Лекция — История развития нейропсихологии

Лекция - История развития нейропсихологии Женщине

Развитие нейропсихологии в россии и за рубежом в xx веке и в наши дни

История развития отечественной нейропсихологии. Л.С. Выготский, во многом определивший путь развития различных отраслей психологии в России, оказал заметное влияние и на формирование нейропсихологии как отдельной области психологического знания (рис. 7). Его концепция о развитии высших психических функций, а также ис-

Лев Семёнович Выготский

Рис. 7. Лев Семёнович Выготский (1896-1934)— советский педолог, психолог, автор «культурно-исторической теории» в психологии Основные психологические труды Л.С. Выготского были написаны в течение всего лишь 10 лет — с 1924 по 1934 год. Среди них следует особо отметить «Сознание как проблема психологии поведения» (1924), «Исторический смысл психологического кризиса» (1927), «Проблема культурного развития ребенка» (1928), «Конкретная психология человека» (1929), «Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок» (1930) (в соавторстве с А.Р. Лурией), «Проблема развития и распада высших психических функций» (1934), «Мышление и речь» (1934).

следования системных нарушений психических процессов, возникающих при поражениях различных участков коры головного мозга детей и взрослых, легли в основу теории А.Р. Лурии — основоположника отечественной нейропсихологии.

Л.С. Выготский дал определение высшим психическим функциям (ВПФ), согласно которому это «новые психологические системы, объединяющие в сложном сотрудничестве ряд отдельных элементарных функций» (Выготский Л.С., 1984, т. 6, с. 81). ВПФ развиваются прижизненно, они социальны по своему происхождению, произвольны по способу реализации и опосредствованы использованием речи, знаков и орудий. Л.С. Выготским были сформулированы следующие положения, касающиеся взаимоотношений головного мозга и психики:

  • 1. Мозг человека обладает новым принципом организации функций, который можно назвать «экстракортикаль-ным» благодаря использованию орудий, знаков и языка.
  • 2. Возникшие в ходе исторического процесса формы социального поведения приводят к формированию в коре головного мозга новых межфункциональных отношений, которые делают возможным развитие высших форм психической деятельности без существенных морфологических изменений самого мозга.
  • 3. Основной закономерностью психического развития ребёнка является последовательное, хронологическое формирование ВПФ и прижизненное изменение их мозговой организации вследствие перестройки межфункциональных отношений.

В своей работе «Мышление и речь» Л.С. Выготский проанализировал детские вокализации, сопровождающие решение задач (Выготский Л.С., 1934, 1999). Он отметил, что грамматический состав, распространённость предложений в речи ребёнка связаны с выполняемой ею функцией. Сначала высказывания малыша являются «речью для других», и лишь затем — «речью для себя». Эти этапы тесно связаны с процессом интериоризации — переходом речи из внешнего развернутого плана в свернутый внутренний, в результате чего она из средства коммуникации с другими превращается в инструмент планирования и произвольного управления собственной деятельностью. Поскольку каждый из описанных типов речи представляет собой особую функциональную систему, состав их мозговых звеньев также будет различен.

4. Поражение мозга различным образом влияет на ВПФ ребёнка и взрослого. В детстве очаг поражения вызывает системное недоразвитие соответствующих высших психических функций. При поражении зрелого мозга высшие функции страдают намного меньше, поскольку они уже сформировались и получили определенную независимость. Симптомы нарушений обычно возникают ниже патологического очага с точки зрения иерархических отношений функций, поскольку у взрослого человека элементарные процессы находятся под контролем высших.

А.Р. Лурия в качестве центральной проблемы нейропсихологии поставил вопрос о мозговой организации психических функций (рис. 8). Для того, чтобы дать ответ на него, необходимо понимать, что такое психическая функция как психологическое явление и как именно соотносятся психические функции с мозговыми структурами, т.е. что именно «подлежит» локализации (Хомская Е.Д., 1998). Опираясь с одной стороны на концепцию Л.С. Выготского, а с другой — на взгляды И.М. Сеченова и В.П. Бехтерева, А.Р. Лурия предложил рассматривать высшие психические функции как сложную форму психической деятельности, включающую в свой состав движущие мотивы, цели и программу, исполнительные звенья и контролирующие механизмы. Сказанное означает, что психическая функция не может сопоставляться ни с отдельными мозговыми структурами, ни с мозгом как с единым целым. С определенными мозговыми структурами следует соотносить отдельные звенья (параметры) высшей психической функции, реализация которых

Александр Романович Лурия

Рис. 8. Александр Романович Лурия (1902-1977)— выдающийся исследователь, основатель отечественной нейропсихологии, автор более 30 монографий и сборников научных трудов, а также около 600 статей. Среди наиболее известных трудов — «Речь и интеллект в развитии ребёнка» (1927), «Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок (1930) (всо-авт. с Л.С. Выготским), «Учение об афазии в свете мозговой патологии» (1940), «Травматическая афазия» (1947), «Умственно отсталый ребёнок» (1960), «Лобные доли и регуляция психических

процессов» (1966), «Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга» (1962), «Психология как историческая наука» (1971), «Потерянный и возвращённый мир» (1971), «Основы нейропсихологии» (1973), «Основные проблемы нейролингвистики» (1976) и другие.

осуществляется с помощью соответствующих физиологических процессов. Именно физиологические принципы работы тех или иных нейронов являются ответственными за различные аспекты психических функций и их нарушения при локальных поражениях мозга.

Описанные закономерности легли в основу теории системной динамической локализации высших психических функций человека А.Р. Лурии. Её основными положениями являются следующие:

1. Каждая психическая функция понимается как функциональная система (ФС), состоящая из иерархически связанных между собой звеньев. Среди них выделяются звенья, инвариантные для выполнения функциональной системой своей роли. К ним относится цель или результат. Другую часть ФС составляют вариативные звенья — операции, средства достижения результата, соответствующего цели. А.Р. Лурия опирался на теорию функциональных систем, разработанную П.К. Анохиным. В данной концепции психическая функция рассматривается как совокупность афферентных и эфферентных звеньев, объединённых в единую систему для достижения конечного результата (Анохин П.К., 1971, 1975, 1979).

Лекция - История развития нейропсихологии

В истории психологии широко известны факты научной биографии А.Р. Лурии, характеризующие его как неординарную личность, обладающую творческим мышлением и чувством юмора. Так, в 1930 году, находясь в экспедиции в Средней Азии, А.Р. Лурия отправил Л.С. Выготскому телеграмму: «У узбеков нет иллюзий», подразумевая под этим отличия познавательных процессов у неграмотных людей по сравнению с грамотными по ряду параметров. К сожалению, позже эта телеграмма была истолкована в политическом смысле и послужила одним из поводов для прекращения исследований в Средней Азии.

Термин «система» обычно применяется для того, чтобы указать на организованность группы элементов и её автономность по отношению к другим группам и элементам. Само по себе взаимодействие не может рассматриваться как механизм ограничения огромного числа степеней свободы каждого из множества элементов живых систем, так как их взаимодействие создаёт не систему, а хаос (Александров Ю.И., 2021). П.К. Анохин пришёл к выводу, что необходимо выделить системообразующий фактор, детерминирующий формирование и реализацию системы (Анохин ILK., 1978, 1998). Он должен обладать следующими свойствами: 1) являясь неотъемлемым компонентом системы, ограничивать степени свободы её элементов, создавая упорядоченность их взаимодействия; 2) быть изоморфным для всех систем, позволяя использовать систему как единицу анализа в самых разных ситуациях.

Н.П. Бехтерева показала, что в любой функциональной системе присутствуют «жёсткие» звенья, которые всегда включаются в работу при осуществлении определённого вида деятельности и образуют необходимый «скелет» психической функции (Бехтерева Н.П., 1971,1999). Существуют также «гибкие» звенья, которые могут участвовать в реализации функции в зависимости от условий и задачи, обеспечивая, таким образом, различные варианты её осуществления. Именно поэтому локализация функций рассматривается в теории А.Р. Лурии как динамическая, а не статичная.

  • 2. Каждая высшая психическая функция обеспечивается совместной интегративной работой различных мозговых зон, каждая из которых вносит свой специфический вклад в реализацию определённого звена в составе функциональной системы. Системная локализация ВПФ предполагает их многоэтапную иерархическую мозговую организацию. Российский невролог И.Н. Филимонов был одним из первых исследователей, описавших данную структуру психических функций, назвав её принципом поэтапной локализации функций (Филимонов И.Н., 1937, 1955, 1974). И.Н. Филимонов также сформулировал положение о функциональной многозначности мозговых структур, согласно которому многие из них при определённых условиях могут включаться в выполнение новых функций.
  • 3. Вследствие иерархического строения функции определённые структуры мозга имеют различное значение для обеспечения психических процессов. В зависимости от степени сформированности, интериоризации или автоматизации функции, происходит сокращение количества необходимых афферентных и эфферентных звеньев как во внешнем развёртывании, так и в отношении обеспечивающих их протекание мозговых зон.

Принцип иерархического строения функций был продемонстрирован российским физиологом Н.А. Бернштейном в 1947 году, когда он опубликовал монографию «О построении движений». В этой работе Н.А. Бернштейн обобщил опыт диагностической и реабилитационной работы советских нейрофизиологов во время Великой отечественной войны. В книге содержалось описание четырех эволюционных уровней построения движений, от простейшего, субкортикального уровня палеокинетических регуляций А до полностью кортикального уровня предметных действий D с указанием их мозговых механизмов (Таблица 1).

Таблица 1. Уровни построения движений по Н.А. Бернштейну (цит. по Величховскому Б.М., 2006)

Как быть Леди:  Lovely💖 Что делать, если мужчина взял паузу в отношениях

Уровень

Название

Функция

Субстрат

D

Предметные действия

Движения, с учетом специфики предметов, (например,

рабочих инструментов)

Ассоциативные зоны теменных и фронтальных зон коры

С

Пространственное поле

Разовые целевые

движения, соотносимые с метрикой пространства

Новая часть базальных ганглиев (стриатум) и

проекционные зоны коры

В

Синергии

Ритмические движения, перемеща

ющие организм как целое

Таламус и древняя часть базальных ганглиев (глобус паллидум)

А

Палеоки-нетические регуляции

Регуляция тонуса,

простейшие защитные и вестибулярные

рефлексы

Стволовые отделы головного мозга и спинной мозг

Н.А. Бернштейн также предполагал существование «одного или двух» уровней высших символических координаций (уровень Е), связанных с речью и с мышлением и очень близко подошёл к понимаю того, что «перечень» задействованных мозговых механизмов определяется смыслом стоящей перед человеком задачи.

4. Высшие психические функции «пересекаются» между собой в тех звеньях, которые являются общими для различных видов психической деятельности. Например, для копирования рисунка, понимания смысла словосочетания «дочкина мама» и повторения движений сидящего напротив человека, необходимо осуществление пространственных синтезов, которое связано с так называемой задней ассоциативной зоной — местом «стыковки» теменной, височной и затылочной зон коры.

Таким образом, в концепции А.Р. Лурии локализация психической функции рассматривается как системная, поскольку под функцией понимается функциональная система, состоящая из разных звеньев, которые имеют определённую иерархию. Кроме того, локализация является динамической, так как включение в реализацию функции тех или иных звеньев зависит, во-первых, от задачи и, во-вторых, от возраста человека.

В течение долгого времени было принято противопол-ставлять системность отечественного подхода к строению высших психических функций «механицизму» в зарубежной нейропсихологии. Однако тщательный анализ работ XIX века показывает, что идея о многокомпонентном строении психических функций и о межфункциональном взаимодействии выдвигалась европейскими учёными уже в тот период. Например, Л. Лихтгейм выделил ряд дополнительных компонентов в составе письма, таких как память и контроль произвольной деятельности. Согласно его гипотезе, письмо под диктовку требует больших ресурсов памяти и произвольного контроля по сравнению с другими видами письма (Lichtheim L., 1885; Микадзе Ю.В., Козинцева Е.Г., Скворцов А.А., Зайкова А.В., Иванова М.В., 2021).

В теории системной динамической локализации ВПФ есть несколько центральных понятий, а именно «симптом», «синдром» и «фактор». Под нейропсихологическим симптомом подразумевается проявление недостаточности той или иной психической функции. Важно подчеркнуть внешний характер проявления функционального дефицита, поскольку из-за многозвенного характера функции наблюдаемое нарушение не может являться абсолютно точным доказательством той или иной локализации патологического очага. По результатам анализа данных, полученных в ходе нейропсихологической диагностики, производится так называемая квалификация симптомов — то есть их подробное рассмотрение с целью установления причины и механизмов их возникновения. Принято различать первичные и вторичные нейропсихологические симптомы. Первичные симптомы непосредственно связаны с поражением определённой области головного мозга. Вторичные же симптомы являются следствием первичных, возникая по причине системного строения психических функций. Например, выраженные нарушения речи из-за поражения теменных отделов левого полушария могут сочетаться с трудностями тактильного восприятия в правой руке, поскольку повреждённая область является общим звеном для обеих этих функций.

Нейропсихологический синдром — это сочетанное, комплексное нарушение психических функций, возникающее при поражении определённых зон мозга и закономерно обусловленное «выпадением» из нормальной работы того или иного фактора. В качестве примеров употребления этого термина можно привести синдром нарушения функций височных отделов правого полушария или синдром нарушения межполушарного взаимодействия. В литературе можно встретить использование термина «синдром» в более узком смысле, подчёркивающем выраженное расстройство какой-то психической функции: например, синдром предметной агнозии, синдром динамической афазии и т.д. (Корсакова Н.К., Московичюте Л.И., 2007). Ю.В Микадзе для анализа степени зрелости различных зон мозга в детском возрасте предлагает использовать понятие «метасиндром», который закономерно объединяет в своём составе ряд синдромов, соотносящихся с разными нейропсихологическими факторами и характеризующих текущую специфику развития ребёнка (Микадзе Ю.В., 2008). Метасиндромы могут быть использованы в качестве инструмента установления взаимосвязей нарушений психических процессов при диффузной патологии мозга, расстройствах, носящих системный характер, и для описания нарушений развития при повреждениях развивающегося мозга.

Самым сложным в нейропсихологии является понятие «фактор». Его предложил А.Р. Лурия, однако в его работах оно употребляется в разных значениях. Проводя анализ вариативности содержания понятия «фактор», Ю.В. Микадзе и А. А. Скворцов подчёркивают наличие как минимум трёх трактовок:

  • 1) фактор рассматривается как первичный дефект;
  • 2) как образование, лежащее в основе первичного дефекта;
  • 3) как структурный элемент ВПФ.

В первых двух вариантах фактор выступает как патологическое явление, а в третьем — как свойство нормально работающего мозга (Микадзе Ю.В., Скворцов А.А., 2007). Кроме того, авторы приведённого анализа отмечают, что в основных своих трудах А.Р. Лурия выделял только пространственный фактор — фактор нарушения синтеза отдельных раздражений в симультанные структуры. Единичные указания на наличие других факторов в его работах также присутствуют, но А.Р. Лурия не приводит их названий и нигде прямо не обсуждает. Анализируя данные трудности, Ю.В. Микадзе и А.А. Скорцов предлагают рассматривать фактор как «структурный компонент ВПФ, обеспечиваемый специфическим нейрофизиологическим механизмом, реализующимся в ограниченной зоне мозга» (Микадзе Ю.В., Скворцов А.А., 2007, с. 107). В своей монографии Ю.В. Микадзе также определяет нейропсихологический фактор как центральное понятие, позволяющее описать многообразную специфику функций нервных механизмов в разных отделах мозга и своеобразие порождаемых ими психических свойств и качеств (Микадзе Ю.В., 2008).

Е.Д. Хомская (рис. 9) давала следующее определение нейропсихологическому фактору: это структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определённым принципом физиологической деятельности (modus operandi), нарушение которого ведёт к появлению нейропсихологического синдрома (Хомская Е.Д., 2002, с. 33). Н.К. Корсакова и Л.И. Московичюте рассматривают фактор как определённый вид аналитико-синтетической деятельности определённых мозговых зон. Предполагается также, что фактор обеспечивает реализацию одного из звеньев функциональной системы. Поэтому данное понятие несёт в себе как физиологическое, так и психологическое содержание (Корсакова Н.К., Московичюте Л.И., 2007).

В качестве основных нейропсихологических факторов Е.Д. Хомская выделяла следующие (Хомская Е.Д., 2002):

  • 1. Модально-специфические факторы, связанные с работой корковых отделов различных анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной. Именно они послужили основой для формирования самого понятия «фактор». Морфологическим субстратом этих факторов являются, прежде всего, вторичные поля коры больших полушарий, входящие в «ядерные зоны» корковых отделов анализаторов. Модально-специфические нарушения в зрительной, слуховой, кожно-кинестетической и двигательной сферах проявляются в виде различных нарушений гнозиса и праксиса, а также нарушений разных видов памяти, относящихся к той или иной модальности.
  • 2. Модально-неспецифические факторы, связанные с работой неспецифических срединных структур мозга. Нарушение данного фактора приводит к патологическим изменениям психического тонуса, общим нарушениям мотивации, а также внимания и памяти, не зависящим от модальности.
  • 3. Факторы, связанные с работой ассоциативных (третичных) областей коры больших полушарий головного мозга. Они отражают процессы взаимодействия и интегративной работы разных анализаторных систем. Выделяют два основных комплекса третичных полей: префронтальный (конвекситальный) и височно-теменно-затылочный (так называемая зона ТРО). Первый из них является морфологической основой фактора «программирования и контроля» за различными видами психической деятельности, второй — фактора «симультанной организации психических процессов».
  • 4. Полушарные факторы, связанные с работой всего левого или правого полушария мозга. Данные факторы так же, как и предыдущие, являются интегративными, но характеризуют общую стратегию переработки и информации, присущую каждому полушарию. Например, выделяют абстрактные (вербально-логические) и конкретные (нарядно-образные) способы переработки информации, произвольный и непроизвольный способы регуляции психической деятельности, осознанность и неосознанность психических процессов, сукцессивный и симультанный способы обработки информации и др.
  • 5. Факторы межполушарного взаимодействия. Данные факторы обеспечивают закономерности совместной работы левого и правого полушарий мозга и связаны со структурами мозолистого тела и других срединных комиссур.
  • 6. Факторы, связанные с работой глубинных подкорковых полушарных структур головного мозга. При поражении таких структур как стриопаллидум, миндалина, гиппокамп, таламус и др. возникают нарушения речевых, мнестических и гностических функций.
  • 7. Общемозговые факторы, связанные с действием таких процессов как кровообращение, ликворообращение, гуморальные и биохимические процессы. Нарушение общемозговых факторов приводит к изменению общего функционального состояния мозга, отражаясь на протекании всех видов психической деятельности. Общемозговая нейропсихологическая симптоматика характеризуется нарушениями преимущественно динамических аспектов психических функций в виде колебаний уровня работоспособности, нарушений временных и регуляторных аспектов деятельности и др.

Е.Д. Хомская отмечала, что можно выделять разные уровни анализа нейропсихологических факторов. Морфо

логический уровень предполагает указание на конкретные мозговые структуры, поражение которых приводит к появлению того или иного нейропсихологического синдрома. Физиологический уровень связан с определёнными процессами, протекающими в мозговых структурах и объединяющими их в единую функциональную систему. Наконец, психологический уровень отражает ту роль, которую играет данный фактор в реализации психических функций.

Как быть Леди:  5 способов победить страх ездить на машине пассажиром - ПсихоДрайвер

Й Известный американский лингвист Ноам Хомский — троюродный брат Евгении Давыдовны. Его дед эмигрировал из России в США в начале XX века.

Современный анализ понятий «синдром» и «фактор» выявляет поверхностное и слишком частое использование слова «синдром» при описании психики и поведения психически здоровых людей в ситуациях временной дезадаптации, при оценке отклонений развития или выявления групп риска. Это приводит к тому, что синдром теряет свою категориальную сущность, превращаясь в термин, обозначающий совокупность признаков (симптомов) без установления иерархии причинно-следственных связей и психологических механизмов (Ковязина М.С., Корсакова Н.К., 2021).

Евгения Давыдовна Хомская

Рис. 9. Евгения Давыдовна Хомская (1929-2004). Ученица А.Р. Лурии и автор известного каждому психологу учебника «Нейропсихология», неоднократно переизданного (1987, 2002, 2003, 2005, 2021, 2021). Александр Романович очень высоко оценивал творческий потенциал Евгении Давыдовны. Сохранилось воспоминание о том, как он, недовольный тем, что ей поручили сугубо техническое задание, воскликнул: «Разве можно золотом гвозди забивать!?» (Глозман Ж.М., 2021).

ЕД. Хомская разрабатывала проблему межполушарной организации психических процессов, изучала нейропсихологические аспекты проблемы индивидуальных различий и создала новое направление — нейропсихологию нормы. Она также исследовала возможности применения нейропсихологических методов при анализе пограничных состояний у лиц с «чернобыльским синдромом», разрабатывала новые методы анализа эмоциональных и познавательных процессов.

В то время, как у А.Р. Лурии синдромообразующим радикалом является нарушенный фактор в качестве дефицитар-ного звена в структуре ВПФ, в современных работах фактор утратил этот важный эпитет. Ковязина М.С. и Корсакова Н. К. подчёркивают, что необходимо восстановить словосочетание «нарушенный фактор» при рассмотрении детерминант синдромообразования в случаях патологии ВПФ. К не менее серьезным искажениям приводят попытки рассматривать синдромы как некий каталог симптомов, что вступает в противоречие с представлениями А.Р. Лурии о структурно-динамической вариативности их сочетания. Синдром не является сочетанием всегда одних и тех же признаков. Он всего лишь схема, определяющая общий контур сочетания возможных симптомов у разных людей и динамики их развития.

В современной нейропсихологии также остро стоит вопрос о том, нужно ли вводить в понятие «синдром» элементы компенсации. Ещё одной проблемной областью являются исследования, направленные на изучение роли церебральных образований, объединяющих работу функционально различных мозговых регионов. К данной категории относятся внутри— и межполушарные проводящие системы мозга, которые разрушаются при рассеянном склерозе, дисциркуляторной энцефалопатии, артериальной гипертензии, нейродегенеративных деменциях позднего возраста и др. В отличие от классических синдромов, в приведённых примерах расстройства ВПФ обусловлены диффузной патологией мозга с гетеротопной вовлеченностью его структур. При рассмотрении таких симптомов сохраняется луриев-ская логика анализа, но она направлена на поиск нарушенных факторов, объединяющих разные симптомокомплексы (Ковязина М.С., Корсакова Н.К., 2021).

Таким образом, несмотря на некоторые различия в формулировках, главное содержание этого понятия подчёркивает связь физиологического и психического, стремясь разрешить главную проблему психологии — взаимоотношение мозга и психики.

Если связать между собой все три описанных выше понятия, то можно сказать, что нейропсихологический синдром представляет собой закономерное сочетание симптомов, в основе которого лежит нарушение фактора, обусловленное дефицитом в работе определённых мозговых структур вследствие локальных поражений или иных причин.

Если же представить мозг в виде цветочной поляны, на которой в разных частях растут различные виды цветов, тогда сорванные цветки можно считать симптомами нарушенных психических функций. В зависимости от состава «букета» (то есть синдрома), специалист может определить, где были сорваны те или иные цветы (то есть локализацию нарушения), и к какому типу (фактору) они относятся (рис. 10).

На протяжении второй половины XX века и по настоящее время российская нейропсихология представлена, преимущественно, двумя научными школами. Представители московской школы, основы которой были заложены А.Р. Лурией, внесли огромный вклад в дальнейшую разработку понятийного аппарата нейропсихологии, выделили различные виды факторов, проанализировали уровневую организацию психических функций, особенности межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, отличие корковых синдромов от подкорковых. В исследованиях большое внимание уделялось возрастным аспектам протекания психических процессов в норме и патологии. Многочисленные работы на эту тему привели к возникновению двух самостоятельных отраслей: детской нейропсихологии и нейропсихологии пожилого возраста. Среди авторитетных представителей московской нейропсихологической школы следует назвать Е.Д. Хомскую, Л.С. Цветкову, Э.Г. Симерницкую, Т.В. Ахутину, Ж.М. Глозман, Н.К. Корсакову, Л.И. Московичюте, А.А. Цыганок, Ю.В. Микадзе,

«Цветочный» мозг (худ. К. Голдырева)

Рис. 10. «Цветочный» мозг (худ. К. Голдырева)

С.Б. Буклину, О.А. Кроткову, А.В. Семенович, Полонскую Н.Н. и др. (Хомская Е.Д., 1998).

Когда-то ленинградская, а теперь санкт-петербургская, нейропсихологическая школа, созданная под руководством Н.Н. Трауготт и И.М. Тонконогого, обогатила нейропсихологии новыми методами исследования и специальной экспериментальной аппаратурой, а также методами компьютерной диагностики (Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов, 1983; Вассерман Л.И., 1994). Так, исследование сенсорных систем и использование математического моделирования позволило дополнить теоретические представления об операциях, необходимых для реализации той или иной функции. Благодаря новым методикам, предложенным Л .И. Вассерманом, Меерсоном Я.А., Кабановым М.М., Дорофеевой С. А., Ткаченко С.В., Бочаровым А.В. и др., стало возможно выявлять «мягкие» или диффузные нарушения высших психических функций, что существенно расширило диапазон эффективного применения нейропсихологической диагностики при формах патологии мозга, которые раньше лежали за пределами области нейропсихологических исследований, — например, при эпилепсии, шизофрении, аффективных психозах, хроническом алкоголизме (Вассерман Л.И., 1989, 2021; Ткаченко С.В., Бочаров А.В., 1991; Ерышев О.Ф., Меерсон Я.А., Тархан А.У., 1996).

История развития зарубежной нейропсихологии. За рубежом развитие нейропсихологии как отдельной области психологического знания связано с именем канадского психолога Д. Хебба. Западные специалисты именно его считают автором термина «нейропсихология» (Величков-скийБ.М., 2006, т. 1, с.76). Широко известно следующее высказывание Хебба: «Почему психология должна быть проще, чем её большие сестры — физика и химия? Большой мозг, как большое государство, не может просто делать простые вещи». В 1949 году вышла его книга «Организация поведения: нейропсихологическая теория». Основное внимание Хебб уделял разработке теории взаимосвязи структур головного мозга и мыслительных процессов. Исследуя взаимоотношения обучения с процессами, происходящими в структуре нейронных связей мозга, он предположил, что в результате частой стимуляции нервной системы формируются скоординированные нейронные структуры — ансамбли клеток (cell assemblies) (Hebb D.O., 1949, 1995). Именно они, по его мнению, являются биологической основой процесса обучения, и мысленная репрезентация внешних событий отражается в иерархической структуре различных нейронных ансамблей.

В становлении нейропсихологии в Великобритании большую роль сыграл О. Зангвилл. Он занимался экспериментальной психологией и, будучи профессором Кембриджского университета и руководителем Британского психологического общества, активно поддерживал новые исследования в самых различных областях. Научные интересы Зангвил-ла, прежде всего, касались проблемы латеральной организации психических функций, хотя в 60-е годы XX века эта тема ещё не была столь популярна, как сейчас. О. Зангвилл также уделял большое внимание развитию нейропсихологической реабилитации в клинике неврологических расстройств. В настоящее время Лондонский Центр нейропсихологической реабилитации носит его имя. Среди наиболее значительных трудов Зангвилла следует назвать «Доминантность мозговых функций и их взаимосвязь с психикой», изданная в 1960 году, а также «Амнезия», вышедшая в 1966 году.

Среди американских разработчиков нейропсихологии необходимо отметить наших современников К. Прибрама и О. Сакса, которые ушли из жизни в 2021 году. Карл При-брам — известный американский врач, нейрофизиолог и нейропсихолог (рис. 11). Его работы можно рассматривать в качестве классического примера использования принципов когнитивной психологии и кибернетики, о которых было сказано выше (см. главу 1.2.) К. Прибрам считается одним из авторов «голографической концепции» деятельности мозга. Согласно его концепции, мысленные образы, как голографическое изображение, являются отражением реальности и посредниками между внешним миром и субъективными переживаниями человека. Имен-

Карл Прибрам (1919-2021) — амери кан -ский врач, психолог и нейрофизиолог. Наиболее известными и значимыми его работами являются «Языки мозга

Рис. 11. Карл Прибрам (1919-2021) — амери кан -ский врач, психолог и нейрофизиолог. Наиболее известными и значимыми его работами являются «Языки мозга: экспериментальные парадоксы и принципы в нейропсихологии» (1971), «Психофизиология лобных долей мозга» (1973), «Мозг и восприятие» (1991).

но образы и планы детерминируют поведение и обусловливают активную деятельность. Под образом К. Прибра-мом понимается «аккумулированное» представление организма о самом себе и окружающем мире. Основное внимание он уделял исследованию мозговых механизмов кодирования и перекодирования информации в процессе взаимодействия со средой. Карл Прибрам выдвинул предположение о распределенном хранении информации по голографическому принципу, когда хранение обеспечивается фиксацией интерференционных узоров волн активации в массе нейронов коры.

О. Сакс получил большую известность как автор книг, популяризирующих нейропсихологический поход к анализу нарушений функций головного мозга (рис. 12). В его работах описываются интересные клинические случаи, среди которых встречаются лонгитюдные наблюдения. На русском языке изданы его книги «Человек, который принял жену за шляпу», «Мигрень», «Антрополог на Марсе», «Нога как точка опоры», «Глаз разума» и другие.

И.М. Тонконогий и А. Пуанте в своей книге «Клиническая нейропсихология», делая обзор современных зарубежных концепций локализации и организации высших психических функций, в качестве основного подхода выделяют теорию модулей, берущую начало в когнитивной психологии. В отличие от Д. Фодора, его последователи полагают, что образование модулей может происходить постепенно и не предопределено заранее. Например, выделяются специальные модули для процессов переработки обычной, часто используемой информации, и необычной, новой и неполной информации. Допустим, переработка обычной информации для понимания речи рассматривается как точно локализованная в отдельной области мозга — в зоне Вернике. В случае процесса обработки необычной информации, — напри-

Как быть Леди:  Моббинг на работе: что это, как пережить и как противостоять, советы психолога

Рис. 12. Оливер Сакс (1933-2021) — американский невролог и нейропсихолог. Один из немногих специалистов, акцентирующих внимание не столько на дефиците в когнитивной и эмоционально-личностной сферах пациента, сколько на его переживаниях, интересах и выдающихся способностях в других областях психики.

Лекция - История развития нейропсихологии

мер, понимания инверсии и сложных синтаксических структур, набор операций для понимания языка гораздо больше и локализован в нескольких областях вокруг Сильвиевой борозды, включая заднюю часть третьей лобной извилины, оперкулярную часть центральных извилин и островок. Понимание повседневной речи в этих случаях может сохраняться, в то время как использование специальных проб, включающих инвертированные предложения и сложные грамматические конструкции, будут демонстрировать нарушения понимания речи. Тем не менее, некоторые операции, выполняемые внутри различных модулей, могут быть почти идентичными. Например, рабочая память или осознание собственной болезни включены в набор операций, выполняемых независимо внутри различных модулей, для того, чтобы облегчить или ускорить их функционирование.

Несмотря на то, что концепция модулей имеет множество точек соприкосновения с теорией системной динамической локализацией ВПФ (если слово «модуль» заменить на «звено»), первая отличается стремлением продемонстрировать жёсткую привязанность большинства модулей к определённым областям мозга. Кроме того, сами модули описываются как относительно независимые компоненты. Так, если с позиции концепции модулей «модуль внимания помогает направлять модуль восприятия на цель», то с точки зрения теории системной динамической локализации, функции внимания и восприятия имеют общие звенья, и их количество определяется целью. Концепция модулей также не может в полной мере объяснить возрастные различия в реализации функций у детей, людей средних лет и лиц пожилого возраста.

Советский, а впоследствии американский, нейропсихолог Э. Голдберг в своей книге «Управляющий мозг» посвятил отдельную главу критике концепции модулей, назвав её «Модулярное помешательство» (Э. Голдберг, 2003). Среди основных проблем Э. Голдберг отмечает повышенное внимание исследователей к «интересным случаям», в которых наблюдаются узко специфичные когнитивные дефекты, называемых «сильными диссоциациями». Под данным термином подразумевается появление какого-то одного заметного симптома при наличии сохранности похожих функций. Например, пациент не может назвать апельсин, нарисованный на картинке, но может назвать счёты и сфинкса. В результате, «многочисленные обычные случаи, которые надо было просеять в поиске малого числа драгоценных случаев сильных диссоциаций, отбрасывались как неинформативные» (Э. Голдберг, 2003, с. 88). Другой серьёзной проблемой данной концепции Голдберг называет избыточность предлагаемых модулей. Для каждого случая «сильной диссоциации» исследователи постулировали открытие нового модуля. «Это весьма напоминало расцвет френологии, за исключением того, что сильные диссоциации, вызванные повреждениями мозга, заменив шишки на черепе, стали ведущим источником открытий» — иронично замечает Голдберг (там же). Сам он полагал, что «сильные диссоциации», скорее, отражают специфику индивидуальных когнитивных стилей и условий обследования, нежели принципы мозговой организации исследуемых функций.

В следующих главах учебника функционирование головного мозга в норме и патологии будет рассматриваться с позиций теории системной динамической локализации ВПФ А.Р. Лурии. Его концепция пользуется заслуженным авторитетом не только у нас в стране, но и за рубежом. Благодаря знанию А.Р. Лурии иностранных языков, активному участию в международных конференциях и переписке с нейропсихологами из разных стран, нейропсихология, в отличие от многих других отраслей советской психологии, не была в изоляции даже во времена железного занавеса. Работы А.Р. Лурии были переведены и опубликованы в США, Великобритании, Канаде, Нидерландах, Польше и других странах. Так, в 1966 году в США вышла монография «Высшие корковые функции», а в 1969 году— «Маленькая книжка о большой памяти». В 1966 году А.Р. Лурия инициировал публикацию сборника «Лобные доли и регуляция психических процессов», в который вошли статьи К. Прибрама, Л. Вейзкранца и других зарубежных специалистов.

В Таблице 2 перечислены наиболее заметные открытия в области нейронаук, произошедшие за последние 200 лет.

Таблица 2. Хронология наиболее значимых событий в области исследований головного мозга

Дата

Имя

Событие

Ф.Галль

создание «френологической карты»

Дата

Имя

Событие

1824

М.Ж.-П. Флуранс

публикация результатов наблюдения за поведением птиц после разрушения отдельных участков больших полушарий и процесса восстановления функций

1861

П. Брока

описание эфферентной моторной афазии

X. Джексон

описание локальных эпилептических приступов и сложной вертикальной организации двигательных функций

1870

Г. Фритч, Э.Гитциг

установление корреляции между определенными областями коры и моторными реакциями

1874

К. Вернике

описание сенсорной афазии

1884

Л. Лихтгейм

выделение гипотетического

«центра понятий»

Г. Мунк, Г. Вильбранд,

Ж. Шарко

описание случаев зрительной агнозии в результате поражений затылочной коры головного мозга

1891

И.М. Сеченов

публикация книги «Физиология нервных центров», последняя часть которой была посвящена экспериментальной психологии.

Г. Хэд

эксперимент с перерезкой лучевого и наружного нервов на руке и описание процесса восстановления чувствительности

1906

С. Рамон-и-Кахаль

Нобелевская премия за описание цитоархитектоники головного мозга

1909

К. Бродман

публикация карты расположения 52 цитоархитектонических полей на поверхности полушарий головного мозга человека

1914

К. Монаков

введение понятия «асемия», определяющего возможность нарушения сложных символических функций при разнообразных по локализации поражениях мозга, и понятия «диа-шизиса»

Дата

Имя

Событие

1918

В.М. Бехтерев

открытие в Санкт-Петербурге Института изучения мозга и психической деятельности

Л.С. Выготский

разработка культурно-исторической концепции происхождения и строения ВПФ

1929

К. Лешли

эксперименты с удалением различных участков мозга у крыс, гипотеза об эквипотен

циальности участков коры больших полушарий в отношении сложных психических функций

1932

Ч.С. Шеррингтон, Э. Эдриан

Нобелевская премия по физиологии и медицине «за открытия, касающиеся функций нейронов»

1937

И.Н. Филимонов

описание принципа поэтапной локализации функций и положения о функциональной многозначности мозговых структур

А.Р. Лурия

создание нейропсихологии как самостоятельного направления клинической психологии

1947

Н.А. Бернштейн

выход монографии «О построении движений»

1948

К. Гольдштейн

создание классификация афазий и аграфий

1949

Д. Хебб

введение термина «нейропсихология» и издание книги «Организация поведения: нейропсихологическая теория»

1950

У. Пенфилд, Т. Расмуссен

публикация книги «Кора головного мозга человека»

1956

Д. Маккарти, М. Минский, К. Шеннон, Н. Рочестер, Д. Брунер, Д. Гуденаф, Дж. Остин

начало «когнитивной революции»

1958

А. Ньюэлл, Дж. К. Шоу, Г. Саймоном

когнитивный подход к поиску алгоритмов мышления

Дата

Имя

Событие

1958

Д. Бродбент

теория ранней селекции информации

Д. Браун, Л. Петерсон,

М. Петерсон

эксперименты, показавшие важность активного повторения для продолжительного сохранения информации

1960

О. Зангвилл

исследование проблемы латеральной организации психических функций

1963

Д. Дойч, А. Дойч

гипотеза позднего отбора информации

1967

Н. П. Бехтерева

исследование функций подкорковых структур головного мозга

1968

Р. Сперри, М. Газзанига

описание «синдрома расщеплённого мозга»

1971

П.К. Анохин

обобщение исследований в рамках теории функциональных систем

1971

К. Прибрам

разработка «голографической концепции» деятельности мозга

1983

Дж. Фодор

публикация манифеста с описанием принципов нового подхода к пониманию строения познавательных процессов

1986

Д. Румелхарт, Д. МакКлелланд

изложение основных принципов коннекционизма

1992

Е.Д. Хомская

описание методологического аппарата исследования эмоциональной сферы

1996

Г. Ризолатти, Л. Фогасси

описание «зеркальных» нейронов

1997

Н. Кэнвишер

описание функций области FFA (fusiform face area), участвующей о распознавании лиц

2003

П. Лотербур, П. Мэнсфилд

Нобелевская премия по медицине за изобретение метода МРТ

2021

Д. О’Киф, М.Б. Мозер,

Э. Мозер

Нобелевская премия по физиологии и медицине «за открытие клеток системы позиционирования мозга»

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Каковы основные тенденции исследования нарушений высших психических функций в медицине?
  • 2. Перечислите основные концепции строения познавательных функций в когнитивной психологии.
  • 3. Обозначьте векторы развития нейропсихологии в России и за рубежом в XX веке и в наши дни.
  • 4. Назовите основные положения концепции Л.С. Выготского, на которые опирается теория системной динамической локализации ВПФ А.Р. Лурии.
  • 5. Что такое нейропсихологический фактор?
  • 6. Как соотносятся между собой понятия «нейропсихологический симптом» и «нейропсихологический синдром » ?
  • 7. Назовите типы нейропсихологических факторов по классификации Е.Д. Хомской.
  • 8. Перечислите уровни построения движений согласно концепции Н.А. Бернштейна.
  • 9. Что является структурной мозговой основой фактора межполушарного взаимодействия?
  • 10. Выделите основные отличия подходов в мозговой организации ВПЫ в отечественной и в зарубежной нейропсихологии .
Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий