость: люди могут менять пол, внешность и имя, но, фактически, закрепленный за ними статус остаётся прежним.

Это позиция в обществе, которая сформирована человеком и достигается в конкурентной борьбе. Она отображает уровень образования, должность, семейное положение, связи. Носитель такого статуса имеет собственные знаки отличия: врачи носят белые халаты, силовики – форму и погоны, политические деятели – символику партии. У таких групп есть язык – жаргон, обозначающий термины профессии.
3

Обладает чертами описанных видов. Если человек лишился работы и жилья из-за экономического кризиса в стране, нельзя считать, что он стал бродягой по своей воле.

Эти два вида имеют различия, но могут влиять друг на друга. Сыну богатых родителей легче занять престижную должность, чем ребенку простых рабочих. Мужчине проще стать командиром авиалайнера, чем женщине. Также во многих странах до сих пор существует расовая дискриминация, которая мешает этническим меньшинствам состояться в карьере.

4
Какие еще статусы выделяет наука:

Определяются качествами личности в масштабе небольшого социума – семьи, друзей, рабочего коллектива (бойфренд, душа компании, специалист).

Характеризуют положение в обществе, где человек – представитель большой группы (класса, национальности, профессии, пола).

Они различаются по характеру состояния: положение в обществе может быть временным – человек становится пациентом только при посещении больницы, свидетелем – во время расследования происшествия, пешеходом – в момент пересечения дороги. Они нигде не регистрируются и быстро сменяют друг друга.

Постоянные статусы определяют экономическое и общественное положение, указывают на кровное родство.

Если человек временно покидает одну ячейку, то он сразу оказывается в другой: личность не может существовать вне социальных статусов. Скорее, наоборот, люди являются носителями стольких ролей, что их трудно перечислить или подсчитать. Однако при этом они могут выделять для себя главное предназначение. Например, женщины, отвечая на вопрос о роде занятий, часто указывают в анкетах «жена» или «мать».

Влияние соцстатуса в обществе

Цитаты советских словарей: СТАТУС СОЦИАЛЬНЫЙ | Пикабу

Итак, теперь самое главное – для того чтобы жить счастливо, необходимо ли занимать определённое положение в обществе? В действительности нет, но при условии, что вас не пугает изоляция. 

Дело в том, что люди на генном уровне устроены так, что для выживания им нужны социальные группы и личности, способные их возглавить. Это своего рода перекладывание ответственности и поиск единомышленников.

Для того, чтобы было понятнее, приведу пример из Ютуба:

Дальнобойщика из России не впечатлит речь украинского президента о том, что чиновники должны поставить в кабинетах фотографию своей семьи вместо главы государства. Водителю бы зарплату на 10 тыс. поднять, а чья там фотка у политика будет стоять – ему всё равно. В то же время представителя аристократической интеллигенции речь президента впечатлит, и он пожелает такого президента своей стране, не понимая, как можно так «мелочиться» из-за 10 тыс. не думая о «высшем».

Как быть Леди:  КРЕТИНИЗМ — Большая Медицинская Энциклопедия

То есть в жизни люди так же, как в ФБ или ВК, делятся на группы единомышленников. Интеллигенция объединяется с интеллигенцией, лодыри – с лодырями, пустышки – с пустышками, трудяги – с работягами и так далее. Там они слышат только то, что нравится, а любого несогласного отправляют в «бан».

В то же время «одинокие волки» были всегда. Но одиночка – это тот человек, который всё делает сам. В древние времена для этого нужно было уметь нарубить дров, построить хижину и подстрелить оленя. Сегодня же одиночка должен уметь отсидеть рабочий день в офисе, оплатить коммуналку и сходить в «Пятёрочку».

Поэтому каждый сам для себя волен определять важность соцстатуса. Есть люди, для которых всеобщее признание важнее воздуха, а есть те, кому на всех наплевать, лишь бы до зарплаты дожить. В общем, XXI век нам подарил полную свободу, и каждый живёт, как хочет.

Внутриличностный конфликт

Психологи утверждают, что конфликт может происходить не только между отдельными людьми, но и внутри одной личности. Внутренние противоречия в чувствах, взглядах, потребностях одного индивида называют внутриличностным конфликтом. Он может быть вызван так же противоречием, между выдвигаемыми обществом требованиями к индивиду и его личными потребностями, нежеланием эти требования выполнять.

Психологи выделяют следующие типы внутриличностных конфликтов:

  • Ролевые – связаны с несовместимостью нескольких социальных ролей в одном индивиде. К примеру, мужчина выполняет две социальные роли – он является директором обувной фабрики и отцом семейства. Мужчине не хватает времени на одновременное выполнение обязанностей в семье и на работе, ему постоянно приходиться выбирать, чем он будет жертвовать, общением в семье или карьерой.
  • Моральные — связаны с выбором личности между пользой обществу и собственной выгодой, между добром и злом, тем, что надо и тем, что хочется.
  • Ценностные – причины внутриличностного конфликта заключаются в непринятии личностью тех или иных ценностей, которые навязываются окружающими людьми, обществом. К примеру, Саша Иванов не одобряет поведения своего класса, когда учащиеся прогуливают уроки. Но Саша вынужден уходить с уроков вместе со своими одноклассниками, чтобы не отставать от коллектива, не быть в нем «белой вороной».
  • Адаптационные – вызваны неспособностью человека подстроиться под окружающую действительность, выполнять все возложенные на него обязанности, требования со стороны общества. Пример. Маша Курочкина недавно перешла в лицей с физико-математическим уклоном. Маше с трудом дается математика и от этого она очень страдает, но она вынуждена учиться в лицее из-за желания родителей.

Внутриличностные конфликты человека индивидуальны, неповторимы, так как в мире не существует одинаковых личностей.

Выберите верные суждения о социальном статусе

Задание 1. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ном ста­ту­се и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.1) В со­вре­мен­ном об­ще­стве со­ци­аль­ный ста­тус мно­гих людей мно­го­крат­но ме­ня­ет­ся.2) Со­ци­аль­ный ста­тус вы­сту­па­ет ди­на­ми­че­ским вы­ра­же­ни­ем со­ци­аль­ной роли.3)

От­дель­ные ста­тус­ные по­зи­ции люди по­лу­ча­ют при рож­де­нии.4) Одним из важ­ных кри­те­ри­ев со­ци­аль­но­го ста­ту­са че­ло­ве­ка в со­вре­мен­ном об­ще­стве вы­сту­па­ет уро­вень об­ра­зо­ва­ния.5) Со­цио­ло­ги раз­ли­ча­ют устой­чи­вый и пе­ре­мен­ный ста­ту­сы.Ответ: 134

Задание 2. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ных ролях и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.1) Со­ци­аль­ная роль яв­ля­ет­ся ди­на­ми­че­ской со­став­ля­ю­щей со­ци­аль­но­го ста­ту­са.2) Не­при­яз­нен­ные от­но­ше­ния между со­се­дя­ми слу­жат при­ме­ром ро­ле­во­го кон­флик­та.3)

К ти­пич­ным со­ци­аль­ным ролям от­но­сит­ся роль по­тре­би­те­ля.4) В ро­ле­вом ре­пер­ту­а­ре лич­но­сти раз­ли­ча­ют глав­ные и вто­ро­сте­пен­ные роли.5) Выбор ро­ле­во­го по­ве­де­ния опре­де­ля­ет­ся толь­ко внут­рен­ни­ми уста­нов­ка­ми лич­но­сти.Ответ: 134

Задание 3. Выберите верные суждения о социальном статусе и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.1) Социальный статус всегда определяется личными достижениями человека.2) Социальный статус может быть предписанным или достигаемым.3)

Задание 4. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ной роли и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.1) Со­ци­аль­ная роль — это со­во­куп­ность дей­ствий, ко­то­рые дол­жен вы­пол­нить но­си­тель опре­деленного со­ци­аль­но­го ста­ту­са.2)

Ис­пол­не­ние со­ци­аль­ной роли за­ви­сит от лич­ност­ных ка­честв че­ло­ве­ка.3) Все со­ци­аль­ные роли че­ло­ве­ка опре­де­ля­ют­ся при его рож­де­нии.4) Осво­е­ние новой роли все­гда яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти.5) Ис­пол­не­ние мно­гих со­ци­аль­ных ролей офи­ци­аль­но ре­гла­мен­ти­ро­ва­но.Ответ: 125

Задание 5. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния о со­ци­аль­ном ста­ту­се и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.1) Со­ци­аль­ный ста­тус все­гда опре­де­ля­ет­ся спо­соб­но­стя­ми и за­слу­га­ми че­ло­ве­ка.2)

Со­ци­аль­ный ста­тус от­ра­жа­ет по­ло­же­ние ин­ди­ви­да в со­ци­аль­ной груп­пе.3) Лич­ный со­ци­аль­ный ста­тус опре­де­ля­ет­ся са­мо­оцен­кой че­ло­ве­ка.4) Один че­ло­век может иметь не­сколь­ко со­ци­аль­ных ста­ту­сов.5) Со­ци­аль­ный ста­тус все­гда свя­зан с опре­деленным на­бо­ром прав и обя­зан­но­стей.Ответ: 245

Межличностные и социальные конфликты

Одним из самых распространенных видов конфликта является межличностный конфликт — столкновение между небольшим числом людей по той или иной причине. Межличностные конфликты происходят постоянно, изо дня в день: это ссора из-за места в маршрутке, драка двух случайных прохожих, разногласия между учителем и учеником по поводу справедливости выставления оценки, скандал мужа с женой из-за невымытой посуды.

В большинстве случаев конфликты в межличностных отношениях не принимают серьезных форм, чаще всего отношения между участниками конфликта выясняются в дискуссии, споре. Но если межличностные конфликты повторяются регулярно, его участники продолжительное время не находят взаимопонимания, могут наступить более серьезные последствия.

Чтобы этого не происходило нужно знать и уметь пользоваться способами разрешения межличностных конфликтов, к которым относятся:

Пример. Между сыном и отцом разгорелся межличностный конфликт,причина которого в противоположных точках зрения. Отец считал, что сын должен проводить свое свободное время за чтением книг, развивать, таким образом, свою память и мышление.

У сына на этот счет было свое мнение, он был убежден, что все свободное время лучше проводить, играя в планшете. Сын с отцом несколько дней не разговаривали, но решение конфликта пришло благодаря достижению взаимопонимания. Сын убедил отца, что он будет читать книги, но в электронном варианте, закачав их на свой планшет.

Пример. Между мужем и женой возник культурный конфликт. Жена захотела, чтобы они с супругом на выходные посетили театр. Муж сказал, что в театре он постоянно засыпает и лучше будет, если они пойдут вдвоем на футбол. Супруги ссорились целых три часа, пока не решили позвонить теще, чтобы она разрешила спор, подсказав правильный вариант.

Другая распространенная форма конфликта – социальный конфликт — столкновение по тем или иным причинам между отдельными группами людей. Это может быть конфликт отцов и детей, конфликт между представителями разных национальностей, между полицейскими и преступниками, представителями власти и народом.

Последствия социального конфликта более серьезные для общества, чем последствия конфликта межличностного. Социальный конфликт вовлекает большое количество участников, может принимать форму забастовки, бунта, общественного переворота, свержения власти, гражданской войны.

Отдельным видом социальных конфликтов являются международные конфликты, они отражаются на судьбе тысяч и даже миллионов людей, могут принимать форму вооруженного противостояния между отдельными государствами, перерастать из межгосударственной в мировую войну.

Межнациональные отношения в прошлом и сегодня

Истории народов тесно переплетаются между собой, так как многообразные этнические общности не жили обособленно, постоянно контактировали друг с другом, вступали в различные взаимоотношения. Между отдельными племенами, народами, нациями отношения развивались по двум основным сценариям:

  1. По пути интеграции – сближения, сплочения, объединения отдельных народов и национальностей.
  2. По пути дезинтеграции – разобщения народов, конфликтов между многообразными племенами, этносами или нациями.

Среди процессов сплочения представителей разных этносов и нацийученые выделяют:

Пример. Многочисленные восточнославянские племена: тиверцы, уличи, древляне, волыняне, полочане, вятичи и прочие объединились в древнерусский народ. У этих племен был схожий быт, религиозные верования (язычество), язык, традиции. Процесс консолидации ускорили тесные хозяйственные связи между отдельными восточнославянскими племенами, межплеменные браки.

Пример 1. Славяне, переселившиеся в древности на греческие острова, со временем утратили свое национальное самосознание. Они переняли письменность и культуру греков, полностью растворились в другой национальности – греческом населении.

Пример 2. В начале 15 века под власть Османской империи попали народы Болгарии и Сербии. Некоторые из них переняли турецкие обычаи, язык, религию. Так от основной части сербов отделились те, которые переняли турецкую культуру, они образовали отдельную этническую общность, которую назвали санджаклии. Из болгар, ассимилировавших с турками, появилась другая этническая общность — помаки.

Пример. На территории Британской Индии (с 1858 по 1947 г) совместно проживал иранский народ и индийский. Эти народы не объединились друг с другом, не потеряли своего национального самосознания, но за годы взаимодействия у них появились некоторые общие традиции, сложились схожие условия быта.

Кроме процессов сближения национальностей мира история знает множество примеров дезинтеграции народов. В основе разобщения единого народа лежит желание отдельной этнической общности обрести независимость, разорвать экономические, политические и культурные связи с основной частью нации.

Ярким примером дезинтеграции нации людей является распад Югославии. Ставшие некогда единым целым, жители Югославии в 1991 году решили отделиться друг от друга. Так крупное государство распалось на 6 частей, ставших небольшими независимыми государствами: Словенией, Хорватией, Македонией, Боснией и Герцеговиной, Сербией, Черногорией.

Как быть Леди:  Купить космическую еду оптом и в розницу | Цена от 296 р в интернет-магазине Сима-ленд | Продукты питания

Важно! Процессы интеграции и дезинтеграции народов земли продолжаются и сегодня. Они происходят в течение длительного времени, оказывают огромное влияние на судьбу всего человечества.

Многообразие вредных привычек

Привычки могут стать лучшими друзьями, но могут быть и врагами человека. Вредные привычки негативно сказываются на здоровье, учебе, трудолюбии индивида. Пагубные пристрастия прочно встраиваются в характер личности, оказывают существенное влияние на ее судьбу.

Самыми распространенными причинами возникновения вредных привычек у человека являются:

  1. Отсутствие занятости, избыток свободного времени. Не зная, чем бы занять себя, личность обретает пагубные пристрастия, такие как зависимость от компьютерных игр, чрезмерное увлечение просмотром телевизора, алкоголизм и наркомания.
  2. Неблагоприятное социальное окружение. Если в семье ребенка родители пьют, ругаются матом, курят — большая вероятность, что он будет брать пример со своей семьи даже помимо своего желания. Вредные привычки подростков чаще формируются из-за влияния друзей, сверстников, одноклассников, нежели близких родственников.
  3. Генетическая предрасположенность. Ученые утверждают, что некоторые люди могут быть генетически предрасположены к употреблению алкоголя, так как за это отвечает целый комплекс генов, передающихся из поколения в поколение. Если индивид генетически предрасположен к алкоголизму, вовсе не значит, что он обязательно станет алкоголиком, просто ему придется приложить некоторые усилия, чтобы избежать пагубной зависимости.
  4. Безответственность. Недисциплинированный и безответственный человек не задумывается, какие последствия имеют вредные привычки, следует по пути наименьшего сопротивления в своей жизни.
  5. Желание уйти от проблем. Некоторые люди, сталкиваясь с жизненными трудностями, предпочитают снимать свой стресс алкоголем, сигаретами, чрезмерным употреблением сладкой пищи, погружением в компьютерные игры.

Картинка 4. 

Примеры самых распространенных вредных привычек человека:

Наиболее пагубное влияние вредных привычек на здоровье человека наблюдается при курении, алкоголизме, наркомании и пристрастии к вредной пище.

Многообразие социальных ролей

Каждый статус обуславливает поведение личности, наделяет ее одной или несколькими ролями. Роли возникают стихийно, в результате межличностного общения в коллективе или создаются на основе общественных норм, требований к должности, занимаемой личностью в социуме. Социальные роли человека подразделяются на:

  • Формальные – связаны с профессией, учебой, осуществлением власти в обществе;
  • Межличностные – определяют поведение людей в семье, дружеских отношениях, кружках по интересам;
  • Гендерные роли — это правила поведения, отведенные в обществе разным полам: женщинам и мужчинам;
  • Возрастные — зависят от количества лет, прожитых человеком;
  • Демографические – роли, отводимые различным нациям, этносам, народам.

В зависимости от социальных статусов человека общество ожидает от него выполнения всех социальных ролей.

Пример. Васе Федорову 13 лет. Его социальные роли в школе: учеба, самоутверждение, соперничество в школьных олимпиадах, подготовка домашних заданий, участие в межпредметных викторинах, дежурства в классе, послушание учителям. Социальные роли в семье: выполнение требований родителей, помощь родителям по дому, учеба, забота о домашних животных. По мере взросления у Васи появятся новые социальные статусы и в соответствии с ними виды социальных ролей.

Выполняемые человеком роли формируют его имидж. Имидж — образ личности, состоящий из представлений о том, каким образом она должна одеваться, говорить, выглядеть, вести себя в обществе. Представители уважаемых в обществе профессий стараются выглядеть в глазах окружающих должным образом, заботятся о своем внешнем виде, следуют правилам этикета, придерживаются определенных социальных норм.

Пример. Учителя не позволяют себе приходить на уроки в шортах и футболке, надевают вещи строгих цветов, придерживаются делового стиля одежды. Кроме того, учителя знают, что они являются примером для подражания учеников, поэтому стараются говорить всегда вежливо, грамотно, следуют нормам этикета.

Отклоняющееся поведение

Иногда человек может совершать поступки, которые противоречат этикету, стандартам и эталонам поведения, принятым в обществе.Действия индивида или отдельных групп людей, выходящие за рамки социальных норм называют отклоняющимся поведением.

К девиантному поведению относят: нарушение правил дорожного движения, курение, использование нецензурной лексики, взяточничество, алкоголизм, отшельничество. Причинами отклоняющегося поведения могут быть:

Примеров отклоняющегося поведения много, но среди них различают негативную и позитивную девиацию.

Негативное отклоняющееся поведение всегда наносит вред окружающим либо самому индивиду. Курение, алкоголизм, наркомания, увлечение азартными играми, преступная деятельность опасны как для самого человека, так и для окружающего его общества. Человек может придерживаться девиации целенаправленно, либо неосознанно.

Пример 1. Подросток перестал носить школьную форму, стал курить, перекрасил свои волосы в синий цвет, желая выделиться среди одноклассников. Он специально нарушает ожидания общества относительно его внешнего вида и поведения.

Пример 2. Подросток спешит в школу и перебегает дорогу на красный свет, чтобы успеть на занятия. Он нарушает правила дорожного движения не осознанно, не успевая задуматься над тем, что в это время его может сбить машина.

Позитивное отклоняющееся поведение безопасно для общества, не создает неудобств окружающим, и даже приносит людям пользу. Ученые, удалившиеся от цивилизации, гении, чьи манеры кажутся чудаковатыми и непонятными, монахи, ведущие отреченный образ жизни — выделяются среди остальных людей.

Понятия: племя, народ, нация, национальность

Ученые выделяют разные этнические общности (этносы) – исторически сложившиеся устойчивые группы людей, отличающиеся между собой биологическими характеристиками, общей территорией проживания, языком, религией, традициями. К этническим общностям относят племена, народы, нации.

В первобытном обществе люди жили общинами — крупными кровнородственными группами. Общины состояли из нескольких десятков семей, проживавших совместно ради повышения шансов на выживание. Общины являлись первыми типами этноса, они представляли собой первые устойчивые общности людей.

В каждой общине были свои обычаи, люди в общине помнили о своих предках и почитали их. Со временем, некоторые общины вынуждены были объединяться друг с другом, чтобы защитить себя от воинственных соседей. Так появились племена — предшественники древних народов.

Племя — это относительно устойчивая группа людей, проживающая на общей территории, обладающая собственным языком, традициями, организацией власти. Племена в свою очередь стали объединяться в племенные союзы, из которых впоследствии сформировались древние государства.

С зарождением государственности наступил новый этап развития этноса, на смену племенам пришли народы. Народы — это большие исторически сложившиеся группы людей с совместной территорией проживания, общими биологическими и социальными признаками. К биологическим признакам разных народов относят:

Однако биологические свойства не являются определяющими, намного важнее социальные признаки, к которым относятся:

  • Традиции и обычаи народов. У восточных народов сильны обычаи гостеприимства, почитания старших, традиционно мужчины пользуются большим уважением в обществе, нежели женщины. Западные народы так же чтят свои традиции, передающиеся из поколения в поколение. Однако со временем, народ может забыть о собственных традициях и перенять традиции другого народа или нации.
  • Особенности быта. У разных народов мира свой быт, сформировавшийся в зависимости от местности, в которой проживали люди. К примеру, люди, жившие на побережьях рек и морей, традиционно стали заниматься рыболовством, в меню у них стали преобладать рыбные блюда, а среди всех видов транспорта развитие получили морские или речные суда.
  • Общий язык народа. Хотя язык является отличительным признаком народа, разные народы могут использовать один и тот же язык. К примеру, народы, проживающие на территории России (казахи, татары, башкиры, болгары, буряты и другие) могут использовать русский язык для общения между собой.
  • Манера поведения и манера общения.
  • Национальное самосознание – это чувство духовного единства человека со своим народом, самоотождествление себя с ним.

Нацией называют совокупность народов, проживающих на территории определенной страны и являющихся ее гражданами. Нация является более многочисленной, чем отдельно взятый народ, главной объединяющей силой для нации становится единое политическое устройство страны, ее хозяйственный уклад.

Между отдельными народами и нациями складываются межнациональные отношения. Развитие межнациональных отношений может принимать мирные формы, а может приводить к возникновению крупных военных конфликтов.

Социальные роли и возраст

Для каждой возрастной группы соответствует свой социальный статус и социальные роли. Основными возрастными группами являются:

В зависимости от человеческого возраста общество ожидает от индивида соответствующего поведения. Например, нелепо выглядели бы подростки громко плачущими в магазине и просящими у родителей купить им игрушку.

Из всех возрастов особенным является переходный возраст, приходящийся на период времени с 12 до 15 лет. Ребенок в эти годы уже расстается с детством и только начинает осваивать социальные роли подростка. Подросток приобретает новые социальные статусы в коллективе сверстников, семье, спортивных секциях и кружках по интересам, группе друзей. Вместе с приобретением новых статусов происходит стремительное развитие социальных ролей в юношеском возрасте.

Кроме того, в подростковом возрасте молодые люди начинают осваивать гендерные роли в обществе. Девочки учатся готовить пищу, шить, заботятся о младших членах семьи, начинают использовать косметику, приобретают первые навыки общения с противоположным полом. Мальчики учатся обращаться с различными хозяйственными инструментами, осваивают навыки самообороны.

Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте:

За отклонение от ролевых ожиданий, предписываемых обществом подростку в связи с его социальным статусом, социум может наказывать его неодобрением, введением запретов и дополнительных требований.

Пример. Марина Николаева является старостой класса. Этот социальный статус подростка предписывает Марине определенный тип поведения: она должна подавать пример своим одноклассникам, быть ответственной, не прогуливать школу, отвечать за сохранность школьного журнала.

Недавно Марина подговорила одноклассников прогулять контрольную по физике. Весь класс сразу же согласился. Оказалось, они прогуляли не обычную контрольную, а важный для 8 класса срез знаний. Классный руководитель узнала об этом происшествии и проступке Марины и назначила вместо нее другого старосту, в качестве наказания за содеянное.

Как быть Леди:  Как выглядит несамостоятельность. Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?!

Соцстатус в жизни

Социальный статус | Пикабу

Если кто не знает, что лучше выбрать – стремиться занять определённый статус или «забить» на всех и просто жить, уточню ещё один важный момент: человек с соцстатусом – это тот, кто находится под управлением других (толпы). Поскольку, как я уже написала выше, сегодня положение может быстро измениться.

Любая группа людей нуждается, как минимум, в организаторе, а как максимум – в лидере – человеке, который будет за всё отвечать. Вот тут и начинает формироваться социальная иерархия, где кто-то занимает более высокое или более низкое положение.

А значит, человек, желающий добиться успеха у группы, должен стать тем, кто может внести значительный вклад в достижение именно их целей. Если же вы не способны дать людям хоть что-то, за вами никто не пойдёт, а значит, вы никому не нужны.

Как было сказано в сериале «Доктор Хаус»: «Когда человек такая сволочь, он либо гений, либо безработный». Соответственно, имеющий положение в группе должен говорить и делать то, что другие от него хотят услышать и увидеть. Или быть гением, которому простят всё. Но, в любом случае, он «раб лампы», который должен выполнять желания толпы или хотя бы отдельной группы.

Поэтому одиночки могут почувствовать настоящую свободу, не имея никакой ответственности перед другими, и говорить, что вздумается… но правда, только перед зеркалом. В общем, как кто-то сказал: «настоящая тюрьма только в голове». Важность наличия или отсутствия какой-то позиции в обществе – не более чем иллюзия.

Жить нужно так, как удобно, остальное не важно. Например, Пирс Броснан, когда снялся в «Бондиане», на всех забил и начал просто тратить деньги. Конечно, он и сейчас снимается, но уже прежней славы нет, зато есть очень много денег. И таких примеров полно.

Статусная иерархия

Cómo aportar valor al cliente?

Французский социолог Р. Будон рассматривает социальный статус как обладающий двумя измерениями:

  • горизонтальным, которое образует система социальных контактов и взаимообменов, как реальных, так и просто возможных, складывающихся между носителем статуса и другими индивидами, находящимися на том же уровне социальной лестницы;
  • вертикальным, которое образуют контакты и обмены, возникающие между носителем статуса и индивидами, находящимися на более высоких и более низких уровнях.

На основе такого представления Будон определяет социальный статус как совокупность равных и иерархических отношений, поддерживаемых индивидом с другими членами общества.

Статусная иерархия характерна для любой организации. Действительно, без нес организация невозможна; именно благодаря тому что все члены группы знают статус каждого, происходит взаимодействие звеньев организации.

Однако формальная структура организации не всегда совпадает с ее неформальной структурой. Такой разрыв между иерархиями во многих организациях не требует проведения социометрических исследований, но виден простому наблюдателю, так как установление статусной иерархии является ответом не только на вопрос «Кто здесь самый главный?», но и на вопрос «Кто самый авторитетный, самый компетентный, самый популярный среди работников?». Реальный статус во многом определяется личными качествами, квалификацией, обаянием и т.д.

Многие современные социологи обращают внимание на функциональный диссонанс, возникающий из-за несовпадения иерархического и функционального статусов. Такое несовпадение может возникать из-за отдельных компромиссов, когда распоряжения руководства приобретают характер «потока сознания», обеспечивая подчиненным «зону свободных действий».

Результат может быть в целом как положительным и проявиться в повышении гибкости реагирования организации, так и отрицательным, выраженным в функциональном хаосе и неразберихе.

Путаница статусов выступает как критерий социальной дезорганизации и, возможно, как одна из причин девиантного поведения. Связь нарушений статусной иерархии и состояния аномии рассматривал Э. Дюркгейм и предположил, что разлад в статусной иерархии в индустриальном обществе принимает две формы.

Во-первых, в значительной мере неопределенными становятся ожидания индивида в связи с занимаемой им в обществе позицией и встречные ожидания других членов общества, направленные к индивиду. Если в традиционном обществе каждый знал, чего ему ждать и что его ждет, и в соответствии с этим хорошо осознавал свои права и обязанности, то в индустриальном обществе из-за нарастающего разделения труда и нестабильности трудовых отношений индивид все чаще сталкивается с ситуациями, которых он не предвидел и к которым не готов.

Например, если в Средние века обучение в университете автоматически означало резкое и необратимое повышение социального статуса, то сейчас никого не удивляет обилие безработных выпускников университетов, согласных на любую работу.

Во-вторых, статусная нестабильность оказывает влияние на структуру социального вознаграждения и уровень индивидуальной удовлетворенности своей жизнью.

Чтобы понять, чем определяется статусная иерархия в традиционных — доиндустриальных — обществах, следует обратиться к современным обществам Востока (кроме кастовых). Здесь можно обнаружить три важных элемента, влияющих на социальное положение индивида, — пол, возраст и принадлежность к определенному «сословию», которые закрепляют за каждым членом общества его жесткий статус.

При этом переход на другую ступень статусной иерархии крайне затруднен из-за ряда правовых и символических ограничений. Но даже в традиционалистски ориентированных обществах дух предпринимательства и обогащения, личная благосклонность владыки влияют на распределение статусов, хотя легитимация статуса происходит через отсылку к традициям предков, что само по себе отражает весомость приписывающих элементов статуса (древность рода, личная доблесть предков и т.д.).

В современном западном обществе статусная иерархия может рассматриваться с позиций либо меритократической идеологии как справедливое и неизбежное признание личных заслуг, талантов и способностей, либо холистического социологизма как результат, строго обусловленный социальными процессами.

Но и та, и другая теории предлагают очень упрощенное понимание природы статуса и остаются моменты, которые невозможно объяснить в контексте ни одной из них. Напр и мер, если статус всецело определяется личными качествами и заслугами, то как объяснить наличие почти в любой организации формальной и неформальной статусных иерархий?

В рамках организации такая двойственность означает несовпадение компетентности и власти, наблюдаемое в различных формах и на различных уровнях, когда решения принимаются не компетентными и беспристрастными экспертами, а «капиталистами», которые руководствуются логикой личной выгоды, или «бездушными технократами».

Также необъяснимо несовпадение профессиональной квалификации и материального и статусного вознаграждения. Несоответствия в этой сфере часто отрицаются или замалчиваются во имя меритократического идеала «статуса по заслугам».

Например, в современном российском обществе типичной стала ситуация низкого материального вознаграждения и, как следствие, низкого престижа и статуса высокообразованных и высокоинтеллектуальных людей: «Профессия физика в СССР в 1960-е гг. пользовалась высоким престижем, а бухгалтера — низким.

Поскольку системы стратификации являются более сложными и подвержены более быстрой эволюции, механизм приписывания статуса остается неопределенным.

Во-первых, перечень критериев, участвующих в определении статуса, очень пространен.

Во-вторых, становится все труднее свести совокупность разнообразных статусных атрибутов, принадлежащих каждому индивиду, к единому символу, как в традиционных обществах, где достаточно было сказать «это сын такого-то», чтобы сразу стали известны социальный статус человека, его материальный уровень, круг знакомых и друзей.

В традиционных обществах личность и ее статус были очень тесно связаны. В наши дни личность и статус имеют тенденцию к расхождению. Тождество личности уже не задается: она сама строит его свои ми усилия ми на протяжении всей жизни.

Поэтому наше восприятие себя как личности расщепляется на множество аспектов, в которых проявляется наш социальный статус. Тождество личности ощущается не столько через связь с фиксированным статусом, сколько через чувство собственной ценности и неповторимости.

(Visited 2 963 times, 1 visits today)

Тест для закрепления материала

  1. 1Что такое социальный статус?

  2. 2Какую функцию выполняют права в понятии статуса человека?

  3. 3Какого вида статуса не существует?

  4. 4Какие права имеет человек с социальным статусом раба?

  5. 5Что такое имидж?

  6. 6Что такое групповой статус?

  7. 7Что такое социальная роль?

  8. 8В каком случае встречается фамильярность?

  9. 9На какие две категории в социальной иерархии разделил статус Будон?

  10. 10Чего ожидает общество от рок-звезды в контексте распределения социальных ролей?

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий