Публичная лекция Олега Хухлаева «Психология и культура» | МГППУ

Публичная лекция Олега Хухлаева «Психология и культура» | МГППУ Женщине

.02 Олег Хухлаев «Психология и культура»


Новость

Тема: Психология и культура

Лектор: Хухлаев Олег Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования факультета социальной психологии МГППУ

Аннотация

В лекции освещается проблема взаимосвязи индивидуальных психологических особенностей и культуры в целом. Ключевым моментом здесь является вопрос переноса результатов исследований отдельных индивидов на уровень популяции – национальной, региональной и иных культур. В современной кросс-культурной психологии наиболее распространен подход, связанный с одновременным анализом культурно-специфических и культурно-универсальных феноменов.  На лекции будет рассказано о нескольких зарубежных исследованиях, проведенных в последние несколько лет (кросс-культурное изучение эмоциональной экспрессивности Д.Мацумото и др.).  Будет обсуждаться вопрос научной значимости данных исследований и возможных направлениях развития кросс-культурной психологии.

На лекции слушатели получат возможность познакомиться с новыми экспериментальными данными и углубить свои знания вопроса взаимосвязи психологии и культуры.

Смотреть лекцию

Презентация

Отчет

Лекция началась с вопроса о взаимосвязи индивидуальных психологических особенностей и культуры. Существует два направления поиска ответа на этот вопрос: если рассматривать «культуру» как целостный феномен (психология культуры / культурно-историческая психология) и если рассматривать «культуру» как совокупность различных «культур» (кросс-культурная психология). Более подробные ответы на данный вопрос можно получить в специализированной литературе: книгах и журналах по кросс-культурной психологии, а также с помощью Международной ассоциации кросс-культурной психологии.

Олег Евгеньевич далее остановился на главном вопросе кросс-культурной психологии, о культурных различиях, и подробно рассказал о базовых подходах к его решению: 

  • «Социал-дарвинизм» (традиционный подход)
  • Культурный релятивизм (Американская школа «Психологической антропологии» Ф.Боас, М.Мид, Р.Бенедикт)
  • Абсолютизм (культуры одинаковые, но неравные)
  • Универсализм (Кросс-культурная психология XX-XXI века)

Последний подход включает в себя два очень важных понятия: Этик (универсальные признаки) и Эмик (специфичные признаки). Результатом сочетания этих двух аспектов является конкретное поведение.

Лектор затем перешел к вопросу о сочетании культурно-универсальных и культурно-специфических элементов. Привел пример феномена «гостеприимства» и рассмотрел кросс-культурный анализ по шкале эмоциональной экспрессивности (выражение эмоций). В частности, было показано, что во всех культурах более экспрессивны со «своими», чем с «чужими» (универсальное); члены индивидуалистских групп в меньшей степени выражают негативные эмоции по отношению к «чужим», и в большей – позитивные эмоции (специфическое).

В заключительной части лекции Олег Евгеньевич привел экспериментальные данные зарубежных исследований последних лет (кросс-культурное изучение эмоциональной экспрессивности Д.Мацумото, кросс-культурное исследование страновой представленности 5-факторной модели Айзенка («Большой пятерки» и др.)), рассказал о совмещении Этик и Эмик подхода на примере создания «Китайского опросника личности».

Слушатели задавали огромное количество вопросов: «Какие существуют различия в отношениях между людьми в России и США?», «Существуют ли исследования, связанные с изучением «ума»?», «В каком возрасте происходит «взросление» в разных странах?» и другие.

Олег евгеньевич хухлаев

Семинар


Анонс

23 ноября, 18:30–20:30 (online). Шестая сессия семинара «Качественные методы в психологии и социальных науках» по теме: «Исторический метод в рамках феноменолого-герменевтического подхода. Проблемы психологического исследования жизненного мира».

На примере проведенного исследования – анализа текстуальных данных загородных жителей (художественных и автобиографических текстов XVIII–XX вв. и самоотчетов современников в соцсетях)  – будет рассмотрена возможная стратегия изучения структуры жизненного мира. Предполагается, что жизненный мир изначально является обобщением смыслов, их взаимосвязей и конфигураций; и одновременно он обладает «средовой идентичностью». Методология исследования опирается на релевантный предмету исследования феноменологический подход, тематический анализ направлен на выявление смысловой структуры, а исторический метод – на динамику «преемственности» смыслов (их устойчивость — изменчивость в историческом контексте).

На семинаре мы обсудим методологические проблемы, с которыми сталкивается исследователь-качественник, работающий с текстуальными данными, созданными в разные исторические периоды. Как учитывать исторический контекст и жанр текстов, в то же время ставя задачу более глобального теоретического обобщения, нацеленного на описание смысловой структуры некоторого опыта (в данном случае это опыт загородной жизни)? Могут ли имеющиеся вариации феноменологического подхода в качественных исследованиях дать методологические ориентиры для анализа исторического материала? – таковы основные вопросы, вокруг которых нам хотелось бы построить разговор.

Данным семинаром мы открываем серию обсуждений феноменологического направления в качественной психологии.

Докладчик:

Лола Кретова – психолог, писатель; в настоящее время работает над диссертацией в Институте психологии РАН; область научных интересов: онтология загородной жизни, онтологическая ностальгия, жизненный мир, методология качественных исследований.

Статья:

  1. Кретова Л.А. Смыслообразующий опыт загородной жизни бывших горожан: бытийный контекст. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. Вып. 11(3). С. 265–283.

Организаторы семинара и модераторы дискуссии:

  • Наталия Петровна Бусыгина, кандидат психологических наук, доцент, МГППУ;
  • Наталья Владимировна Ткаченко, кандидат психологических наук, доцент, МГППУ;
  • Олег Евгеньевич Хухлаев, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой этнопсихологии и проблем поликультурного образования, МГППУ.

Регистрация на семинар. Ссылка на вход в Zoom приходит на адрес, указанный при регистрации.

Страница семинара в Facebook.

Хухлаев олег евгеньевич —

С 2021 по 2021 год Московский государственный
психолого-педагогический университет являлся оператором мониторинга реализации
Национальной стратегии действий в интересах детей на 2021-2021 гг. и создателем
интернет-площадки мониторинга: http://мониторингнсид.рф

Советом Федерации Федерального собрания Российской
Федерации, опубликован «Доклад по итогам мониторинга эффективности реализации
Национальной стратегии действий в интересах детей на 2021-2021 годы» в 2-х
томах. Научными редакторами доклада выступили:
В.В.
Рубцов
, Г.В. Семья. Авторы-составители доклада:
Г.В.
Семья
, И.Е. Калабихина, А.М. Спивак,
Е.И.
Цымбал
, А.В. Кучмаева, Н.Г. Зайцева,
А.А.
Шведовская
.

В двухтомнике представлены результаты реализации
Национальной стратегии действий в интересах детей за прошедшие пять лет по всем
основным стратегическим направлениям: «Семейная политика детствосбережения»,
«Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и
информационная безопасность детей», «Здравоохранение, дружественное к детям, и
здоровый образ жизни», «Равные возможности для детей, нуждающихся в особой
заботе государства», «Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов
детей и дружественного к ребенку правосудия», «Дети – участники реализации
Национальной стратегии».

Доклад был представлен 13-14 Ноября 2021 года в Москве на
Всероссийском сетевом форуме с международным участием «Национальная стратегия
действий в интересах детей: навстречу десятилетию детства». Материалы Форума на
сайте мониторинга.

Цикл вебинаров

Лучшие практики с доказанной эффективностью, выявленные в рамках различных конкурсов, организаций, фондов, могут претендовать на размещение на Платформе обмена практиками устойчивого развития «Смартека»  Агентства стратегических инициатив после экспертизы и «упаковки» в соответствии со Стандартом доказательности социальных практик (прим. — разработан АНО «Эволюция и Филантропия», Благотворительным фондом Елены и Геннадия Тимченко, при участии Московского государственного психолого-педагогического университета). Для этого разработана и апробирована автоматизированная технология сборки и экспертизы на соответствие критериям Конкурса и Стандарта, определяющего требования к управленческим, педагогическим, образовательным, психологическим и иным практикам (программам, технологиям) в сфере детства для признания их эффективными и тиражируемыми.

В рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации «Разработка методологических оснований для формирования единого национального подхода к определению социальных (в том числе образовательных) практик с доказанной эффективностью» МГППУ организован ряд обучающих и методологических вебинаров для широкого спектра управленцев и специалистов различных фондов и организаций, проводящих собственные конкурсы.

Как быть Леди:  Адаптология: Физиология адаптации

Программа вебинаров построена следующим образом: знакомство со Стандартом и критериями признания социальной практики с доказанной эффективностью, требованиями к независимой экспертизе результатов, «упаковке» практики. Далее на вебинарах разбираются конкретные практики, уже являющиеся практиками с доказанной эффективностью в разных сферах детства для различных категорий детей.  

Практики представляют ведущие специалисты, доктора и кандидаты наук, являющиеся практиками в соответствующих сферах. 

Статьи для знакомства с доказательным подходом: 

«Доказательный подход в социальной сфере: основные понятия и принципы, история, перспективы»

«Реестры практик как механизм доказательной социальной политики в сфере защиты детства: анализ международного опыта»

«Методологические проблемы доказательного описания психологических и социальных практик»

Практики, рассмотренные в ходе проведения вебинаров, будут опубликованы в журнале «Социальные науки и детство», целью которого является продвижение доказательного подхода в сфере детства.

Участие в вебинарах бесплатное, для участия необходима регистрация на сайте: http://conf.tiledi.ru/event/universal/449


Календарь вебинаров


13.10.2021   12:00 (по московскому времени)

«Доказательный подход в социальной сфере»

Основной докладчик:

Со-докладчики:

Запись вебинара


15.10.2021   12:00 (по московскому времени)

«Описание социальных практик в соответствии со Стандартом доказательности»

Основной докладчик:

Со-докладчик:

Описание вебинаров:

Вебинары были посвящены знакомству с требованиями к описанию практик в доказательном ключе в соответствии с требованием Реестра АСИ и Стандарта доказательности.

Запись вебинара


19.10.2021   12:00 (по московскому времени)

«Кейсы практик с доказанной эффективностью: девиантное поведение»

Докладчики: 

Запись вебинара


20.10.2021   12:00 (по московскому времени)

«Кейсы практик с доказанной эффективностью: дети в конфликте с законом»

Докладчики:


27.10.2021    12:00 (по московскому времени)

«Доказательный подход в социальной сфере: Образовательные практики»

Тема вебинара: «Доказательный подход в социальной сфере: Образовательные практики»

Докладчики:

  • Сорокова Марина Геннадьевна, руководитель Научно-практического центра по комплексному сопровождению психологических исследований PsyDATA, д.псх.н., 
  • Драганова Оксана Александровна, директор ГБОУ «Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «Семья», к.псх.н. 
  • Зарецкий Виктор Кириллович, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии ФГБОУ ВО МГППУ, к.псх.н. 
  • Егорова Марина Алексеевна, профессор кафедры «Педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова» факультета «Психология образования», к.пед.н. 
  • Леонова Олеся Игоревна, ведущий аналитик сектора, секретарь журнала «Вестник практической психологии образования» ФГБОУ ВО МГППУ, исполнительный директор Федерации психологов образования России, к.псх.н.

Описание вебинара: 

В рамках вебинара были рассмотрены ресурсы, условия, возможности психолого-педагогической работы в школе, способствующей развитию обучающихся, проблемы оценки ее качества. Также были представлены примеры и рекомендации по подготовке научно-обоснованных психолого-педагогических программ.

Запись вебинара


29.10.2021   12:00 (по московскому времени)

«Кейсы практик с доказанной эффективностью по решению проблемы сиротства»

Основной докладчик: 

Со-докладчики:

Описание вебинара:

На вебинаре был представлен опыт прохождения приютов/кризисных центров для женщин с детьми в Реестр доказательных практик. Участники мероприятия смогли познакомиться с теорией изменений данного типа практик, как и из чего формируется доказательная база, какие инструменты замеров результативности используются, что было полезно при описании практики в доказательном ключе и прохождении независимой верификации, почему важно использовать доказательный подход и возможность попадания в Реестр доказательных практик.

Запись вебинара


09.11.2021   12:00 (по московскому времени)

“Инклюзивные практики в высшем образовании. Опыт российских вузов”

Основной докладчик: 

Описание вебинара:

В рамках встречи было рассмотрено положение дел в инклюзивном высшем образовании, а также существующие практики обучения студентов с инвалидностью, итоги I Всероссийского конкурса практики инклюзивного высшего образования (2021 г.)


10.11.2021   12:00 (по московскому времени)

«Кейсы практик с доказанной эффективностью: сопровождение замещающей семьи с детьми трудно устраиваемой категории»

Основной докладчик:  

Описание вебинара:

Мероприятие было посвящено обсуждению вопросов, касающихся содержания, организации, научного обоснования технологии психолого-педагогического сопровождения замещающей семьи на разных этапах ее становления и развития, а также оценке эффективности программ сопровождения.


12.11.2021   12:00 (по московскому времени)

«Кейсы практик с доказанной эффективностью: инклюзия в образовании»

Основной докладчик:

Со-докладчики:

Описание вебинара:

В рамках встречи была представлена одна из основополагающих для инклюзивного образования практик — вовлечение обучающихся в образовательный процесс: Технология построения индивидуального образовательного маршрута для обучающихся начальной школы в инклюзивной образовательной среде. Был представлен алгоритм включения всех участников образовательного процесса, в том числе ребенка, в разработку собственного индивидуального образовательного маршрута.


16.11.2021     12:00 (по московскому времени)

«Кейсы практик с доказанной эффективностью: дети и молодые взрослые с ОВЗ»

Основной докладчик:  

Со-докладчики:

Описание вебинара:

В рамках встречи был обсужден вопрос о возможностях оценки эффективности комплексных практик помощи детям с РАС. Также представлены две практики: программа организации внеурочной деятельности обучающихся с РАС «Идем в музей!» и технология индивидуализации АООП дошкольного образования детей с РАС «Скорошкольник»


18.11.2021     12:00 (по московскому времени)

«Кейсы практик с доказанной эффективностью: школа для одаренных детей»

Основной докладчик: 

  • В.С. Юркевич, профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования», кандидат психологических наук

Со-докладчик:

  • Н.Б. Шумакова, доктор психологических наук, профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования». 

19.11.2021 12:00 (по московскому времени)

«Кейсы практик с доказанной эффективностью: дети-мигранты»

Докладчик:

Описание вебинара:

На мероприятии были представлены примеры практик с доказанной эффективностью, цель которых — адаптация детей-мигрантов в образовательной среде. В ходе вебинара докладчик подробнее остановился на трех типах практик:

Первый тип практик связан с повышением академической успешности инокультурных учащихся, который был представлен анализом практики когнитивного развития детей-мигрантов посредством методики «Инструментальное обогащение» Р. Фейерштейна (Израиль). Второй тип – «поведенчески» ориентированные практики, докладчик рассмотрел через описание школьной программы драма-терапии для учеников-мигрантов (Канада). На примере практики «Живая библиотека» (Дания-Россия) продемонстрирован третий тип практик, ориентированных на межкультурное взаимодействие и взаимопонимание.

Хухлаев О. Е. Призентация кейсов практик с доказанной эффективностью: дети мигранты

Полезные материалы по теме:

  1. Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об организации работы общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан [Электронный ресурс] / [Министерство просвещения
  2. Cоциально-психологическая адаптация детей из семей мигрантов. — 2-е изд., доп. и перераб. / В. В. Гриценко, Н. Е. Шустова. — М. : Форум, 2021. — 224 с.
  3. Технологии психологического сопровождения интеграции мигрантов в образовательной среде. Учебно-методическое пособие 

Запись вебинара


23.11.2021   12:00 (по московскому времени)

«Кейсы практик с доказанной эффективностью: управленческие практики»

Основной докладчик: 

Со-докладчик:

Описание вебинара:

В рамках встречи участники познакомились с понятиями “доказательный подход в управлении”, “доказательный менеджмент” и “доказательная политика”. Докладчиками был представлен обзор факторов, сдерживающих и способствующих распространению доказательных управленческих практик в социальной сфере, а также определение приоритетных мер поддержки развития доказательного подхода в управлении социальной сферой.  

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий