Причины рассеянного внимания — Блог Викиум

Причины рассеянного внимания — Блог Викиум Женщине

5 шагов

Если же рассеянность становится хронической и прочно поселяется в нашей жизни, можно проанализировать свой образ жизни и предпринять следующие шаги:

  1. Определить приоритеты и сконцентрировать свое внимание на выполнении одной задачи или только на одном объекте. Большинство людей не умеют качественно делать два-три дела одновременно. Например, группе участников психологического эксперимента предложили понаблюдать за спортсменами на волейбольном матче и сосчитать количество мячей, заброшенных в корзину членами команды в синих футболках. время матча по полю прошел человек, переодетый в костюм гориллы, но его никто не заметил, поскольку все были заняты наблюдением за игроками и подсчетом заброшенных мячей. После повторного просмотра игры участники эксперимента были сильно удивлены, что не заметили такого явного факта;
  2. Во время работы убрать все предметы, рассеивающие внимание и создающие хаос. Лишние предметы на рабочем столе – книги, журналы, не относящиеся к делу, фотографии, уводящие в мысли об отдыхе, тем, у кого есть проблемы с концентрацией внимания, лучше убрать подальше;
  3. Пользоваться визуальными подсказками. Конечно, можно вести ежедневник, куда записывать предстоящие дела. Дополнительно можно воспользоваться каким-то предметом, который напомнит с утра о важном деле. Например, с вечера положить на пол посреди комнаты обычный лист бумаги или книгу. Один взгляд на них утром – и мы вспомним, что нужно сделать срочный звонок. Этот метод напоминает бабушкин «узелок на память». Такие узелки завязывали на носовых платках наши бабушки, чтобы не забыть сделать что-то важное;
  4. Делать паузы, чтобы собраться с мыслями и зафиксировать свое внимание на текущем моменте. Например, выходя из квартиры, думать не о том, успеваем ли мы на автобус, а сосредоточиться на мыслях о ее безопасности: проверить электроприборы, газ, воду и пр.;
  5. Решать все проблемы по мере их поступления, не откладывая на потом. Нагромождение несделанных дел также приводит к хаосу в мыслях и рассеянности.

Как бороться с рассеянностью при когнитивных расстройствах у пожилых?

В этом случае важно не допустить прогрессирования расстройств. Наиболее эффективно в этом плане — коррекция сосудистых нарушений и улучшение метаболизма головного мозга. Для улучшения когнитивных функций применяются основные группы препаратов:

  • с вазоактивным действием (Винпоцетин, Кавинтон, Сермион, Ницерголин, Пентоксифиллин, Циннаризин, Ксантинола никотинат, Пикамилон, Нимодипин, Нимотоп);
  • воздействующие на нейротрансмиттерные системы — холиномиметики (Нейромидин, Ипидакрин, Аксамон, Экселон, Ривастигмин IC, Альценорм, Алзепил, Арисепт, Нивалин, Галантамин-Тева);
  • обладающие нейротрофическим и нейрометаболическим действием (Церебролизин, Диваза, Тивортин, Мемантин, Мемантинол, Цитиколин, Ginkgo biloba, Актовегин, Фенотропил, Пирацетам);
  • антигипертензивные и антиагрегантные (препараты ацетилсалициловой кислоты);
  • антидепрессанты (по показаниям).

Классификация

Различают следующие виды расстройств внимания:

  • Апрозексия — выпадение (выключение), полное отсутствие интереса к окружающему и происходящему.
  • Гипопрозексия — ослабление внимания, невозможность в течение длительного времени сосредоточиться на чем-либо.
  • Гиперметаморфоз — выраженная степень отвлекаемости или повышенная отвлекаемость. У больного теряется возможность активного сосредоточения, а чрезмерная подвижность внимания приводит к тому, что оно распыляется, переводится на любой предмет, постоянно перескакивая на случайные раздражители.
  • Застреваемость — патологическая фиксация (прикованность, прилипчивость) внимания. Отмечается тугоподвижность внимания и больной трудно переключается на другие предметы и действия. Повышенная застреваемость внимания бывает при патологической рефлексии и ипохондрической фиксации. При ипохондрической фиксации внимания больного полностью сосредоточено на самочувствии, вопросах здоровья, его болезненных ощущениях. Все, кроме его здоровья теряет смысл. При патологической рефлексии внимание полностью поглощается размышлениями о поступках, отношениях с людьми, самоанализом. Больной скрупулёзно ведет дневник, описывая переживания и рассуждения.
  • Инертность — малая подвижность внимания, при которой отсутствует возможность быстрое и своевременное переключение его.
  • Истощаемость проявляется в неспособности длительно сосредоточить внимание на определенном объекте. Чрезмерная истощаемость развивается на фоне астенизации и повышенной утомляемости. Больные после непродолжительной работы в высоком темпе испытывают усталость, сонливость, непоседливость, повышенная отвлекаемость и полностью теряется интерес к работе или занятию. Возникает потребность в отдыхе.
  • Слабая распределяемость внимания связана с ограничением его объема — больной не в состоянии одновременно выполнять несколько дел, а сосредотачивается только на значимом для него объекте или деле.

Апрозексия характеризуется выключением произвольного и непроизвольного внимания, его невозможно пробудить никакими поощрениями. Некоторыми авторами используется термин «паралич внимания». Наблюдается при многих психических расстройствах, таких как депрессия, мания.

Апрозексия связана с абулией (патологическое отсутствие воли) и апатией (безразличие, безучастность). Ничто из окружающего не привлекает внимания больного и не вызывает интереса, каких-либо опасений или настороженности. Он не может заставить себя и не пытается сосредоточиться на чем-либо и активизировать внимание.

Гипопрозексия включает следующие расстройства внимания:

  • Сужение объема — состояние при котором снижаются способности удерживать определенное количество впечатлений. Стоит отвлечься при разговоре на подробности, пациент забывает главную мысль. Идя в другую комнату за предметом, он забывает, за чем пошел. Собираясь в поездку, обязательно что-то важное забудет.
  • Тугоподвижность — неспособностью к быстрому переключению внимания. Таким пациентам для того, чтобы сменить занятие, нужно много времени. Включившись в одну тему разговора, он не может быстро переключиться другую и «топчется», обсуждая первую тему, в нужный момент не может прервать диалог. Прилипчивость внимания называется акайрия (отсутствие меры). Больные с акайрией по нескольку раз задают один вопрос. Акайрия является признаком общей психической ригидности.
  • Слабая способность распределять внимание, о которой указывалось. Недостаточная распределяемость встречается и у здоровых людей. Некоторые студенты не могут одновременно записывать и слушать лектора — они или слушают, или записывают текст.
  • Снижение наблюдательности. Оно может быть обусловлено: аффективными нарушениями, нарушениями интеллекта или поглощенностью внимания чем-то другим.
  • Флуктуация (колебания) внимания. Возникает периодическое кратковременное изменение внимания — непроизвольное усиление или ослабление его, что связано с изменением возбудимости отдельных участков коры полушарий. Читая, пациент местами хорошо воспринимает информацию, а местами читает, не вникая в смысл (механически), потом перечитывает текст заново, из-за непонимания.

Для астенических состояний характерна истощаемость и повышенная отвлекаемость. Значительное сужение объема, инертность и тугоподвижность выявляется при нарушениях психики. Гиперметаморфоз возникает на высоте маниакального возбуждения, а ипохондрическая фиксация является признаком ипохондрического синдрома.

У больных шизофренией очень выражена рассеянность по мелочам — во время серьезных бесед с врачом больной вертит пуговицы, чистит ногти, разглядывает пятна на стене, рассматривает обувь, выдергивает из одежды нитки и занимается прочими делами, не вникая в разговор. Для биполярных расстройств в стадии мании характерна рассеянность и затруднение концентрации.

У пожилых лиц формируется обширный спектр когнитивных нарушений — это может быть легкое ослабление внимания и тяжелая форма, выражающаяся в деменции. Но больных с деменцией, ввиду снижения критики, не беспокоит ухудшение памяти, а здорового человека беспокоит то, что с возрастом ухудшается память, труднее концентрировать внимание, а из-за этого снижается трудоспособность.

Для начальных возрастных проявлений характерны: плохая память, рассеянность, забывчивость, тревожность, замедление психомоторных функций. Это все связано с естественными процессами старения. Для пожилых плохая память является нормой, поэтому применяются термины «возрастное нарушение памяти», «старческая забывчивость», «возрастная когнитивная дисфункция».

При умеренных когнитивных расстройствах снижаются интеллектуальные функции и память, появляется рассеянность, трудности концентрации, замедленность умственной деятельности, затруднения при произведении расчетов и подборе слов, но они не достигают степени утраты бытовых навыков и у пациентов не констатируется наличие деменции.

Жалобы на ухудшение внимания и рассеянность характерны для больных с синдромом хронической усталости, которым страдают лица трудоспособного возраста. Вторичные астении являются проявлением различных заболеваний (гематологических, инфекционных, онкологических, эндокринных, соединительнотканных, неврологических, психических) или следствием воздействия факторов (профессиональные вредности или прием медикаментов).

Как быть Леди:  Рассеянность, невнимательность и другие нарушения внимания: причины, как бороться

Дисциркуляторная энцефалопатия может регистрироваться в любом возрасте и является результатом прогрессирующей недостаточности кровообращения головного мозга, которая приводит к появлению мелкоочаговых некрозов в мозговой ткани, а это обусловливает расстройство функций мозга.

Выделяют несколько стадий дисциркуляторной энцефалопатии. Для I стадии характерны: утомляемость, рассеянность, снижение памяти, несистемные головокружения, плохой сон. На глазном дне выявляют начальные стадии атеросклеротической или гипертонической ангиопатии.

Во II стадии прогрессирует ухудшение памяти, изменяется личность, снижается работоспособность. В III стадии хроническая сосудисто-мозговая недостаточность настолько резко выражена, что у больного возникают нарушения вплоть до деменции.

Лекарства

  • Вазоактивные, сосудорасширяющие препараты: Винпоцетин, Кавинтон, Сермион, Ницерголин, Пентоксифиллин, Циннаризин, Ксантинола никотинат, Пикамилон, Нимодипин, Нимотоп.
  • Ноотропные и нейрометаболические препараты: Пирацетам, Луцетам, Пантогам, Пантокальцин, Тиоцетам, Ноотропил, Церебролизин, Диваза, Тивортин, Мемантин, Танакан, Мемантинол, Цитиколин, Гопантам, Актовегин, Гинкго билоба, Витрум Мемори, Фенотропил.
  • Витаминные препараты: Доппельгерц актив Лецитин-комплекс, Гранулы лецитина (Now Foods, США), Гинкговит Авитон.
  • Антидепрессанты (по показаниям): Гелариум, Азафен, Триттико, Азона, Амитриптилин, Имипрамин, Мелипрамин, Анафранил, Рексетин, Золовт, Флуоксетин, Прозак, Профлузак, Депрекс.

Обследование

Выявление нарушений внимания выполняется при диагностике психических патологий и неврологических заболеваний, а также в рамках медико-психологической экспертизы при устройстве на некоторые типы работ. Обследование проводят врачи-психиатры, клинические психологи, психотерапевты.

  • Беседа.
    Признаки рассеянности обнаруживаются при первичном опросе пациента: он с трудом удерживает тему разговора, переспрашивает, часто отвлекается на волнующую его проблему (физическую боль, психотравмирующее событие, невротические переживания). В тяжелых случаях получение необходимой клинической информации в процессе опроса возможно только при организующей помощи врача, то есть при специальном удерживании внимания больного громким голосом, строгой интонацией, частым обращением по имени.
  • Наблюдение.
    Поведение пациентов отличается сниженной целенаправленностью. Они часто без причины отвлекаются на внешние второстепенные сигналы – шаги за дверью, шум за окном, разговоры других людей. Могут подолгу искать очки в сумке, забывают взять нужные врачу медицинские документы. Если приходят на прием без сопровождения родственника, блуждают в поисках нужного кабинета.
  • Пробы на внимание.
    Количественная оценка активности внимания производится при помощи специальных патопсихологических тестов. Распространенные методики: отыскивание чисел по таблицам Шульте, корректурная проба, прямое/обратное отсчитывание. По результатам определяется темп сенсомоторных реакций, переключаемость умственных процессов, колебания работоспособности, утомляемость. О рассеянности свидетельствует снижение концентрации и стойкости аттенционных функций.

Для определения причины состояния рассеянности у больных с симптомами невротических или иных психических расстройств проводится комплексное исследование познавательной сферы, эмоционально-личностных особенностей. Если жалобы пациента указывают на наличие эндокринного или неврологического заболевания, его направляют на консультацию к соответствующим специалистам.

Патогенез

Расстройство внимания при гиперактивности у детей имеет нейробиологическую природу и связано с задержкой развития мозговых структур, которые обеспечивают процессы торможения и самоконтроля. В формировании расстройств имеют значение биологические факторы (наследственность, органическое повреждение мозга) и внутрисемейные психологические факторы.

Биологические факторы имеют значение в нарушении высших психических функций, поскольку влияют на согласованное функцию всех структур (кора — базальные ганглии — таламус – кора мозжечка), которые обеспечивают контроль внимания и поведение. Основная же роль отводится нейромедиаторным системам мозга и медиаторам — дофамин, норадреналин и серотонин. Дисфункция этих нейромедиаторных систем обусловлена многими генами, поэтому это – полигенное заболевание.

В основе патогенеза гиперактивности с расстройством внимания лежат нарушения ретикулярной формации, которая обрабатывает поступающую информацию, поддерживает внимание и координирует процесс обучения и памяти. Невозможность правильной обработки информации головным мозгом ребенка приводит к тому, что звуковые, эмоциональные и зрительные стимулы становятся избыточными и вызывают беспокойство и агрессивность.

При этом возможна незрелость функций лобных долей (префронтальной области) и нарушение их связи с подкорковыми ядрами, что отражается на внимании, оперативной памяти, контроле поведения, способности к переключению. Также имеет место снижение кровообращения и низкая активность нейронов в префронтальной зоне головного мозга, поэтому развивается поведение «лобных больных»: нарушение внимания, трудности планирования своей деятельности и ее организации.

Последствия и осложнения

Снижение когнитивных функций является обязательным осложнением различных заболеваний головного мозга. При своевременном выявлении их и лечении прогрессирования и ухудшения не происходит. В детском возрасте с учетом пластичности процессов в головном мозге удается полностью восстановить его функции и осложнения не встречаются.

Однако у подростков и взрослых могут встречаться остаточные неблагоприятные исходы: низкий уровень интеллекта, агрессивность, межличностные проблемы, асоциальное поведение, проявление импульсивности. Такие лица больше предрасположены к работе, нежели к учебе.

В пожилом возрасте, при нейродегенеративных (болезнь Альцгеймера) и сосудистых заболеваниях головного мозга (повторные инсульты) имеет место ухудшение когнитивных функций, поскольку возможности лечения ограничены. В таких случаях возможно развитие деменции, которую можно рассматривать как осложнение. Деменция — это неуклонное прогрессирование расстройств памяти и утрата корковых функций до полного распада интеллекта.

Наиболее значимыми факторами, влияющими на прогрессирование процесса, являются: возраст, наследственная отягощенность, атеросклероз, артериальная гипертония, болезни сердца. К тяжелым заболеваниям головного мозга относятся: кортико-базальная дегенерация, системная атрофия с деменцией, прогрессирующий подкорковый глиоз, при которых деменция является неизбежной.

Препараты с нейрометаболическим действием

Комбинированный препарат с нейрометаболическим действием Диваза вызывает не только улучшение когнитивных функций, но и восстанавливает ночной сон, что очень важно в пожилом возрасте.

Тивортин (действующее вещество аминокислота аргинин). Аргинин — регулятор внутриклеточных обменных процессов, оказывает антиоксидантное, антигипоксическое, цитопротекторное, мембрано стабилизирующее и антиастеническое действие. В дозе 4 г в сутки улучшает внимание и память, появляется возможность сосредоточиться и фокусировать внимание.

Нейропротекторы — Мемантин, Мемантинол, Цитиколин, Актовегин. Последний обладает комплексным антигипоксантным и антиоксидантным действием. Улучшает показатели внимания и памяти, предупреждает прогрессирование различных поведенческих нарушений. Особенно эффективен у пациентов, перенесших инсульт, на фоне которого развились когнитивные нарушения.

Для профилактики деменции Актовегин применяют по 200 мг 3 раза в день 2 месяца. Инфузионное введение дает выраженный и быстрый эффект, поэтому лечение начинают с внутривенно капельного введения, с дальнейшим переходом на прием таблеток. Для поддержания эффекта необходимо проведение 2 курсов лечения в год.

Если рассматривать нарушения внимания у детей, у которых рассеянность связана с синдромом гиперактивности, то лечение будет следующим. Фармакотерапия занимает важное место и назначается по показаниям, когда когнитивные и поведенческие расстройства не устраняются немедикаментозным путем — психолого-педагогической коррекцией.

Широкое применение находят стимуляторы ЦНС. В качестве препаратов первого выбора в США рекомендуется Риталин, который выпускается форме короткого действия и длительного. Он обладает высокой эффективностью, но не зарегистрирован Фармакологическим комитетом РФ.

Эффективным препаратом является Страттера. Это не стимулятор ЦНС и механизм действия связан с блокадой захвата норадреналина. В результате этого содержание норадреналина в синаптической щели увеличивается и уменьшаются проявления гиперактивности.

Страттера эффективен в случае сочетания гиперактивности с тревожными расстройствами, деструктивным поведением и тиками. Отечественными врачами используются препараты ноотропного действия, которые оказывают стимулирующее действие на внимание, память, организацию и речь.

Пирацетам— родоначальник группы ноотропов, обладает широкой активностью: активирует ассоциативные процессы в ЦНС, улучшает память, внимание, стимулирует интеллектуальную активность, облегчает обучение. В педиатрической практике применяется при рассеянности, умственной отсталости, снижении концентрации внимания.

Препараты с действующим веществом пирацетам — Луцетам, Тиоцетам, Ноотропил. Большинство ноотропов в связи с психостимулирующим действием назначается в первой половине дня. В первые дни приема назначают небольшие дозы, а потом постепенно ее наращивают.

Продолжительность курсов лечения — 2-3 месяца. Затем делают перерыв на время каникул на 2-3 недели, и снова повторяют курс лечения. Если результаты первого курса недостаточные, решается вопрос о назначении повторного курса, увеличении продолжительности лечения, или возможность сочетания с психолого-педагогической коррекцией.

Как быть Леди:  Как определить психотип собеседника?

Гопантеновая кислота (препараты Пантогам, Пантокальцин, Гопантам) применяется у детей более 25 лет и подтверждена его эффективность при когнитивных нарушениях. В отличие от других ноотропов гопантотеновая кислота — это естественный метаболит ГАМК в головном мозге, поэтому хорошо проходит через гематоэнцефалический барьер, оказывая воздействие на функцию ЦНС. Побочные эффекты при лечении ноотропами наблюдаются редко и встречаются при соблюдении родителями режимов приема.

Может отмечаться тяжесть в голове, возбудимость, трудности засыпания и прерывистый сон. В таких случаях несколько уменьшается доза препарата. Другая группа ноотропов — это Фенибут и Анвифен (по 50 мг 3 раза в день). Фенибут является производным ɣ-аминобутировой кислоты, оказывает транквилизирующее действие, проявляет ноотропный эффект. Чаще назначается при повышенной возбудимости, нервозности.

Семакс — синтетический аналог адренокортикотропного гормона, оказывает выраженное ноотропное действие, антиоксидантное, нейротрофическое и ангиопротективное. Улучшает функции переднего мозга: повышает способность к обучению и консолидацию памяти.

Глицин — нейромедиатр тормозного типа и регулятор метаболических процессов в головном мозге. Препарат нормализует процессы торможения и возбуждения, улучшает умственную работоспособность.

Пиритинол (препараты Энербол, Энцефабол, Пиридитол) — удвоенная молекула пиридоксина (витамин В6), который обладает антигипоксическим действием. Проявляет выраженные ноотропные свойства — улучшает мышление, концентрацию внимания и память. До 7 лет применяют в форме суспензии, а более старшим детям — в таблетках.

Среди антиоксидантов с ноотропным действием можно выделит Мексидол и Димефосфон. Димефосфон — фосфорорганическое соединение, которое включается в метаболические процессы, оказывая нейропротекторное, вазоактивное и церебропротекторное.

Препарат нормализует кровоток и метаболизм в мозге. После лечения Димефосфоном улучшается память, внимание. Эффективность его сопоставима с Ноотропилом. Антиоксидант Мексидол также улучшает память у ребенка, внимание и процессы обучения.

Таким образом, применение препаратов ноотропного устраняет нарушение концентрации внимания у детей, поскольку процессы развития ЦНС в детском возрасте продолжаются, центральная нервная система пластична и ее резервные возможности значительные. В обязательном порядке назначаются витаминные препараты, особенно, содержащие лецитин или один лецитин в виде пищевой добавки.

Лецитин обеспечивает мозговую активность. Коррекция гиперактивности должна носить комплексный характер и объединять усилия врачей, психологов и учителей. С этой целью используются различные подходы: психотерапия, психолого-педагогическая коррекция, учения для родителей.

Причины и признаки сдвг

На сегодняшний день так до конца и непонятно, почему появляется подобный синдром. По мнению некоторых ученых, это может быть связано с тем, что в определенные отделы мозга не попадают нужные вещества, которые корректируют поведение. В большинстве случаев нарушения могут возникнуть в связи со следующими причинами:

  • тяжелая беременность и угроза выкидыша;
  • тяжелые роды и родовые травмы;
  • преждевременные или быстрые роды, а также затянувшийся родовой процесс;
  • применение наркоза во время родов;
  • заболевания и осложнения у новорожденных.

Основными симптомами рассеянности внимания у ребенка или подростка являются:

  • ребенок не может быть сосредоточенным долгое время и постоянно отвлекается;
  • концентрация внимания проявляется лишь тогда, когда ребенку что-либо интересно в данный момент;
  • находясь в обществе, ребенок может внезапно погрузиться в собственные мысли;
  • тяжело или очень легко переключается на новую деятельность;
  • может поддаться минутному порыву и настолько же быстро бросить начатое;
  • практически никогда не доводит дело до завершения;
  • не выполняет обещания и старается все делать в последний момент.

Дети с СДВГ часто испытывают трудности в обучении из-за импульсивности. Незначительные проблемы и неуспех в чем-либо вызывает у таких детей агрессивное поведение.

Проявления проблем с памятью

Память человека подразделяется на два вида: краткосрочная и долговременная. В кратковременной памяти неосознанно откладывается информация о произошедших событиях. Долговременная же память хранит в себе чётко обработанные и проанализированные воспоминания из прошлого.

Проблемы с памятью бывают разных характеров:

  • временные или транзисторные – выпадение из памяти названий предметов, имён людей, дат важных событий, которые потом возвращаются;
  • постоянные или перманентные – человек забывает информацию о назначенной им же встрече, которая и по прошествии времени не всплывает в сознании, либо возвращается с очень большим трудом.

Патологическую забывчивость называют амнезией. Основные её признаки:

  • сложности в подборе слов и формулировании мыслей;
  • регулярная потеря и длительный поиск вещей, которым человек самостоятельно определил в своё время места хранения;
  • сложности ориентации в пространстве, вплоть до невозможности повторить свой регулярный маршрут, забывание адресов;
  • потеря ощущения времени (день недели, число, месяц, год);
  • неоднократное повторение одной и той же информации собеседнику при повествовании;
  • забывчивость в повседневных делах;
  • значительные трудности с усвоением новой информации.

К признакам снижения внимания, что также характеризует несовершенство функционирования памяти, относят следующие проявления:

  • невнимательность;
  • замедленность восприятия;
  • проблемы с концентрацией.

Психологические факторы рассеянности

Иногда рассеянность является результатом отношения человека к выполняемой деятельности, окружающим объектам. В интересных, личностно важных ситуациях люди становятся собранными, в малозначимых, неприятных – наоборот. Неспособность концентрировать и удерживать внимание связана с эмоционально-волевыми качествами, личными увлечениями и предпочтениями, общими правилами функционирования психики. Распространенные психологические причины рассеянности:

  • Увлеченность одним объектом.
    Состояние характерно для людей, сильно увлеченных каким-либо объектом – другим человеком, научными разработками, интересным хобби. Их внимание сужено, не распределяется на иные ситуации и людей, поэтому при попытке отвлечения возникает растерянность. Примеры таких людей – ученые, занимающиеся новыми исследованиями, художники в периоды творческого подъема.
  • Интенсивные отвлекающие факторы.
    Концентрация и устойчивость – функции произвольного внимания. Когда в ситуации присутствует много посторонних интенсивных стимулов – шум, яркий свет, голоса – происходит непроизвольное переключение. Внимание становится рассеянным между множеством объектов. Поэтому, например, многим сложно читать книгу во время поездки на общественном транспорте.
  • Ограниченность оперативной памяти.
    По данным экспериментальных психологических исследований, люди способны одновременно удерживать в сознании от 5 до 9 объектов (точное количество индивидуально). Когда информации больше, появляется забывчивость, поскольку наименее значимые стимулы перестают привлекать внимание.
  • Нежелание совершать деятельность.
    Состояние отмечается при выполнении задач, которые воспринимаются как неинтересные, кажутся бессмысленными или вызывают личную неприязнь. В подобных случаях человеку приходится прилагать большие волевые усилия, чтобы организовать собственную целенаправленную активность.
  • Особенности характера.
    Иногда у забывчивости и несобранности нет особой причины, эти качества являются частью характера. Людей описывают как мечтательных, своеобразных, творческих, иногда – инфантильных. Часто в основе этого лежит отсутствие потребности или опыта целенаправленной организованной деятельности.

Рассеянность, забывчивость, невнимательность: как с этим бороться?

Как избавиться от рассеянности и невнимательности? Список препаратов, которые могут при меняться при этих состояниях включает самые различные группы:

  • психотропные (чаще всего антидепрессанты);
  • сосудистые и ноотропные средства;
  • психостимуляторы;
  • общеукрепляющие и витаминные препараты;
  • иммуностимулирующие.

В последние годы предпринято много попыток поиска эффективного средства для лечения когнитивных нарушений. Но пока не получено лекарство от рассеянности и симптоматического улучшения когнитивных функций.

Если в молодом возрасте отмечается плохая память и рассеянность, что делать? При исключении психических расстройств (аффективные расстройства) и органической патологии головного мозга (опухоли, аневризмы, энцефалит, рассеянный склероз) у молодых пациентов, можно думать об астеническом синдроме. Как избавиться от рассеянности в этом случае?

ПирацетамПирацетам, Тиоцетам, Энцефабол, препараты аминомасляной кислоты (Аминалон, Гаммалон), Перитол, Глиатилин, Инстенон, Пикамилон, Фенибут, Глицин, Кортексин, Пантогам, Когитум, препараты Гинкго Билоба, Церебролизин, Семакс, препараты липоевой кислоты (Тиоктацид, Эспа-Липон). Препарат Пантогам Актив является комбинированным и занимает особое место среди нейрометаболических препаратов, поскольку оказывает противотревожное и антидепрессивное действие.

При превалировании в клинических проявлениях депрессии и тревоги ключевыми препаратами будут антидепрессанты. И связано это с тем, что имеется связь астении с тревогой, депрессией, хроническими болями в мышцах и целесообразно назначение антидепрессантов.

  • лекарственные травы (зверобой);
  • трициклические антидепрессанты;
  • ингибиторы моноаминооксидазы;
  • атипичные антидепрессанты;
  • СИОЗС — селективные ингибиторы обратного захвата серотонина.

При назначении антидепрессантов при астеническом синдроме ориентируются на выраженность астении и присутствие психических расстройств (депрессия, тревога). При не резко выраженных проявлениях рекомендуются более мягкие антидепрессанты: таблетки Гелариум, Азафен, Триттико, Азона.

Как быть Леди:  Проблемы социализации лиц с психическим недоразвитием – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

При выраженной астении и депрессии назначаются более сильные препараты: Амитриптилин, Имипрамин, Мелипрамин, Анафранил, Рексетин, Золофт, Флуоксетин, Прозак, Профлузак, Депрекс.

АнафранилИмипрамин, Анафранил, Флуоксетин. При сочетании астении симптомами тревожным состоянием и паническими расстройствами эффективными будут антидепрессанты с анксиолитическим действием — Амитриптилин, Пароксетин, Леривон, Каликста, Ремерон, Феварин, Рокона. При астении с фибромиалгией — Симбалта, Венлафаксин органика, Велаксин, Велафакс.

Побочные эффекты, которыми обладают трициклические антидепрессанты (Имипрамин, Амитриптилин), сужают возможности их применения. Поэтому чаще используются препараты СИОЗС. Наиболее сбалансированным действием (умеренно возбуждают и умеренно седатируют) обладают Золофт, Стимулотон, Сиозам,Циталопрам, Цитол.

Дозировка Золофта сначала 50 мг/сут, а потом увеличивается до 100 мг/сут. Препарат нужно применять с осторожностью в пожилом возрасте, поскольку имеется повышенный риск гипонатриемии. Часто при астении требуется назначение антидепрессантов совместно с транквилизаторами — если присутствует тревога, внутренняя напряженность, панические расстройства и нарушения сна.

Седативные препараты и противотревожные:

  • растительного происхождения: экстракт валерианы, пустырника, Ново-Пассит, Персен, Алора;
  • транквилизаторы: Грандаксин, Фенибут, Атаракс, Реланиум, Сибазон, Мезапам, Клоназепам, Лорафен.

К неспецифическим средствам, которые улучшают и стимулируют метаболизм мозга, обмен веществ и применяются при астении, относятся витамины, макро- и микроэлементы. Назначаются большие дозы витамина С, группы В, антиоксиданты витаминов А и Е.

Симптомы нарушения концентрации внимания

Плохая концентрация внимания у взрослых имеет разные формы:

1) Невозможность сфокусироваться на одном задании или деле. Вас легко может отвлечь какой-то предмет или звук, что приводит к переключению на другой объект или на выполнение другого задания. В данном случае наблюдается «зависание» и «блуждание» внимания.

2) Еще одним проявлением болезни является возможность концентрироваться на чем-то одном. Примером является слушание музыки или чтение книги, при котором мы не замечаем ничего вокруг. В некоторых случаях этот недостаток можно использовать для рабочих целей, но не следует забывать, что это иногда может принести неудобства вам и окружающим.

3) Плохая самоорганизованность, а также постоянное забывание — признак плохой концентрации внимания. Последствиями чего есть:

  • постоянное откладывание рабочих задач;
  • опоздания на работу и т.д.;
  • систематические потери вещей, забывания их места нахождения;
  • плохая ориентация во времени, не способность оценить примерное время работы и т.д.

4) Импульсивность еще один признак заболевания. Это может сопровождаться не пониманием частей из разговора, переживанием собеседника. Вы способны сначала сказать или сделать, а лишь потом обдумать последствия. Склонны выполнять действия, которые могут вызвать зависимость.

5) Проблемы на эмоциональной почве могут вызывать у больных гнев и разочарование. Симптомы этой формы заболевания:

  • постоянная смена настроения;
  • невозможность мотивировать себя и сохранять мотивацию;
  • пониженная самооценка, не восприятие критики;
  • гиперактивность;
  • постоянное возникновение чувства усталости;
  • частые нервные возбуждения.

Гиперактивность у взрослых проявляется значительно реже, нежели у детей и этот симптом не всегда указывает на нарушение концентрации внимания.

В случае присутствия этих симптомов, для обследования и выяснения проблем нужно обратиться к специалисту в этой области.

Основными врачами, которые могут определить степень заболеваемости, являются невролог, психолог и психиатр.

Только после консультации врачей можно полностью определить проблематику и методы лечения, так как конкретизировать это можно лишь в индивидуальном случае.

У детей

Нарушение внимания у детей может быть обусловлено разными причинами:

  • особенности темперамента;
  • тревожные расстройства, связанные с психотравмирующими факторами;
  • депрессивные расстройства на фоне нейроинфекции, черепно-мозговой травмы;
  • астенический синдром на фоне соматических заболеваний;
  • аденоидные вегетации, при этом затрудняется носовое дыхание и развивается гипоксия мозга, что обязательно влечет внимательность и снижение работоспособности у детей;
  • эндокринные заболевания (преимущественно щитовидной железы);
  • сенсоневральная тугоухость;
  • психические расстройства: аффективные расстройства, умственная отсталость, шизофрения и аутизм;
  • эпилепсия (как само заболевание, так и побочные эффекты противоэпилептических препаратов);
  • наследственные синдромы: Вильямса, Смита–Мажениса, Туретта, Беквита, Видемана.

Если исключить тяжелую органическую патологию головного мозга, то нарушение внимания у детей наблюдается при синдроме гиперактивности, что является причиной определенных трудностей в обучении. Причиной нарушений при гиперактивности являются расстройства функций лобных долей, к которым приводит гипоксия плода, гипоксическая энцефалопатия, патология беременности (гестоз, эклампсия) и родов (длительное течение), внутриутробная гипотрофия. Факторами риска являются употребление во время беременности алкоголя, лекарственных препаратов и курение.

Невнимательность у детей проявляется:

  • неспособностью удерживать внимание на деталях, сохранять внимание при выполнении заданий, частые ошибки в заданиях;
  • легким отвлечением на посторонние стимулы;
  • потерей вещей, школьных принадлежностей, учебников;
  • забывчивостью в повседневных ситуациях;
  • неспособностью понять задание, придерживаться инструкций, справиться с выполнением уроков;
  • сложностями в организации самостоятельной работы.

Гиперактивность проявляется беспокойными движениями в стопах и кистях, неусидчивостью, суетливостью, частым вставанием в классе во время уроков, чрезмерной подвижностью (бегает, крутится, залезает, вертится) в неприемлемых ситуациях и бесцельной двигательной активностью.

Такие дети не могут спокойно играть и долго заниматься чем-либо. Такое поведение становится причиной того, что в школе дети испытывают трудности, плохо запоминают материал, не могут применять полученные знания и им трудно достичь хороших результатов в учебе.

Различают гиперактивность с преимущественным нарушением внимания и вариант с преобладанием гиперактивности. Симптомы видоизменяются с возрастом: у маленьких преобладает гиперактивность и импульсивность, а у школьников — рассеянность.

Гиперактивность обычно выражена до 7-10 лет, а потом постепенно ослабевает. У подростков она значительно уменьшается, но нарушения внимания и импульсивность сохраняются. Для подростков с этой патологией характерна безответственность, несамостоятельность, трудности при длительной работе, они часто не завершают дела и поручения, а также не в состоянии без помощи справиться с поручениями.

У взрослых отмечаются: рассеянность, забывчивость, неорганизованность, трудности в разграничении основных и второстепенных дел, частая смена работы, недостаток инициативы, трудности с доведением начатой работы до конца. Такие взрослые подвержены негативным эмоциям, разочарованиям и часто теряют самообладание. Возможности коррекции этого состояния у детей описаны в разделе лечение.

Физиологическая рассеянность

Большинство людей рассеянны не постоянно, а лишь в определенное время – после заболевания, к концу рабочего дня, при переживании неблагоприятных событий жизни. Их забывчивость, несобранность обусловлены физиологическими факторами, в основе которых лежит истощение ресурсов организма, естественные колебания гормонального фона.

  • Недостаток сна.
    Недосып вследствие инсомнии или внешних причин является наиболее распространенной причиной невнимательности. Дефицит сна негативно сказывается на работе мозга, провоцирует замедление всех процессов – внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевых актов. Невыспавшийся человек рассеян, заторможен, хуже выполняет привычные дела.
  • Усталость.
    Активность, целенаправленность интеллектуальной деятельности естественно снижается после периода нагрузок. Усталость, по сути, является истощением. Рассеянность, забывчивость появляются в результате долгой работы без перерывов на отдых.
  • Монотонная работа.
    Монотонией называется негативное психическое состояние, причиной которого становится однообразная деятельность и отсутствие перерывов для отдыха. Оно характеризуется понижением скорости психических процессов, ухудшением способности переключать внимание. Развивается задолго до истинного утомления.
  • Беременность, климакс.
    Периоды вынашивания ребенка и климакса сопровождаются гормональным дисбалансом. Избыток либо недостаток гормонов приводит к изменениям в функционировании мозга. Это отражается на эмоциональной сфере, работоспособности: женщины становятся впечатлительными, раздражительными, забывчивыми.
  • Период после болезни.
    Тяжелые заболевания истощают организм, выводят человека из привычной социальной среды. Поэтому после острого периода требуется некоторое время для восстановления сил, адаптации к нормальному распорядку дня и нагрузкам. Рассеянность и забывчивость обычно проходят в течение 1-2 недель, возвращение к прежнему уровню активности свидетельствует о полном выздоровлении.
  • Опьянение.
    Состояние опьянения (интоксикации) развивается вследствие приема алкоголя, наркотиков. Психоактивное действие веществ проявляется рассеянностью, замедлением реакции, нарушением координации движений. Легкое снижение концентрации в сочетании с повышенным настроением наблюдается на начальной стадии опьянения. По мере нарастания интоксикации формируются расстройства речи, утрачивается ориентировка в пространстве.
Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий