Когнитивный — это… Что такое когнитивистика, когнитивный? — OneKu

Когнитивный - это... Что такое когнитивистика, когнитивный?  — OneKu Женщине
Содержание
  1. Что такое когнитивные или умственные процессы?
  2. Что значит когнитивный?
  3. Берегите своё здоровье
  4. Пользуйтесь технологическими достижениями
  5. Отмечайте ваши успехи
  6. Читайте
  7. Уделяйте время творчеству
  8. Если хотите помочь детям — позвольте им справиться с трудностями самостоятельно
  9. Cognifit
  10. Антонимы
  11. Базовые или низшие когнитивные процессы
  12. Викиум
  13. Внимание
  14. Возникновение
  15. Воображение
  16. Воплощённая когнитивная наука
  17. Восприятие
  18. Гиперонимы
  19. Значение
  20. Избавление от вредных привычек
  21. Информационный детокс
  22. Как развить когнитивные функции мозга
  23. Как развить память
  24. Как улучшить когнитивные или познавательные процессы? советы и упражнения
  25. Какие бывают когнитивные способности
  26. Качественные и разнообразные стимулы
  27. Когнитивизм — это современное направление в психологии
  28. Когнитивистика, когнитом и когнитивная этология
  29. Когнитивная графика
  30. Когнитивная психология
  31. Когнитивные процессы в образовании: применение и примеры
  32. Когнитивные процессы при обучении
  33. Когнитивные процессы при письме
  34. Когнитивные процессы при чтении
  35. Кто изучает когнитивные процессы?
  36. Литература
  37. Морфологические и синтаксические свойства
  38. Мышление
  39. Несколько определений для примера
  40. Общие рекомендации для развития когнитивных способностей
  41. Определение
  42. Память
  43. Полноценный здоровый сон
  44. Правильное питание
  45. Примечания
  46. Психолингвистика как ответвление когнитивной психологии
  47. Расшифровка термина
  48. Синонимы
  49. Снижение уровня стресса
  50. Социальная когниция
  51. Тренажеры для развития когнитивных способностей
  52. Ум или интеллект
  53. Этимология
  54. Заключение

Что такое когнитивные или умственные процессы?

Каждый день наш мозг решает огромное количество задач посредством умственных процессов. Это процессы, отвечающие за обработку всей информации, которую мы получаем из окружающей среды. Когнитивность даёт нам возможность познать мир вокруг нас.

Представьте себе: вы спокойно лежите на диване и смотрите телевизор. Вдруг, несмотря на вашу увлечённость сюжетом, вы чувствуете запах гари. Что вы предпримете? К счастью, ваш мозг сосредоточит ваше внимание на опасности, которая вам угрожает.

Вы вспомните о том, что забыли о пицце в духовке, как можно скорее побежите на кухню и осуществите ряд действий, чтобы вытащить из плиты ваш ужин. Далее вы примете решение о том, будете ли есть подгоревшую еду или нет, а затем вернётесь в салон. Всеми этими вашими действиями руководили когнитивные процессы.

Гармоничное взаимодействие умственных процессов необходимо для адекватной оценки действительности и нашей ответной реакции на неё. Благодаря этому мы можем гибко адаптироваться к различным ситуациям. Исполнительные функции нашего мозга координируют эти процессы.

Несмотря на то, что умственные процессы взаимодействуют между собой, они могут проходить и по отдельности. Например, мы можем увидеть, как люди с нарушениями речи или памяти могут прекрасно воспринимать сигналы или решать математические задачи.

Что значит когнитивный?

Когда характеризуют что-то как &laquo,когнитивный&raquo, , что имеют ввиду? Какой это?

Когнитивный &ndash, это значит относящийся тем или иным образом к познанию, мышлению, сознанию и функциям мозга, обеспечивающих получение вводных знаний и информации, формирование понятий и оперирование ими.

Для лучшего понимания рассмотрим еще несколько определений, непосредственно связанных с когнитивизмом.

Берегите своё здоровье

Наше физическое и психическое здоровье неразрывно связаны с когнитивными процессами. Существуют различные вредные привычки, угрожающие нашему психическому здоровью и снижающие нашу производительность в различных жизненных сферах. Например, привычка подолгу не отрываться от мобильного телефона перед сном, недооценивать себя, не беречь наши отношения с другими людьми или неправильно питаться негативно влияют на наши умственные процессы.

Пользуйтесь технологическими достижениями

Сегодня существуют различные упражнения, например, интеллектуальные игры, с помощью которых можно тестировать и тренировать мозг просто и увлекательно. Нейрообразование помогает нам лучше понять как учится наш мозг и развить наши мыслительные процессы.

CogniFit («КогниФит») является лидером когнитивной оценки и стимуляции. Благодаря увлекательным упражнениям, которые предлагает эта платформа, можно улучшить такие способности, как память, планирование, узнавание или зрительное восприятие. «КогниФит» предлагает упражнения для когнитивного развития как взрослых, так и детей.

Отмечайте ваши успехи

Регулярное использование инструментов самооценки или самотестирования позволяет нам отмечать наш прогресс, слабые стороны и продолжать совершенствоваться. Важно понимать, что развить свои когнитивные процессы, такие как ум или речь, возможно. Это вопрос практики и доверия к самому себе.

Задавать вопросы и не принимать любой ответ — это помогает нам стать более самостоятельными и компетентными. Критическое мышление позволяет нам улучшить способность к размышлению, устанавливать взаимосвязи между мыслями, развивать речь, глубоко анализировать наше окружение и т.д. Любопытство крайне важно для максимального использования нашего потенциала.

Существует множество способов развить критическое мышление у детей. Вы можете спросить у них, какие мотивы побудили человека вести себя определённым образом, попросить привести аргументы, которые они использовали для принятия того или иного решения или предложить поспорить с человеком, занимающим противоположную позицию по какому-либо вопросу. Вы и сами можете попробовать это сделать.

Читайте

Как мы упомянули раньше, при чтении задействовано множество когнитивных процессов. Кроме того, что чтение доставляет нам удовольствие и приносит новые знания, чтение — это отличный способ научиться решать единственную задачу или улучшить наши коммуникационные навыки.

Уделяйте время творчеству

Рисовать, писать рассказы, сочинять песни, придумывать танцы, участвовать в театральной постановке…Неважно что именно мы выбираем, важно то, что мы находим время на творчество. Каждый человек рождается со способностью творить, а начать творить — это уже вопрос практики и доверия самому себе.

Творческие задачи крайне полезны для наших познавательных процессов. Они помогают нам развить интеллект, концентрацию, способность находить оригинальные способы решения проблем, фиксировать наше внимание, расслабиться и т.д.

Иногда мы не понимаем как справиться со всеми нашими обязанностями. Логично, что мы пытаемся всё делать одновременно, чтобы поскорее всё закончить. Однако эта привычка контрпродуктивна. Это очень вредно, когда дети одновременно занимаются разными делами и не поглощены полностью чем-то одним.

Это удивительно, что мы можем координировать сразу несколько умственных процессов. Но когда мы одновременно пытаемся смотреть фильм, ответить на электронную почту, написать доклад по работе, вспомнить записи дел в ежедневнике и следить за приготовлением еды в духовке…скорее всего мы не выполним качественно ни одну из поставленных задач.

Необходимо концентрироваться на настоящем, чтобы насладиться моментом и быть более эффективным. Это лучший способ правильно выполнить и дальнейшие задачи. Если вам трудно сосредоточиться на том, что вы делаете, если вы постоянно отвлекаетесь — можете попробовать медитацию осознанности Mindfulness.

Если хотите помочь детям — позвольте им справиться с трудностями самостоятельно

Важно поддерживать детей, чтобы они знали, что всегда могут рассчитывать на нашу помощь. Но если ребёнок привыкнет к тому, что окружающие его люди поспешат решить все его проблемы по первому зову, сам он не начнёт решать задачи, улучшающие его интеллект, и не будет искать альтернативы, способствующие развитию его базовых когнитивных способностей.

Нам нужно действовать только в случае необходимости. Можно что-то подсказать ребёнку, чтобы он приложил усилия и двигался в правильном направлении при решении проблемы, одновременно понимая, что может рассчитывать на нашу поддержку.

Если вы хотите больше узнать о когнитивных процессах или повторить прочитанное в данном материале, приглашаем посмотреть этот видеоролик о когнитивности, в котором рассказывается о когнитивных процессах в психологии.

Не забудьте включить субтитры на русском языке.

Спасибо за внимание. А вы тренируете ваши умственные процессы?

Cognifit

CogniFit – платформа для тренировки мозга с серьезной научной базой. Создатели утверждают, что с помощью нее можно не только улучшить работу когнитивных функций, но и вылечить легкие расстройства, такие как СДВГ и бессонницу.

Игры и тренажеры разработаны совместно с нейрофизиологами и многократно протестированы на разных группах населения. Эффективность их научно доказана.

Еще одно преимущество CogniFit – обширная база профессиональных когнитивных тестов. С помощью них можно достоверно оценить свои способности и составить программу развития.

Доступ к тренировочным программам на месяц стоит от 19,99 $ до 29,99 $, на год – от 119,99 $ до 169,99 $. Доступ к тестам приобретается отдельно.

Антонимы

Базовые или низшие когнитивные процессы

Ощущения возникают в результате действия различных стимулов и сигналов в нашем окружении. Мы принимаем их посредством наших чувств, познавая таким образом информацию из окружающего мира. Эти данные мы получаем непосредственно из окружающей среды или от нашего собственного тела. Базовый процесс восприятия, напротив, предполагает определённую интерпретацию полученной информации.

Мы постоянно и безо всякого усилия воспринимаем различные события. Мы осознаем движения людей вокруг нас, сообщения, получаемые на мобильный, вкус поглощаемой пищи, расположение мебели в комнате, наши собственные позы и т.д., принимаем эти сигналы и придаём им смысл.

Гештальт-психологи внесли большой вклад в изучение восприятия. Они посчитали, что «единое целое больше, чем сумма его частей». Другими словами, по их мнению, мы активны в процессе восприятия нашей действительности. Таким образом были разработаны законы Гештальта, которые объясняют феномен восприятия с помощью оптических иллюзий.

Викиум

Викиум – крупнейшая платформа для тренировки мозга, снискавшая любовь более 60 миллионов пользователей. На ней вы найдете огромное количество тренажеров для развития когнитивных функций, более десятка обучающих курсов, тесты для диагностики умственных способностей.

Когнитивные способности можно тренировать как по отдельности, так и в комплексе. Платформа подстраивается под ваши индивидуальные особенности и подбирает программу специально для вас.

Месяц занятий на платформе стоит 890 руб., год – 1 790 руб. Неограниченный доступ можно приобрести за 3 990 руб.

Внимание

Внимание – это функция психики, отвечающая за избирательность восприятия информации. Внимание позволяет из миллиардов внутренних и внешних стимулов вычленять значимые и концентрироваться на них.

https://www.youtube.com/watch?v=20p3JpQqeBc

Чем лучше развито внимание, тем дольше человек способен удерживать в сознании какой-то объект, не отвлекаясь на посторонние раздражители.

Внимание можно сравнить со светом фонарика в вечерние сумерки. Объекты, на которые падает свет, мы видим отчетливо и ясно. Тогда как все вокруг имеет лишь смутные очертания.

Важность этой когнитивной способности сложно переоценить. Она является основой для эффективной работы всех остальных функций. Мы не сможем запомнить и воспроизвести информацию, если она будет не в фокусе нашего внимания. Соответственно, и никаких логических операций мы с ней произвести не сможем.

Существует два вида внимания:

  1. Непроизвольное внимание активизируется без участия воли. Например, в ответ на сильный раздражитель: громкий звук, яркую вспышку света. Мы рефлекторно направляем внимание на объект, оцениваемый нами как опасный. Также внимание само течет в сторону потенциального удовольствия. Нам не нужно специально фокусироваться на том, что нам приятно. Это происходит само собой.
  2. Произвольное внимание – сознательный процесс. Человек активизирует его усилием воли. Говоря о тренировке внимания, имеют в виду именно произвольное внимание. Чем дольше вы можете сознательно сосредотачиваться на каком-то объекте или действии, тем выше качество вашего внимания.

Для тренировки внимания используются таблицы Шульте, клиновидные таблицы, различные картинки, на которых нужно искать спрятанные предметы или отличия.

Как быть Леди:  Всё о слове ВОРЧАТЬ

Возникновение

Когнитивная наука возникла как ответ бихевиоризму, в попытке найти новый подход к пониманию человеческого сознания. Помимо непосредственно психологии, у истоков оказалось сразу несколько научных дисциплин: искусственный интеллект (Джон Маккарти), лингвистика (Ноам Хомский), а также философия (Джерри А. Фодор).

На пике развития кибернетики и появления первых компьютеров, идея аналогии человеческого разума и вычислительной машины начала набирать силу и во многом заложила основные теории когнитивизма. Процесс мышления сравнивался с работой компьютера, который получает стимулы из окружающего мира и генерирует информацию, которая доступна для наблюдения.

Помимо символов, как результатов контакта разума с внешним миром, объектом исследований стали мыслительные образы (или представления). Таким образом, произошло разделение на «снаружи» (предметы, объекты, …) и «внутри» (представления). На вопрос, существует ли мир, когнитивная наука отвечает:

Воображение

Воображение – способность сознания генерировать новые образы, идеи, представления на основе усвоенных ранее знаний.

Воображение играет ключевую роль в таких процессах, как моделирование, планирование, творчество. Мир, в котором мы живем сейчас, – это результат работы воображения наших предков.

Специфика воображения как когнитивной функции заключается в переработке и осмыслении усвоенного ранее опыта. В этом плане воображение схоже с мышлением. Результатом обоих процессов является опережающее отражение. Но только с той разницей, что мышление оперирует понятиями и категориями, а воображение – образами.

Психологи выделяют 5 основных приемов воображения:

  1. Агглютинация. Или, говоря простыми словами, склеивание. Новый образ создается путем соединения двух или более существующих объектов. Например, кентавр – результат агглютинации человека и лошади.
  2. Гипербола, литота. Первое означает преувеличение, второе – уменьшение. Пример гиперболы – великан. Пример литоты – Мальчик-с-пальчик.
  3. Акцентуирование. Этот прием используется для выделения какой-то конкретной характеристики. Например, длинный нос у Буратино.
  4. Олицетворение. Суть приема в том, чтобы наделить неодушевленные предметы признаками живых существ. Без этого приема не обходится практически ни одна сказка.
  5. Типизация. Наделение образа признаками, типичными для целой группы схожих предметов или явлений.

Эти приемы мы можем использовать для тренировки воображения.

Воплощённая когнитивная наука

В начале XXI века в когнитивной науке развилось новое направление — воплощённая когнитивная наука (англ. embodied cognitive science). Её представители считают ошибочным подход традиционной когнитивной науки и философии сознания, который почти полностью игнорирует роль тела в деятельности сознания.

Восприятие

Восприятие – это совокупность психических процессов, которые отвечают за отражение в сознании образов предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Восприятие не стоит путать с ощущениями, ведь это более сложный процесс. В отличие от ощущений, которые отражают отдельные свойства предметов (холодный, горький, светлый), восприятие формирует целостный образ.

Восприятие по большей части процесс рефлекторный, а значит, происходит без участия сознания. Поэтому его принято считать самой простой когнитивной функцией. Но это ничуть не умаляет его важности. Именно восприятие добывает “пищу” для более сложных когнитивных функций. Дефекты восприятия накладывают серьезный отпечаток на работу всей психики и дееспособность человека.

Есть несколько условий, от которых зависит уровень развития восприятия:

  1. Активное движение. Для формирования пространственного восприятия необходима двигательная активность.
  2. Обратная связь. Для своевременной коррекции ошибок у человека должна быть возможность сравнить образ воспринимаемого предмета с самим предметом.
  3. Достаточное количество стимулов, поступающих извне. Сенсорный голод ведет к нарушениям восприятия.
  4. Разнообразие стимулов.

Во взрослом возрасте восприятие можно развивать с помощью тренировки органов чувств. Применяются упражнения как для тренировки каждого анализатора в отдельности, так и для всех в комплексе.

Гиперонимы

  1. способность

Значение

  1. филос., психол. связанный, соотносящийся по значению с существительным когниция или познание◆ В структуру когнитивного опыта включаются способы кодирования информации, понятийные психические структуры, «архетипичные» и семантические структуры. В. Н. Дружинин, «Психология общих способностей», 2007 г.
  2. спец.изучающийкогницию — процесс, с помощью которого происходит обработка информации нашим сознанием, опирающийся на понятие когниции ◆ В когнитивной лингвистике в качестве модельных конструктов выступают когнитивные структуры и процессы в сознании человека.

Избавление от вредных привычек

Алкоголь, табак, различные психотропные вещества негативно влияют на весь организм, но мозг страдает в первую очередь. Драгоценные нейроны, на которых держится работа всех когнитивных функций, погибают от воздействия этих веществ. Чем раньше вы сможете отказаться от них, тем больше у вас шансов сохранить ясность ума.

Информационный детокс

Познавательные способности нашего мозга ограничены. Если вы нагружаете их ненужной информацией, то на нужную может просто не хватить ресурсов. Это настоящая проблема в век развития интернета.

Из смартфонов, планшетов, компьютеров на человека льется непрерывный поток информации, качество которой, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Нам сообщают, что ел на обед наш сосед, в какой больнице брат друга нашей сестры лечит зубы, с кем в очередной раз поругалась Ольга Бузова и т. п. А ведь на усвоение всех этих “знаний” мозг тоже тратит энергию!

Если хотите поддерживать качество своих когнитивных способностей на высоком уровне, придется отказаться от потребления низкосортной информации. Пользуйтесь интернетом только по делу, сведите к минимуму зависание в соцсетях, откажитесь от просмотра телевизора. Это, пожалуй, лучший подарок, который вы можете сделать своему мозгу.

Как развить когнитивные функции мозга

Сегодня достаточно много известно об интеллекте как познавательной способности человека, но единой теории не существует. Ясно одно – измерить интеллект невозможно, зато можно протестировать и улучшить каждую из когнитивных сфер по отдельности. Более того, улучшение одной способности оказывает позитивное влияние на остальные.

Как развить память

Оказывается, память можно накачать специальными упражнениями, как мышцы в тренажерном зале. Вот 3 нескучных способа улучшить память без дополнительной нагрузки:

  • Больше смейтесь. Немного юмора в организме сократит уровень гормонов стресса, понизит давление, приведет в хорошее настроение. В итоге такая комбинация освежит способность запоминания.
  • Высыпайтесь. Во время сна образуются новые связи между нейронами, а информация переходит из кратковременной памяти в долговременную. В итоге полноценный сон поможет подготовиться к экзамену лучше ночной зубрежки.
  • Пишите от руки. Традиционный способ конспектирования развивает мелкую моторику. Кроме того перед конспектированием на бумаге мы мысленно структурируем материал, тренируем память. В итоге написанный от руки конспект оставляет в памяти больше материала, чем бездумно записанная лекция на планшетнике.

Концентрируйтесь. Внимание и память взаимосвязаны. Для запоминания нужна благоприятная обстановка, иначе полученная информация просто не дойдет до нужных отделов памяти. Поэтому выключите громкую музыку, телевизор, телефон и сосредоточьтесь на учебнике. Иначе никакая стратегия эффективного запоминания не поможет.

Повторяйте осмысленно. Повторение – классический способ усвоить материал. Но бессмысленная зубрежка дает мало пользы. Поэтому примените дополнительные усилия для закрепления: добавьте ритм, проговаривайте вслух, перескажите материал другому человеку своими словами.

Структурируйте. Деление на категории, группировка, выявление закономерностей, деление информации на группы с подгруппы – это создание прочного каркаса, на котором будут держаться знания. Главная цель структурирования – упростить информацию об основных элементах и придумать закономерности. Поэтому используйте мнемотехники или ментальные карты памяти Тони Бузана.

Дайте предыдущим мыслям или переживаниям перевариться. Не зря ведь существует выражение «делать на свежую голову». То есть начинать новое дело с утра, в бодром состоянии или после отдыха. Поэтому перед тем, как начать выполнять новую задачу, нужно провести 15-20 минут в покое и дать предыдущим размышлениям перевариться. Или чередовать работу мозга с физическими упражнениями.

Сосредоточьтесь на одной задаче. К сожалению, мультизадачность часто негативно отражается на концентрации. Одновременное выполнение нескольких процессов уменьшает эффективность каждого – когда мозг постоянно переключает фокус внимания, он быстро устает.

Избавьтесь от раздражителей. Так уж устроен наш мозг – он постоянно отвлекается на звуки, картинки, движение. Избавиться от всех невозможно, но от большинства точно получится. Поэтому перед работой отключите звук на телефоне, скайп, уведомления с почты.

Как улучшить когнитивные или познавательные процессы? советы и упражнения

Независимо от того, ищете ли вы упражнения для когнитивного развития детей или желаете улучшить собственные умственные процессы, мы дадим вам несколько общих рекомендаций как достичь желаемого. Наши когнитивные способности можно тренировать в любом возрасте.

Какие бывают когнитивные способности

Давайте подробно рассмотрим все когнитивные способности человека и разберемся, как их развивать.

Качественные и разнообразные стимулы

Когда вы расчистите эфир своего мозга от всякого шлака, нужно будет заполнить его полезной и качественной информацией. Порадуйте каждый свой чувственный анализатор. За визуальными стимулами отправляйтесь в картинную галерею, за слуховыми – на концерт классической музыки, за кинестетическими – на природу, за вкусовыми и обонятельными – на дегустацию экспериментальной кухни.

Читайте качественную литературу, приобщайтесь к театру, кинематографу, интересуйтесь наукой, общайтесь с умными и интересными людьми. Тогда у ваших когнитивных способностей всегда будет качественная пища для роста.

Когнитивизм — это современное направление в психологии

В психологии часто встречается такое понятие, как «когнитивизм».

Что же это такое? Что подразумевает этот термин?

Простыми словами о теории когнитивного диссонанса здесь.

Когнитивистика, когнитом и когнитивная этология

Человеческий мозг — главная область изучения науки познания, когнитивистики. При направленном изучении мозга были выделены некоторые его возможности, получившие название когнитивных. Это наивысшие функции мозга, благодаря которым человек считается личностью: связное, последовательное и логичное течение мыслей, осознание себя как индивидуальности, пространственная ориентировка, умение вычислять, понимать, говорить, рассуждать, делать выводы и направленно обучаться.

Халява, приди! Что такое халява и как ее получить?Вам будет интересно:Халява, приди! Что такое халява и как ее получить?

Чтобы четко обозначить совокупность познавательных умений человеческого мозга, Константин Владимирович Анохин (признанный российский нейробиолог) ввел в обиход термин «когнитóм». Концепция когнитóма называет проблему мозга междисциплинарной: биомедицинской, технологической и экзистенциальной.

Когнитивная графика

В графике метод, называемый когнитивным, — это все то, что искусственный интеллект использует в системах распознавания речи. Когнитивное преимущество компьютера над мозгом — подсказка или моментальное разрешение задачи, полученные при помощи когнитивной графики.

Когнитивная психология

Еще одна молодая область науки — это когнитивная психология. Гносеологические (познавательные) процессы человеческой психики в этом ответвлении от общего понятия когнитивистики — это области мозга, неразрывно связанные с вопросами запоминания и концентрации, чувств, логичности и связности мышления, изложения информации, ее усвоения.

Хотя основные положения когнитивной психологии были заложены задолго до появления кибернетики и любых сложных вычислительно-информационных машин, на нынешней ступени развития она почти полностью строится на параллели между обучаемостью человека и переносом информации в вычислительные устройства.

Когнитивные процессы в образовании: применение и примеры

В психологии умственные процессы анализируются с целью содействия в улучшении нашего качества жизни. Важно, чтобы мы учились развиваться и управлять собой с рождения. На занятиях мы сталкиваемся с различными видами деятельности, которые испытывают наши способности усваивать знания, слушать наших товарищей или решать непредвиденные задачи.

Как быть Леди:  Фазы конфликта - Управление персоналом

Когнитивные процессы при обучении

Существуют различные теории обучения. Однако, за исключением ряда защитников теории ассоциативного обучения, ни одна из них не игнориует умственные процессы. С другой стороны, при обучении ни один познавательный процесс не происходит независимо от других. Мы прилагаем усилие и используем все наши ресурсы, чтобы улучшить наши учебные навыки и достичь осмысленного обучения.

Когнитивные процессы при письме

Что касается умственных процессов, задействованных в письме, здесь происходит то же самое, что и при чтении. Мы должны игнорировать шумы, которые мешают нам писать, следить за тем, чтобы почерк был разборчивым, помнить о том, что мы написали ранее, следить за орфографией и т.д.

Кроме того, необходимо, чтобы мы должным образом планировали то, о чём мы намерены написать. Это выражение является слишком бытовым? Поймут ли другие то, что я хочу передать? Этот ноль похож на букву «о»?

Когнитивные процессы при чтении

Когда мы раскрываем книгу мы должны распознать буквы, не отвлекаться, вспомнить слова, которые мы читаем, соотнести прочитанное с тем, что мы узнали ранее и т.д.

Однако мы обрабатываем информацию по-разному в зависимости от того, хотим ли мы просто найти какой-то интересующий нас отрывок, готовимся ли мы к экзамену или просто хотим насладиться какой-либо историей.

Кто изучает когнитивные процессы?

Лингвистика, социология, неврология, антропология и философия — все эти науки изучают познавательные процессы. В психологии исследованием когнитивных процессов и способов их улучшения занимается когнитивная психология.

В шестидесятых годах прошлого столетия, благодаря исследователям из различных отраслей науки, произошла когнитивная революция, которая поспособствовала изучению этих процессов. В психологии умственные процессы очень глубоко изучаются. В настоящее время эти исследования находятся на подъеме: полученные знания применяются в психотерапии или маркетинге.

Например, техники нейрорисования очень помогают понять то, как мы обрабатываем информацию. В этой статье мы расскажем о том, как когнитивные процессы влияют на различные аспекты нашей жизни.

Литература

  • Лангаккер Р. У. Когнитивная грамматика. — М.: ИНИОН РАН, 1992. — 56 с.
  • Лакофф Дж. Когнитивное моделирование. Язык и интеллект. — М.: «Прогресс», 1996. — 416 с.
  • Краткий словарь когнитивных терминов. / Под общ. ред. Е. С. Кубряковой. — М.: Филол. ф-т МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. — 245 с.
  • Величковский Б. М. Когнитивная наука: основы психологии познания. В 2-х тт. — М. : Смысл : Издательский , 2006.
  • Бородай С. Ю. Язык и познание: введение в пострелятивизм. М.: ООО Садра, Языки славянских культур, 2020. 800 с.
  • Бородай С. Ю. Язык и познание: пострелятивистская исследовательская программа // Вопросы языкознания. 4. 2020. С. 106-136.
  • Когнитивная наука и интеллектуальные технологии: Реф. сб. АН СССР. — М.: Ин-т науч. информ. по обществ. наукам, 1991. — 228 с.
  • Деннет Д. Онтологическая проблема сознания / Пер. с англ. А. Л. Блинова // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология) / Сост. Грязнов А. Ф. — М.: ДИК «Прогресс-Традиция», 1998. — С. 361—375.
  • Churchland, P. S. (1986) Neurophilosophy: Towards a Unified Theory of Mind Brain, Cambridge, Massachusetts, Bradford Books/MIT Press
  • Fodor, Jerry (1998). Concepts: Where Cognitive Science Went Wrong. New York: Oxford University Press
  • Jackendoff, R. (1987) Consciousness and the Computational Mind, Cambridge, Massachusetts, Bradford Books/MIT Press
  • Pinker, S. (1997). How the Mind Works. presented at the New York, New York: W. W. Norton & Company
  • Varela, F., Thompson, E. and E. Rosch (1991) The Embodied Mind: Cognitive Science and Human Experience, Cambridge, MA: MIT Press

Морфологические и синтаксические свойства

ког-ни-ти́в-ный

Прилагательное, качественное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a. Сравнительная степень — когнити́внее, когнити́вней.

Корень: -когнит-; суффикс: -ивн; окончание: -ый.

Мышление

Мышление – высшая ступень человеческого познания. На этом уровне происходит формирование связей между объектами, их классификация, систематизация, выделение свойств. С помощью мышления человек получает знания, которые невозможно получить при помощи органов чувств.

Мышление – сложный психический процесс. На его формирование уходят годы. Выделяют несколько стадий развития мышления:

  1. Наглядно-действенное мышление характерно для детей до 3 лет. Оно работает непосредственно во время взаимодействия с предметами: ребенок учится собирать пирамидку, сортировать игрушки по форме и т. п.
  2. Наглядно-образное мышление преобладает в возрасте от 3 до 7 лет. В этот период ребенок способен оперировать образами предметов для решения задач без непосредственного контакта с самими предметами. Например, представить, что будет делать изображенный на картине человек.
  3. Словесно-логическое (абстрактное) мышление – высшая ступень развития мышления. Оно функционирует на базе языка и отвечает за использование абстрактных понятий и логических конструкций, т. е. того, для чего не существует материального выражения.

Примечательно то, что процесс развития мышления у каждого отдельного человека повторяет процесс эволюции мышления у человечества в целом. У первобытных людей сначала зародилось наглядно-действенное мышление, затем оно эволюционировало в наглядно-образное и уже после оформилось в абстрактное.

Мышление требует от человека постоянного развития. Если этого не происходит, то оно начинает деградировать. Для тренировки мышления можно использовать логические и математические задачи, кроссворды, специальные упражнения и тренажеры. Все это есть в нашей статье о том, как развить мышление.

Несколько определений для примера

Что означает слово &#171,когнитивный&#187,?

Под когнитивным стилем понимают относительно устойчивые индивидуальные характеристики того, как у различных людей проходит процесс мышления и понимания, как они воспринимают, обрабатывают информацию и запоминают ее, а также способ решения задач или проблем, который выбирает индивид.

В данном видео разбираются когнитивные стили:

Что представляет собой когнитивное поведение?

Когнитивное поведение человека представляют собой мысли и представление, присущие в большей степени именно данному индивиду.

Это поведенческие реакции, возникающие на некую ситуацию после обработки и упорядочивания информации.

Когнитивный компонент &ndash, это совокупность различных установок по отношению к самому себе. В него входят следующие элементы:

  • представление о самом себе,
  • самооценка, то есть оценка этого представления, которая может иметь различный эмоциональный окрас,
  • потенциальная поведенческая реакция, то есть возможное поведение, основанное на представлении о себе и самооценке.

Под когнитивной моделью понимают теоретическую модель, которая описывает структуру знаний, связь между понятиями, показателями, факторами, наблюдениями, а также отражает как поступает, хранится и используется информация.

Иными словами, это абстракция психологического процесса, воспроизводящая ключевые моменты по мнению данного исследователя, для его исследования.

В ролике наглядно демонстрируется классическая когнитивная модель:

Когнитивное восприятие &ndash, это посредник между произошедшим событием и вашим восприятием его.

Такое восприятие называют одним из самых эффективных способов борьбы с психологическим напряжением. То есть это ваша оценка события, реакция мозга на него и формирование осмысленной поведенческой реакции.

Явление, при котором ограничивается возможность индивида усваивать и осмысливать происходящее из внешней среды, называется когнитивной депривацией. К ней относят дефицит информации, ее изменчивость или хаотичность, отсутствие упорядоченности.

Из-за нее возникают препятствия для продуктивных поведенческих реакций в окружающем мире.

Так, в профессиональной деятельности когнитивная депривация может привести к ошибкам и мешает принятию эффективных решений. А в повседневной жизни может стать результатом ложных выводов относительно окружающих индивидов или событий.

Эмпатия &ndash, это способность сопереживать человеку, понять чувства, мысли, цели и стремления другого индивида.

Она подразделяется на эмоциональную и когнитивную.

И если первая базируется на эмоциях, то вторая основана на интеллектуальных процессах, разуме.

К самым сложным видам научения относят когнитивное.

Благодаря нему формируется функциональная структура среды, то есть извлекаются взаимосвязи между ее компонентами, после чего полученные результаты переносятся на реальную действительность.

К когнитивному научению относится наблюдение, рассудочная и психонервная деятельность.

Под когнитивным аппаратом понимают внутренние ресурсы познания, благодаря которым образуются интеллектуальные структуры, строй мышления.

Когнитивная гибкость представляет собой способность мозга плавно переходить от одной мысли к другой, а также обдумывать сразу несколько вещей в одно и то же время.

Также сюда относят возможность адаптировать поведенческие реакции к новым или неожиданным ситуациям. Когнитивная гибкость имеет большое значение при обучении и решении сложных задач.

Она позволяет получать информацию из окружающей среды, следить за ее изменчивостью и корректировать поведение в соответствии с новыми требованиями ситуации.

Когнитивная составляющая обычно тесно связана с &laquo,я&raquo,-концепцией.

Это представление индивида о себе и набор неких характеристик, которыми, по его мнению, он обладает.

Эти убеждения могут иметь различную значимость и меняться со временем. Когнитивная составляющая может базироваться как на объективных знаниях, так и на каком-либо субъективном мнении.

Под когнитивными свойствами понимают такие свойства, которые характеризуют способности, имеющиеся у индивида, а также деятельность познавательных процессов.

Когнитивные факторы имеет важную роль для нашего психического состояния.

К ним относят способность анализировать собственное состояние и факторы внешней среды, давать оценку прошлому опыту и делать прогнозы на будущее, определять соотношение имеющихся потребностей и уровня их удовлетворенности, контролировать текущее состояние и ситуацию.

Общие рекомендации для развития когнитивных способностей

Мы рассмотрели каждую когнитивную функцию в отдельности. Теперь давайте поговорим об универсальных способах их развития.

Прежде чем вы начнете активно заниматься умственной прокачкой, советую пройти тесты на оценку когнитивных способностей. Так вы сможете отслеживать прогресс.

Определение

Когнитивные способности – совокупность мозговых процессов, участвующих в познании окружающего мира. С помощью них мы воспринимаем, обрабатываем, сортируем, запоминаем, храним и воспроизводим информацию.

К когнитивным способностям относятся:

  • восприятие,
  • внимание,
  • память,
  • мышление,
  • речь,
  • воображение.

Это те психические процессы, которые помогают эффективно взаимодействовать с информацией, поступающей от органов чувств. Все они тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Если какой-то процесс хромает, то его функцию частично берут на себя другие. Таким образом воплощается принцип гибкости и компенсаторности психики.

Когда мы характеризуем человека как “умного”, мы высоко оцениваем именно его когнитивные способности.

Наследственность и врожденные особенности влияют на качество когнитивных функций. Но в гораздо меньшей степени, чем было принято считать раньше. Первостепенную роль играет целенаправленная работа человека по их развитию.

Это значит, что человек, который обладает средними врожденными способностями, но при этом регулярно тренирует свои когнитивные функции, вскоре обгонит того, кто от природы одарен, но никак не развивает свои задатки.

Память

Какой город является столицей Франции? Кто был вашим лучшим другом в школе? Как играть на флейте? Наша память имеет ответы на эти и множество других вопросов. Она позволяет нам шифровать получаемые из внешней среды данные, хранить их и в дальнейшем восстанавливать.

Мы обладаем различными видами памяти, например, сенсорная память, кратковременная память, рабочая память, семантическая память, автобиографическая память и т.д. Эти виды памяти взаимодействуют между собой, но не все зависят от одних и тех же частей мозга.

Как быть Леди:  Раздел IV. Страсть гнева, состояние агрессии и их преодоление, Преодоление страсти аскетическими и психологическими методами - Л.Ф. Шеховцова
Procesos cognitivos: Inferiores y superiores
Когнитивные процессы: низшие или базовые и высшие или сложные

Полноценный здоровый сон

Мозг страдает от недосыпа сильнее других органов и систем. Качество работы всех его функций ухудшается. Поэтому не стоит пренебрегать этим жизненно важным занятием.

Оказывается, спать тоже нужно уметь правильно. Вот вам несколько советов, которые помогут наладить режим и качество сна:

  1. Спите по 7–9 часов в сутки.
  2. Ложитесь спать не позже 22.00.
  3. За 2 часа до сна исключите физические нагрузки, обильную пищу, телевизор и компьютерные игры.
  4. Правильно организуйте пространство для сна. Комната должна быть хорошо проветренной, аккуратно убранной, без лишних отвлекающих стимулов.

Правильное питание

В основе всех когнитивных функций, несмотря на их нематериальную природу, лежат органические процессы. Для бесперебойной работы мозгу требуются все необходимые питательные вещества. Их недостаток может привести к сбоям, снижению работоспособности, повышению количества ошибок.

Позаботьтесь о том, чтобы ваш рацион был сбалансирован и богат витаминами и минералами. Следите за соотношением белков, жиров и углеводов. Не злоупотребляйте жирной, сладкой, мучной пищей.

Добавьте в рацион продукты, которые благотворно влияют на умственную деятельность:

  • красную рыбу и морепродукты;
  • грецкие орехи, семечки;
  • зелень: укроп, петрушку, листья салата, шпинат;
  • горький шоколад;
  • яйца.

Примечания

  1. Adapted from Miller, George A (2003). «The cognitive revolution: a historical perspective». Trends in Cognitive Sciences7
    .
  2. И. П. Меркулов.
    Когнитивная Наука // Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Составление и общая редакция. И. Т. Касавин. — Москва: «Канон » РООИ «Реабилитация», 2009. — С. 364-365. — 1248 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-88373-089-3.
  3. Антти Ревонсуо.
    Глава 2. Исторические основы науки о сознании // Психология сознания / Перевод: А. Стативка, З. С. Замчук. — Санкт-Петербург: Питер, 2021. — С. 89-90. — 336 с. — (Мастера психологии). — ISBN 978-5-459-01116-6.
  4. Adriana Alcaraz.
    Cognitive.cat
    (неопр.)
    (недоступная ссылка).
    Cognitive.cat
    . Cognitive.cat (25.08.2021). Дата обращения 30 октября 2020. Архивировано 4 марта 2020 года.
  5. Embodied Cognition // The Stanford Encyclopedia of Philosophy / Robert A. Wilson and Lucia Foglia

Психолингвистика как ответвление когнитивной психологии

Язык, рассудок и ум, их взаимосвязь и вытекающие из этого операции — область, которую исследует актуальная психолингвистика.

Прочная основа, на которой она стоит, — это когнитивная психология. Ее заключения также полезны в других разделах психологии.

Психолингвистика как область языковедения описывает речевые сообщения, извлечение их смысла, речевую деятельность (как в отрыве от мыслительных функций, так и в тесной взаимосвязи с ними), анализ прогресса речи, связанного с формированием личности.

Источник

Расшифровка термина

Когнитивизм &ndash, это направление в психологии, согласно которому индивиды не просто механически реагируют на события извне или внутренние факторы, а используют для этого силу разума.

Его теоретический подход состоит в том, чтобы понять каким образом устроено мышление, как происходит расшифровка поступающей информации и как она организовывается для принятия решений или выполнения повседневных задач.

Исследования связаны с познавательной деятельностью человека, а в основе когнитивизма стоит умственная деятельность, а не поведенческие реакции.

Когнитивность , что это простыми словами? Когнитивность — термин, обозначающий способность человека к умственному восприятию и переработке внешней информации.

Синонимы

  1. познаваемый, частичн.: интеллектуальный
  2. частичн.: познавательный

Снижение уровня стресса

От психоэмоционального напряжения страдает вся когнитивная сфера личности. Это обусловлено тем, что при стрессе в мозге формируется доминанта, которая гасит остальные очаги возбуждения. Все внимание забирает на себя стрессовая ситуация.

На биохимическом уровне стресс характеризуется выбросом гормонов, отвечающих за мобилизацию организма для борьбы с опасностью. Это очень энергозатратное состояние, которое быстро истощает все резервы.

Вы должны тщательно следить за своей психической гигиеной и стремиться избегать сильных стрессов, если хотите поддерживать когнитивную активность на высоком уровне. В этом вам помогут регулярные медитации, занятия йогой, аутогенная тренировка, позитивное мышление.

Социальная когниция

СОЦИАЛЬНАЯ КОГНИЦИЯ (social cognition) – в социальной психологии определяется как совокупность процессов, нацеленных на кодирование, декодирование, хранение и обработку информации о людях как членах социума, об их деятельности и поведении, а также как знания, формирующиеся в результате данного процесса.

Социальная когниция — это также название соответствующей дисциплины внутри психологии, которая изучает когнитивные основания социальных явленийОбщая задача социальной психологии как отдельной дисциплины состоит в том, чтобы изучать социальные феномены с учетом «роли когнитивных процессов (например, внимания, кодирования, организации и хранения знаний, памяти и пр.

) как посредников между социальным познанием и деятельностью» .

Теория социальной когниции дает выход в довольно широкий круг «поведенческих» тем: от эмоций, норм, стереотипов и предубеждений, мотивирующих поступки человека, до типовых сценариев и стратегий общения в разных социальных ситуациях.

Важное место занимает изучение таких процессов и механизмов обработки и организации социальной информации, как категоризация, оценка, распределение внимания, которые служат ключом к пониманию того, как человек интерпретирует те или иные события из жизни социума.

В теории С. К. когнитивные процессы и структуры социального знания изучаются, главным образом, с нескольких точек зрения:

  • как с помощью когнитивных процессов обрабатываются внешние социальные стимулы, связанные с отношениями между группами людей и социальными структурами (см., например, труды Дж. Брунера и Дж. Аллпорта о предубеждениях и стереотипизации);
  • как накапливаются и развиваются социальные знания, умения и навыки, такие как общение, игра, борьба за власть, принятие социальной роли, научение и пр., в течение жизни человека, особенно в детском возрасте (см. восходящие к идеям Л. Выготского и Ж. Пиаже труды по психологии социального развития Т. Слама-Казаку, Х. Веллмана и др.);
  • какая существует связь между уровнем развития мышления и интеллекта и определенными когнитивными механизмами. Например, устанавливается корреляция между тремя типами интеллекта – физическим, абстрактным и социальным (по Э. Торндайку), и способами построения точки зрения (перспективы) – такими как применение силы, использование власти, убеждение, сотрудничество, синтез точек зрения

В последние годы понятие С. К. все чаще встречается в работах лингвистов-когнитологов. Данный термин, указывающий как на социальное познание (т. е. процесс освоения действительности), так и на социальное знание (т. е. результат этого процесса), встречается в трудах Т. ван Дейка, Т. Гивона, Д. Гираэртса, Н. Н. Болдырева, В. И.

Карасика и некоторых других отечественных и зарубежных когнитологов. Данные работы послужили основной для формирования социокогнитивной лингвистики (когнитивной социолингвистики), опирающейся на когнитивные методы анализа языкового материала – от слов до текстов. Эффективность лингвистического анализа С. К.

связана с тем, что, как показывают многочисленные исследования (в том числе экспериментальные), начиная с раннего возраста человека, язык служит средством формирования, закрепления и развития социальных структур знаний как в долгосрочном, так и в текущем режиме.

В частности, в показывается влияние усвоения числительных на родном и иностранном языках на оперирование категорией числа. Так, у взрослых субординативных билингвов запоминание средних точных чисел находится в большей зависимости от степени владения языком, чем запоминание малых точных и больших приблизительных чисел.

Аналогичная картина наблюдалась у детей от 2 до 3,5 лет при выполнении заданий со счетом на родном языке.

Следовательно, выбор говорящими тех или иных языковых выражений в дискурсе, указывает не только на наиболее значимые структуры социального знания в долговременной памяти носителей социокультуры, но и на релевантность данных структур для текущего осмысления тех или иных событий и объектов, в том числе не имеющих прямого отношения к социальной организации общества.

Рекомендуемая литература

  1. Болдырев Н. Н. Оценочные категории как форма знания // Когнитивные исследования языка. – Вып. III. Типы знаний и проблема их классификации: Сб. науч. тр. – М.–Тамбов: ТГУ, 2008. – С. 25–37.
  2. Ирисханова О. К. Социокогнитивная лингвистика: структуры социальных знаний и проблемы их описания // Вопросы когнитивной лингвистики. – № 4. – 2021. – С. 5–17.
  3. Карасик В.И. Языковое проявление личности. – Волгоград: «Парадигма», 2021. – 450 с.
  4. Dijk T. van. Discourse and Context: A Sociocognitive Approach. – Cambridge: Cambridge University Press, 2008. – 267 p.
  5. Geeraerts D. Cultural models of linguistic standardization // Cognitive models in language and thought: ideology, metaphor and meanings. – Berlin: Mouton de Gruyter, 2003. – P. 25–68.
  6. Givón T. Context as other minds: the pragmatics of sociality, cognition and communication. – Amsterdam: John Benjamins, 2005. – 283 p.
  7. Houdé O., Kayser D. (ed.). Dictionary of Cognitive Science: Neuroscience, Psychology, Artificial Intelligence, Linguistics, and Philosophy. – Amsterdam: Routledge, 2003. – 416 p.
  8. Lambert A. J., Chasteen L. A. Social cognition // A Companion to Cognitive Science / Ed. W. Bechtel, G. Graham. – Oxford: Blackwell, 1998. – P. 306–313.
  9. Selman R. L. The development of interpersonal competence // Developmental Review, 1. – 1981. – P. 401–422.
  10. Spelke E. What makes us smart? Core knowledge and natural language // Language in mind: advances in the study of language and thought / ed. D. Gentner, S. Goldin-Meadow. – Cambridge, Mass: MIT Press, 2003. – P. 277–311.

О. Ирисханова

Тренажеры для развития когнитивных способностей

В интернете можно найти множество готовых сервисов для тренировки когнитивных функций. Давайте рассмотрим несколько самых популярных на сегодняшний день.

Ум или интеллект

Что такое ум или интеллект? Это совокупность способностей, позволяющих нам решать различные задачи. Сейчас очень популярна теория множественного интеллекта Гарднера. Гарднер утверждает, что единого вида интеллекта не существует, и что предпочтительнее использовать различные способности в зависимости от ситуации и сферы деятельности.

Внутриличностный, лингвистческий, логико-математический, музыкальный интеллект — примеры этого высшего когнитивного процесса. В настоящее время также подчёркивается важность эмоциального интеллекта, так необходимого нам для того, чтобы справляться в повседневными ситуациями.

Существуют совершенно определённые признаки, характеризующие умных людей. Тем не менее, есть и специальные стратегии для развития интеллекта. Этот высший мозговой процесс не является статичным и не может быть ограничен только результатом, полученным в тесте на измерение интеллектуального коэффициента.

Этимология

Происходит от прил. когнитивный, далее из лат. cognitio «познавание, узнавание», далее из cognoscere «познавать, узнавать», далее из cum (варианты co-, com-, con-) «с, вместе» gnoscere (noscere) «познавать, знакомиться», из праиндоевр. *gno- «знать».

Заключение

Теперь вы знаете, что такое когнитивные способности и для чего нужно их развивать. Каждый человек может стать умнее, независимо от возраста и исходных данных. Улучшив внимание, память, мышление, воображение вы сможете повысить эффективность во всех сферах жизни.

Делитесь впечатлениями о статье в комментариях и заходите к нам еще!

До новых встреч.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий