Научная и житейская психология : в чём разница?

Научная и житейская психология : в чём разница? Женщине

История становления психологии как науки: донаучный и научный периоды

Историю развития психологии принято делить на два крупных этапа: донаучный и научный.

I. Донаучный этап истории психологии начинается в античные времена и заканчивается только в конце XIX века.

1. В античности он начинается с постановки вопроса: что есть душа – самостоятельная она субстанция или же свойство другой субстанции (материи)? В связи с обсуждением этого вопроса в античности обозначились различные взгляды на душу, ее «материальность» и «идеальность».

Так, Демокрит (5-6 вв. до н.э.) утверждал, что душа состоит из атомов; со смертью тела умирает и душа, т.к. атомы ее с разложением тела улетучиваются и рассеиваются. Душа – это движущее начало, орган ощущения и мышления; ее атомы беспокойны и приводят тело в движение.

Иное представление о душе мы встречаем у Платона (428-348 гг. до н.э.). Он утверждал, что в основе всего лежат идеи – общие понятия, вечные и неизменные, существующие до всего, как своеобразный замысел. Душа человека, как утверждал Платон, первоначально обитает на звезде, затем переселяется в тело человека и теряет гармоничность; задача человека – вернуть гармоничность через познание. Душа бессмертна. По составу душа трояка: Платон выделяет ум (его местонахождение – в голове), аффективное, т.е. страстное, эмоциональное начало (оно располагается в груди) и вожделения (живут в печени).

Но первый труд, посвященный душе, принадлежит Аристотелю (384-322 гг. до н.э.). Его трактат «О душе» стал первым собственно психологическим трудом, а сам Аристотель в связи с этим считается основателем психологии. Он систематизировал предшествовавшие ему идеи относительно души и выдвинул несколько важных положений. Душу он определял как сущность живого тела. Это особый орган, посредством которого человек мыслит и чувствует. Душа, по Аристотелю, может быть разного рода: растительная душа (ее свойство – питание), животная душа (ощущение) и человеческая душа (мышление). В целом душа, как сущность человеческого тела, смертна вместе с телом; однако часть ее, которую можно назвать теоретическими или абстрактными мышлением, Аристотель считает бессмертной.

Так начиналась психология, так были сделаны первые попытки найти ответы на вопросы: что такое душа? Каковы ее свойства и функции? Как она соотносится с телом? Так сформировался исторически первый предмет психологии – душа, как нечто, отличающее живое от неживого, дающее возможность движения, ощущения, страсти, мысли.

2. В XVII веке становление психологии связано с несколькими выдающимися именами.

Первым из них стоит назвать Рене Декарта (1596-1650), французского мыслителя, авторов таких важных для психологии работ, как «Страсти души» и «Рассуждение о методе для хорошо направленного разума и отыскания истины в науках». Взгляд Декарта на соотношение души и тела определяется как дуализм, т.е. признание двух субстанций, не сводимых друг к другу и обладающих независимыми свойствами. Именно наличие разумной души составляет сущность человека, она позволяет ему управлять своим поведением. Мышление (главное свойство души) включает, по Декарту, все, что происходит в сознании, по существу оно равно сознанию: ум – это интеллект, и память, и чувство. Мышление – это усмотрение идеи и установление связи, отношения между идеями. Главными являются врожденные идеи, которые, по Декарту, невыводимы из эмпирической практики. Таким образом, душа по Декарту, оказалась интеллектуализирована: к ней относится все то, что можно помыслить, наблюдать, осознать.

Другим ученым, оказавшим сильное влияние на становление психологии, был Джон Локк (1632-1704). Он был одним из главных оппонентов Декарта по вопросу о врожденных идеях. Знание, согласно Локку, основывается на опыте, а изначальных, врожденных, идей нет. Человек рождается как «tabula rasa» — чистая доска, на которой можно написать все, что будет потом знанием.

Таким образом, в XVII веке ставится еще один важный, обсуждаемый до настоящего времени вопрос о соотношении врожденного и приобретенного в человеке.

II. Научный этап развития психологии.

1. Основателем научной психологии принято считать знаменитого немецкого исследователя Вильгельма Вундта (1832-1920), открывшего в 1879 г. первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге. Этот год считается годом рождения психологии как науки. Хотя В.Вундт придерживался традиционных для донаучной психологии взглядов и методов (структура сознания, ассоцианизм, метод интроспекции), широкое использование эксперимента было, несомненно, новаторством.

После открытия лаборатории Вундта, на рубеже XIX и XX веков, начинают возникать новые научные психологические теории. Это очень разные направления, предлагающие свое представление о предмете и методе психологии. По сути, в это время возникает много разных «психологий» со своими принципами и языком; первоначально они с трудом взаимодействовали, чаще всего, существуя в противоположность друг другу. Этот период часто называют периодом открытого кризиса в психологии. Он важен для нашего обсуждения в связи с тем, что в нем происходит трансформация предмета психологии, и в том, что в этот период зарождается современная психология, не только теоретическая, но и практическая.

2. Одним из наиболее важных для развития психологии направлений явился психоанализ. В первую очередь он связан с именем австрийского психолога и психиатра Зигмунда Фрейда (1856-1939). Сложившись первоначально как метод лечения неврозов, он затем превратился в психологическую теорию, а впоследствии – в одно из важных направлений философии XX века. Психоанализ основывается на идее о том, что поведение человека определяется не только и не столько его сознанием, сколько бессознательным, к которому относятся те желания, влечения, переживания, в которых человек не может себе признаться и которые, поэтому, либо не допускаются до сознания, либо вытесняются из него, но в реальности остаются в душевной жизни человека и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам, проявляясь в искаженном виде (например, в сновидениях, творчестве, невротических нарушениях, оговорок и т.д.)

Научная и житейская психология : в чём разница?

З. Фрейд утверждал наличие в человеке двух начал, двух влечений – стремления к любви и жизни (либидо) и стремления к смерти и разрушению (мортидо). Основное место в исходной концепции З.Фрейда занимает эротическое влечение, связываемое им со специфической энергией, называемой им либидо. Она, собственно, и движет человеком; вся жизнь, начиная с рождения, пронизана эротичностью.

Идея бессознательной сексуальности, лежащей в основе человеческого поведения, в том числе тех его форм, которые мы считаем высшими (творчество, религия) – центральная идея Фрейда, на которой он настаивал и по поводу которой подвергался жестокой критике, в том числе со стороны собственных учеников.

Итак, в психоанализе предметом изучение стала динамика отношений между бессознательным и сознанием.

3. Другим деятельным направлением, также существующем до настоящего времени, и которому так же, как и психоанализу, иногда приписывается «революционное» значение, стал в начале XX века бихевиоризм (от английского слова behavior – поведение), программу которого провозгласил американский исследователь Джон Уотсон (1878-1958). Бихевиоризм складывается как направление с явно выраженным естественнонаучным уклоном, и его основатели пытались найти формы объективного подхода к психической жизни. Согласно бихевиористам, такие понятия, как «осознание», «переживание», «страдание» и т.п. не могут считаться научными; все они – продукт человеческого самонаблюдения, т.е. субъективны. Наука же, с их точки зрения, не может оперировать представлениями о том, что не может быть зафиксировано объективными средствами.

Что же может быть предметом изучения? Ответ бихевиористов: поведение, активность. Активность – внешняя и внутренняя – описывалась через понятие «реакция», к которой относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами.

В качестве описательной и объяснительной Дж. Уотсон предложил схему S-R, в соответствии с которой воздействие, т.е. стимул, порождает некоторое поведение организма, т.е. реакцию, и, что важно, в представлениях классического бихевиоризма, характер реакции определяется только стимулом.

Еще один важный аспект: эта схема распространима и на животных, и на человека. Поэтому данные, полученные в экспериментах с кошками и крысами, распространяются и на человеческое поведение.

4. Одним из ведущих направлений современной зарубежной психологии является гуманистическая психология, обозначающая себя как «третья сила» в психологии, противопоставленная психоанализу и бихевиоризму. Возникновение направления связано с именем американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970); это произошло в 50-60 гг. XX века.

В центре гуманистической психологии – понятия становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье. В отличие от психоанализа, гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т.п. возникают в связи с воздействием окружения.

Задача человека, по А. Маслоу, стать тем, чем возможно, — а значит, быть собой – в обществе, где условия не способствуют этому. Человек оказывается высшей ценностью и отвечает в конечном итоге лишь за то, чтобы состоятся.

Предмет психологии здесь – процесс личностного роста.

5. Отечественная психология пошла по другому пути. Основы ее также закладывались в конце XIX – начале XX вв.

Одним из наиболее влиятельных направлений, сформировавшихся в 20-30 гг., стала «культурно-историческая психология», разработанная Л.С. Выготским (1896-1934).

Л. С. Выготский в своих теоретических построениях опирался на марксизм, самостоятельно придя к нему как к философскому учению. Важнейшее отличие деятельности человека от поведения животных заключается, согласно положениям марксизма, в использовании человеком орудий труда для преобразования мира. Л.С. Выготский задается вопросом: возможно ли найти нечто аналогичное применительно к внутреннему психологическому миру человека? И также орудия есть, и именно они делают возможным произвольное поведение, логическое запоминание и т.д. Он различает два уровня психологического – натуральные и высшие психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу. Одна из важнейших характеристик ВПФ является опосредованности, т.е. наличие средства, при помощи которого они организуются.

Основные идеи Л.С. Выготского продуктивно разрабатываются и сейчас, причем не только в психологии, но и в дефектологии, педагогике, культурологи и т.д.

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) — теория деятельности. Внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и имеет принципиально то же строение. Поэтому, изучая практическую деятельность, мы постигаем и закономерности психической деятельности; управляя организацией практической деятельности, мы управляем организацией внутренней, психической деятельности.

Один из важнейших принципов – принцип «интериоризации – экстериоризации».

Итак, предмет психологии у Л.С. Выготского – формирование ВПФ, а у А.Н.Леонтьева – деятельность.

§

Тема: Методологические принципы современной психологии.

Предмет современной психологии. Структура психики.

Психика (от греч. psychekos — душевный) – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

В психике представлены и упорядочены события прошлого, настоящего и возможно будущего. У человека психика носит как осознанный, так и неосознанный характер (бессознательное).

Психика проявляется у человека в трех видах психических явлений, которые неразрывно связаны, но традиционно выделяют процессы, состояния, свойства.

Психические процессы – течение психического явления, имеющего начало, развитие и окончание, проявляющееся в виде реакции. Конец одного психического процесса тесно связан с началом другого. В сложной психической деятельности все психические процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности.

Психические состояния – временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением субъекта. Относительно статичный момент в психике индивида, возникающий под влиянием внешних и внутренних факторов.

Психические свойства — типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов. Это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественный и количественный уровень деятельности и поведения, типичные для данного человека.

Как быть Леди:  Гомофобия

Каждое психическое свойство формируется в процессе развития и закрепляется в практике. Свойства личности многообразны и их классифицируют в соответствии с психическими процессами, на основе которых они формируются.

Согласно классификации предложенной отечественным философом теоретиком П.М.Кедровым выделяют 3 группы научных дисциплин – естественные, технические и общественные.

Место психологии определяется на пересечении их исследуемых интересов, т.е. в центре «треугольника» наук.

Научная и житейская психология : в чём разница?Такое положение ведет к пополнению и совершенствованию научного инструмента психологии, кроме того, психология вносит собственный уникальный вклад в систему современных научных знаний о человеке.

Изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, изучение психических явлений ведется совместно с физиологией ВНД, разработка проблем мышления ведется совместно с философией и логикой. Социальная психология тесно взаимодействует с социологией и культурологией. Сознание, мышление и другие психические явления не даны человеку от рождения, а формируются в ходе индивидуального развития, в процессе его воспитания и образования, отсюда понятна связь психологии и педагогики.

Таким образом, научно-психологическое познание имеет междисциплинарный характер. На современном этапе развития психологических знаний происходит через расширение связей психологии со смежными науками при сохранении психологии своей научной специфики.

§

Отрасли современной психологии.

В настоящее время психология представляет собой разветвленную систему наук. В последнее время каждые 4-6 лет появляются новые направления в психологии, т.е. существует комплекс относительно автономных, развивающихся психологических дисциплин.

1. Фундаментальная часть психологии представлена общей психологией – дисциплиной, пытающейся найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологической наукой в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического познания, сформировать основные закономерности существования и развития психической реальности. Вопросы: что такое психика? Какова ее структура и функции? По каким законам она развивается в филогенезе и онтогенезе?

2. Возрастная психология рассматривает закономерности онтогенетического развития психики в связи с возрастом.

3. Психофизиология и нейропсихология – соотношение мозга и психологии.

4. Специальная психология – проблема аномального развития психологии.

5. Зоопсихология – наука о психологии животных.

6. Социальная психология – закономерности взаимодействия личности и общества, формирование и развитие групп.

7. Психология труда – закономерности трудовой деятельности.

8. Медицинская психология – отрасль психологии, использующая психологические закономерности в диагностике, лечении, профилактике заболеваний.

Каждая из этих отраслей вырабатывает свои относительно автономные трудовые представления и, в свою очередь, включает ряд более частных дисциплин, соотносимых с отдельными аспектами проблематики. Например: возрастная психология (детская психология, психология подростка, психология юности, геронтопсихология).

Каждая наука, для того, чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, которые дают правильное представление о феноменах, которые изучает наука.

Таким фундаментом является методология и теория.

Методология – учение об идейных позициях науки, логике и методах исследования.

Теория – совокупность взглядов, представляет результат познания и осмысления практики и науки. Позволяет рассуждать об изучаемых явлениях и процессах.

Различают 3 уровня методологии:

1. общая – дает правильное и точное представление об общих законах развития объективного мира, его своеобразии, составляющих его частях, о роли в нем тех явлений, которые изучает наука.

2. специальная – методология конкретной науки, позволяет формировать внутринаучные законы и закономерности.

3. частная – совокупность методов, способов, приемов, методик исследования конкретной наукой ее предмета, объекта анализа.

В качестве обшей методологии в психологии выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, месту психики и психического в нем. Содержание такого подхода:

— первичность материи и вторичность сознания;

— научное представление о движущих силах развития объективной реальности и психики;

— научное представление о единстве внешней, материальной, и внутренней, психической, деятельности;

— социальная обусловленность развития психики;

— представление о психике как о функции головного мозга, о сознании как о высшем этапе развития психики.

Специальная методология представлена принципами, в соответствии с которыми психология исследует свой предмет.

· Принцип детерминизма – причинная обусловленность психических явлений. Психические явления возникают посредством естественных и социальных условий и изменяются в соответствии с этими условиями. Принцип детерминизма требует объяснять изучаемые феномены закономерным взаимодействием доступных эмпирическому изучению факторов.

· Принцип системности – объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства. Система – это интегрированная совокупность взаимодействий элементов, предназначенных для выполнения заданной цели. Таким образом, все психические явления взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому их изучение должно проводиться с позиции взаимодействия и взаимного влияния друг на друга.

· Принцип развития конкретизирует в психологии для развития психики общий закон диалектики, трактующий развитие как всеобщее свойство материи. Он предполагает, что изменения происходят закономерно, что переходы от общих форм к другим не носят хаотичного характера даже тогда, когда включают элементы случайности и вариативности. Психика может быть понята и объективно объяснена только как продукт развития и только в процессе этого развития.

· Принцип единства сознания и деятельности – говорит о том, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство. Сознание развивается и проявляется в деятельности, деятельность является формой активности сознания. В связи с этим принципом рассматривают 2 взаимосвязанных процесса – интериоризацию и экстериоризацию.

· Принцип объективности. Важнейшее требование любой науки – объективность исследований, его точность. Научная психология объективно изучает психическую жизнь человека. Способами объективного исследования являются методы, которые позволяют с высокой степенью объективности и достоверности выявить и оценить все объекты психики. Главные из них наблюдение и эксперимент.

Итак, принципы психологии, которые мы обозначили, — это кратко сформулированная теория психологии, отражающая её закономерность, подытоживающая её прошлый опыт, проверенная практикой и временем, ставшая исходным требованием для дальнейших исследований и построений её дальнейших теорий. Принципы психологии не изобретаются, а открываются в уже накопленном опыте.

Частной методологией являются методы психологической науки и методики исследования конкретных психологических явлений.

Метод – способ организации работы, направленный на проверку гипотезы и формулирование определённых закономерностей относительно связи психических явлений. Под методикой понимается конкретное воплощение метода, выработанный способ организации взаимодействия субъекта и объекта исследования на основе конкретного материала и конкретной процедуры. Например, тестирование – это метод, а конкретный тест – методика.

Научная и житейская психология : в чём разница?

§

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.

Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.

Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).

Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент.

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты.

Анамнез (лат. «по памяти») – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу в допрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).

Однако главным методом психологического исследования является эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений.

Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

Классификация методов по Б.Г.Ананьеву:

Организационные методы
 
 
Сравнительный метод (срезовый)
Лонгитюдный метод
Комплексный
Методы обработки данных
 
Количественные
Качественные
Интерпретационные методы
 
Генетический (вертикальные связи)
Структурный (горизонтальные)
Эмпирические методы
 
 
Самонаблюдение (интроспекция)
Наблюдение
Эксперимент
Беседа
Интервью
Анкетирование
Анализ продуктов деятельности
Социометрия
Тестирование

§

Понятие возраста и психического развития.

Тема: Психическое развитие человека.

Развитие психики – это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных и структурных преобразованиях. Развитие психики характеризуется необратимым характером изменений, направленностью и их закономерным характером.

Развитие психики реализуется в форме филогенеза (становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом и отдельных его этнических, социальных, культурных групп) и в форме онтогенеза(формирование психических структур в течение жизни отдельного организма – человека или животного).

Проблемами развития личности занимается возрастная психология, где единицей анализа является возраст.

Возраст – это конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей. Понятие возрастных особенностей, возрастных границ не имеет абсолютного значения – границы возраста подвижны, изменчивы, имеют конкретно-исторический характер и не совпадают в различных социально-экономических условиях развития личности.

Периодизация жизненного пути должна учитывать принципиальную многомерность возрастных свойств и критериев их оценки. В современной научной литературе выделяют четыре вида возраста: хронологический (паспортный), биологический (функциональный), социальный (гражданский), психологический.

Психологический возраст – это характеристика человека как индивидуальности, измеряется он в ее внутренней системе отсчета, а не путем интериндивидуальных сопоставлений. Для определения психологического возраста человека достаточно знать лишь индивидуальные особенности его психологии времени.

Психологический возраст в некоторых пределах принципиально обратим, то есть человек не только стареет в психологии времени, но и может помолодеть. Психологический возраст может не совпадать в разных сферах жизнедеятельности, например, в семейной и профессиональной сфере.

Д. Б. Эльконин предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе следующих критериев:

Социальная ситуация развития. Это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе. Это то, как он ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит

Основной, или ведущий тип деятельности ребенка в этот период. При этом необходимо рассматривать не только вид деятельности, но и структуру деятельности в соответствующем возрасте и анализировать, почему именно этот тип деятельности ведущий.

Основные новообразования развития. Важно показать, как новые достижения в развитии перерастают социальную ситуацию и ведут к ее «взрыву» – кризису.

Кризис. Кризисы – переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. Можно сказать вслед за Л. С. Выготским: «Если бы кризисы не были открыты эмпирически, их нужно было бы выдумать теоретически». Раскрыть психологическую сущность кризиса – значит понять внутреннюю динамику развития в этот период.

Как быть Леди:  Что такое селфхарм и почему у человека возникает желание сделать себе больно? — CMT Научный подход

Д. Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития.

Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу. Она открывается ориентацией в сфере человеческих отношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.

§

ПериодСтадия Сфера личностиКризис
Раннее детствоМладенчество мотивационно-потребностнаяКризис новорожденности
Ранний возрастоперационально-техническаяКризис 1 года
ДетствоДошкольный возраст мотивационно-потребностнаяКризис3 лет
Младший школьный возраст операционально-техническаяКризис 7 лет
ОтрочествоПодростковый возраст мотивационно-потребностнаяКризис 11-12 лет
Ранняя юность операционально-техническаяКризис15 лет

1. Стадия младенчества (0-1 год)

Первый критический период развития ребенка – период новорожденности. Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. Если бы рядом с новорожденным не было взрослого человека, то через несколько часов это существо должно было бы погибнуть Переход к новому типу функционирования обеспечивается только взрослым. Взрослый охраняет ребенка от яркого света, защищает его от холода, оберегает от шума и т.д. Даже сосанию ребенок учится. Терморегуляция еще отсутствует. Единственно, что может ребенок, – это принять внутриутробную позу (поджать ножки и прижать к себе ручки) и этим уменьшить площадь теплообмена.

Таким образом, период времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и составляет период новорожденности.

Первый объект, который ребенок выделяет из окружают действительности – человеческое лицо. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденностикомплекс оживления. Комплекс оживления – это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками, это первый акт поведения, акт выделения взрослого. Это и первый акт общения.

Комплекс оживления – основное новообразование критического периода. Оно знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития – стадии младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности.

Специфическая реакция улыбки на лицо матери есть показатель того, что социальная ситуация психического развития ребенка уже сложилась. Это социальная ситуация связанности ребенка со взрослым.

Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельностинепосредственного эмоционального общения ребенка и матери. Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.

Первая потребность, которая формируется у ребенка, – это потребность в другом человеке. Только развиваясь рядом с взрослым человеком, ребенок сам может стать человеком. На развитие этой потребности надо обратить особое внимание: с ребенком надо говорить, улыбаться, рассказывать ему сказки, не смущаясь тем, что ребенок еще не все понимает из того, что говорит ему взрослый. С другой стороны, дефицит общения в младенческом возрасте оказывает отрицательное влияние на все последующее психическое развитие-ребенка.

К концу младенческого возраста у ребенка возникает первое понимание слов, а у взрослого появляется возможность управлять ориентировкой ребенка.

К 9 месяцам (начало кризиса 1-го года) ребенок становится на ножки, начинает ходить. Как подчеркивал Д.Б. Эльконин, главное в акте ходьбы не только то, что расширяется пространство ребенка, но и то, что ребенок отделяет себя от взрослого. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы» — теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет. Ходьба – первое из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития.

Второе основное новообразование этого возраста – появление первого слова. Речь, как и все новообразования возраста, носит переходный характер. Это – автономная, ситуативная, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким, специфическая по своей структуре, состоящая из обрывков слов. Но какой бы ни была эта речь, она представляет собой новое качество, которое может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка распалась. Там, где было единство, стало двое: взрослый и ребенок. Между ними выросло новое содержание – предметная деятельность.

2. Ранний возраст. (1-3 года)

Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, в конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка с взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни.

Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельностиусвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись и затем стали его миром.

Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый».

Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности.

Несмотря на то, что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым. Общение, связанное предметными действиями, не может быть только эмоциональным. Оно должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность.

К концу этого возраста ребенок использует свои предметные действия для налаживания контактов со взрослым, с помощью предметного действия ребенок пытается вызвать взрослого на общение. Когда с помощью освоенного действия ребенок вызывает взрослого на игру, снова возникает общение как деятельность, предметом которой для ребенка становится взрослый человек.

Научная и житейская психология : в чём разница?

В чем заключается основное новообразование, которое возникает в конце раннего детства? Благодаря отделению действия от предмета, происходит сравнение своего действия с действием взрослого (ребенок называет себя другими именами). Как только ребенок увидел себя в другом, он увидел себя самого и появился феномен «Я сам». Л.С Выготский назвал это новообразование «внешнее Я сам». Его возникновение приводит к полному распаду прежней социальной ситуации, что проявляется в кризисе трех лет.

3. Дошкольный возраст (3-7 лет)

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым.

Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого человека. Существуют явные признаки такого отделения, которые проявляются в симптоматике кризиса трех лет (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых).

Из новообразований кризиса трех лет возникает тенденция к самостоятельной деятельности, в то же время похожей на деятельность взрослого – ведь взрослые выступают для ребенка как образцы, и ребенок хочет действовать, как они.

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л.С. Выготский, – это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей.

Единственная деятельность, которая позволяет смоделировать человеческие отношения, включиться в уже смоделированные отношения, и действовать внутри этой модели, — это сюжетно-ролевая игра.

Играведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Предмет этой деятельности – взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила.

Основные психологические новообразования дошкольного возраста – это:

1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которые укладывается такой непостоянный окружающий мир.

2. Возникновение первичных этических инстанций «Что такое хорошо и что такое плохо». Эти этические инстанции растут рядом с эстетическими «Красивое не может быть плохим».

3. Возникновение соподчинения мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»).

4. Возникновение произвольного поведения.Произвольное поведение – это поведение, опосредованное определенным представлением. На основе формирования произвольного поведения у ребенка, по Д.Б. Эльконину, появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение личного сознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.

4. Младший школьный возраст. (7-11 лет)

На основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет. Основная симптоматика кризиса: 1) потеря непосредственности – между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; 2) манерничание – ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает; 3) симптом «горькой конфеты»: ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

В основе этих симптомов лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична для внешней, она на нее влияет. Возникновение внутренней жизни – чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни.

Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще но посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования.

В школе возникает новая социальная ситуация развития. Система «ребенок – взрослый» дифференцируется. Система «ребенок – учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям

Эта социальная ситуация развития ребенка требует особой деятельности. Эта деятельность называется учебной деятельностью. Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. В построении учебной деятельности и заключается задача начальной школы – прежде всего ребенка надо научить учиться.

Младший школьный возраст – возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность.

Основные психологические новообразования младшего школьного возраста:

1) Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий. 2) Осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.

5. Подростковый возраст (11-15 лет)

Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые возможности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса «Что я такое?» может быть найдено только путем столкновения с действительностью.

Как быть Леди:  Комплекс полноценности - RusActors.Ru - рецензия на сериал Комплекс полноценности

Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах – вновь возникают трудности в отношениях со взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка происходит теперь вне школы.

Центральное новообразование этого возраста – чувство взрослости; подросток стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Общение со своими сверстникамиведущий тип деятельности в этом возрасте. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются от ношения равенства и уважения друг к другу.

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе обычно стабилизируются и образуют целостную систему – «Я-концепцию», что является важнейшим этапом в развитии самосознания.

6. Ранняя юность (15-17 лет)

Период развития личности, следующий за подростковым – от 15 до 17 лет – настолько тесно примыкает к предыдущему, что это вызывает неоднозначное толкование его смысла у психологов. Д.Б. Эльконин считал ведущей деятельностью учебно-профессиональную деятельность. На статус ведущей в ранней юности (старшем школьном возрасте) претендует и проектно-исследовательская деятельность. Имеется в виду не только проектирование и исследование в учении. Более широко речь должна идти о проектировании жизненного пути и исследовании потенциала собственного Я.

К 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение». С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции. Свое выражение самоопределение должно найти в выборе профессии, учебного заведения.

Периодизация психического развития, предложенная Д.Б. Элькониным, завершается возрастом ранней юности. Однако в других периодизациях выделяют и другие возраста. Это:

— поздняя юность (18-25)

— зрелость (25-50)

— поздняя зрелость (50-75)

— старость (от 75)

§

Тема: Познавательные психические процессы.

С момента рождения и до смерти человек постоянно получает информацию об окружающем его мире. Этот процесс обеспечивается психикой человека, проявление которой весьма разнообразно (процессы, свойства, состояния)

К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущения, восприятие, представления, память, воображение, мышление, речь. Именно благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем мире и о себе.

Психические явления в данной группе процессов не только имеют существенные различия, но и тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому очень часто о них говорят как об интеллектуальной сфере человека.

Ощущение – это простейший психологический процесс отражения отдельных свойств предметов материального мира и внутренних состояний организма, результат непосредственного воздействия предметов внешнего мира на соответствующие рецепторы.

Этот психологический процесс обеспечивается работой анализаторов. Их возбуждение начинается с рецепторов, далее возбуждение распространяется по проводящим путям. Центральные концы анализаторов располагаются в коре головного мозга (зрительные – затылочные доли, слуховые – височные, тактильные – теменные)

Ощущение характеризуются длительностью и порогами: нижним, верхним и дифференциальным.

нижний порог характеризуется минимальной величиной раздражителя, вызывающего ощущения.

верхний порог ощущений определяется допустимой величиной раздражения, когда её превышение перестаёт ощущаться.

дифференциальный порог (разностный) – минимальное ощущаемое различие между двумя раздражителями.

Классификация ощущений.

1) Экстерорецептивные ощущения связаны с рецепторами, находящимися на поверхности тела, они отражают свойства предметов и явлений внешней среды.

Подразделяют на:

— зрительные;

— слуховые;

— обонятельные;

— вкусовые;

— осязательные

2) Интерорецептивные ощущения связаны с рецепторами, находящимися во внутренних органах, и отражают их состояние.

3) Проприоцептивные ощущения связаны с рецепторами, находящимися в мышцах, связках и вестибулярном аппарате. Это ощущения собственных движений и пространственного положения тела.

Нарушения ощущений.

1) Гиперэстезия – повышенная чувствительность к действию на органы чувств физических стимулов.

2) Гиперпатия – болезненное повышение чувствительности, когда безвредные раздражители вызывают боль и другие неприятные ощущения.

3) Гипостезия – снижение восприимчивости к действующим раздражителям.

4) Анестезия – это полная нечувствительность одного или нескольких анализаторов при формальной их сохранности.

5) Синестопатия – трудно локализуемые, тягостные, не поддающиеся точному описанию ощущения, не имеющие в своей основе какой-либо соматической патологии.

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективной реальности, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений, которые самостоятельны и могут осуществляться без участия других процессов, восприятие без них немыслимо. В процесс восприятия вовлекается прошлый опыт, эмоции, мышление.

К основным характеристикам восприятия относится: константность, предметность, целостность и обобщенность.

1. Константность – независимость отражения объективных качеств предметов от изменённых условий их восприятия.

2. Предметность – объект воспринимается как абсолютное в пространстве и во времени отдельное физическое тело.

3. Целостность – восприятие есть всегда целостный образ предмета.

4. Обобщенность – домысливание и достраивание образа и объекта по отдельным его фрагментам.

Нарушения восприятия.

Иллюзии – неправильное, извращённое восприятие реально существующего объекта. Могут наблюдаться при эмоциональном напряжении, переутомлении, приёме некоторых лекарств. Подразделяются по органам чувств.

Галлюцинации – восприятие без объекта, ложные восприятие. При галлюцинациях человек видит, слышит, ощущает при отсутствии реального раздражителя. Выделяют псевдогаллюцинации, которые проецируются не во внешнем пространстве, а во внутреннем (голоса «внутри головы»).

Агнозия – нарушение узнавания предметов и явлений. Это всегда симптом грубого органического поражения головного мозга.

Дереализация – чувство неопределённого изменения окружающего («что-то стало не так»). Дереализация часто сочетается с деперсонализацией – чувство неопределённого изменения собственного «Я»

Особенности метода наблюдения в специальной психологии

Применение метода наблюдения имеет место в специальной психологии когда ребенок может быть недоступен экспериментальному изучению, как это бывает при: выраженных формах умственной отсталости, синдроме раннего детского аутизма и т. п. В этих случаях наблюдение становится ведущим методом. Кроме того, и это следует подчеркнуть особо, поведение детей с отклонениями в развитии весьма часто …

Аргументы за:

• Метод поперечных срезов позволяет исследователю собрать ценную информацию о нормах — т. е. типичных представлениях разных возрастных групп.

• Поскольку обычно экспериментатор лишь один раз встречается с участниками, этот метод не страдает погрешностями, характерными для лонгитюдного метода.

Аргументы против:

• Делая выводы о том, что является типичным для данного возраста, мы можем исходить из ничем не подкрепленной предпосылки, что поведение младших детей точно отражает поведение старших детей, когда они находились в этом возрасте. Проблема становится особенно острой, когда изучается широкий возрастной спектр и возрастает возможность возникновения «эффекта когорты».

• Метод поперечных срезов содержит информацию только об изменениях в возрастных группах и ничего не говорит нам о причинах этих изменений. Было бы опрометчиво просто списать их со счетов как «возрастные факторы».

б.Лонгитюдный метод

– это исследование одной и той же группы испытуемых на протяжении всего обусловленного периода развития.

Метод исследований, когда участников изучают в течение длительного времени (до нескольких лет).

Популяризация лонгитюдных исследований на телевидении включала показ нескольких сериалов («от 7 и старше», «7 7», «от 21 и старше»), когда группы детей из разных слоев общества изучались в течение всей жизни, чтобы документально обосновать их жизненный опыт и последовательность событий.

Лонгитюдные исследования могут дать ценную информацию о влиянии ранних детских переживаний на последующее развитие личности. Они являются сравнительной «роскошью» в исследовательском репертуаре психологов, так как продолжаются очень долго и требуют значительных материальных затрат. Выход участников из эксперимента в процессе исследования может значительно снизить ценность полученных результатов.

2. Эмпирические методы.

а. Метод наблюдения (восприятие без вторжения).

Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

б. Эксперимент – это создание искусственной ситуации и помещение в эту ситуацию испытуемого, с целью наблюдения за испытуемым.

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Это упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений (Эксперимент Милгрэма, Стэнфордский тюремный эксперимент.)

Формирующий эксперимент

– это эксперимент, при котором задействована развивающая программа с целью проверки её эффективности.

Формирующий эксперимент заключается в том, что человек или группа людей участвуют в организованном экспериментаторами обучении и формировании тех или иных качеств и навыков. И если результат сформирован, не нужно гадать, что привело к этому результату: именно эта методика к результату и привела.

Не нужно гадать, каков уровень навыка у конкретного человека — насколько в эксперименте вы его навыку обучили, настолько он им и владеет. Хотите более устойчивый навык — продолжайте формирование. В таком эксперименте обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная.

Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества. Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов.

в. Психодиагностические методики. Основные методы психодиагностики — это тестирование и опрос, методическим воплощением которых являются, соответственно, тесты и опросники, которые называются также методиками. Методики обладают следующими особенностями: 1) они позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки; 2) они представляют информацию не вообще о человеке, а прицельно о тех или иных его особенностях (интеллекте, тревожности и т.д.); 3) информация поступает в виде, позволяющем дать качественное и количественное сравнение индивида с другими людьми; 4) информация, полученная с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза его эффективности, а также прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности индивида.

— объективные тесты, измеряющие интеллект и способности.

— субъективные опросники — самая распространённая категория психологических тестов. Состоят из списка вопросов или суждений. Благодаря тому, что в опроснике можно спросить про что угодно, существует много разных типов опросников разного предназначения.

— проэктивные методики. Методики, направленные на исследование в первую очередь личностных особенностей и разработанные в рамках так называемого проективного диагностического подхода. Основаны на интерпретации проекций испытуемого на стимульный материал.

— социометрия. Метод измерения в малых группах отношений между людьми.

г. Методы опроса.

— анкетирование — это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков.

— интервью – вербальный непосредственный опрос, в котором психолог (интервьюер) стремится получить информацию от опрашиваемого (респондента) или группы лиц, посредством заранее составленного перечня вопросов.

— беседа — психологический вербально — коммуникативный метод, направленный диалог между психологом и респондентом с целью получения сведений от опрашиваемого.

д. Метод анализа продуктов деятельности (сочинение на вольную или заданную тему, переписка, творчество).

е. Биографический – метод анализа событий жизни человека.

ж. Близнецовый метод — метод сопоставления психологических особенностей членов близнецовой пары, позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качеств человека.

3. Методы интерпретации –

конвертация результатов (математических, наблюдений и пр.) в форму психологических понятий.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий