Ханжество — что это такое, значение слова, характеристика ханжи

Ханжество - что это такое, значение слова, характеристика ханжи Женщине
Содержание
  1. Несколько известных женщин-ученых, работавших под началом ханта, публично выступили в его защиту. но спасти ханта не могли ни правда, ни его высокое положение.
  2. Судья постановил, что физика-еврея могли оскорбить слова о том, что он обязан своим успехом национальной принадлежности, а не своим способностям и тяжкому труду. однако, так как еврейские корни и тяжкий труд не исключают друг друга — более того, успех в любой области недостижим без тяжкого труда, — никто не стал бы приписывать чьи-либо научные достижения еврейским корням.
  3. Может быть интересно
  4. Мы живем в век ханжества. я не утверждаю, что это первый подобный век в истории, однако на моей памяти никогда прежде не было так важно иметь «правильные» взгляды и не выражать «неправильные», если вы не хотите столкнуться с публичным поношением.
  5. Основные характеристики ханжества
  6. Почему ханжество — начало тоталитаризма?
  7. Что такое ханжество
  8. В мире, где правил бы этот судья, были бы запрещены любые обобщения о людях, даже обобщения вроде «голландцы — самые высокие люди в мире». и не имеет значения, правдивы они или нет. тот факт, что евреи умны, подтверждается количеством полученных ими нобелевских премий. а тот факт, что немцы — хорошие инженеры, подтверждается производимыми ими машинами. но факты не имеют значения. только «правильные» мнения имеют право на существование.
  9. Без лицемерия не было бы сплетен, а без сплетен не было бы литературы. хоть и большинство конкретных случаев лицемерия заслуживает осуждения, само по себе лицемерие — такая же неотъемлемая часть человеческой жизни, как любовь или смех.
  10. В чем разница между ханжеством и лицемерием?
  11. Даже в личных беседах страшно говорить открыто: ведь кто-то всегда может на вас донести. как хорошо знают те, кто жил при советском и нацистском режимах, доносы — одна из немногих радостей тоталитаризма.
  12. Как выглядит ханжеское общество
  13. Как ханжество убивает науку
  14. Как общаться с ханжой
  15. Кто такие ханжи?
  16. Может быть интересно
  17. Примеры употребления. цитаты из литературы
  18. Примечания
  19. Проблема ханжества
  20. Психология ханжества
  21. Пустосвятство
  22. Синонимы к слову ханжа
  23. Ссылки
  24. Ханжество в литературе
  25. Ханжество поражает разум человека, лишает его способности понимать чужую точку зрения и признавать факты, которые не вписываются в его картину мира. следовательно, ханжество по своей сути враждебно терпимости. оно порождает однообразие, одновременно искореняя тонкие оттенки смысла и иронию.
  26. Чем отличается ханжество от лицемерия
Как быть Леди:  Когнитивная гибкость — залог успеха во всем. Как развить мозг с помощью науки? — Блог Викиум

Несколько известных женщин-ученых, работавших под началом ханта, публично выступили в его защиту. но спасти ханта не могли ни правда, ни его высокое положение.

Университетский колледж Лондона сделал заявление в лучших традициях Урии Хипа: «Университетский колледж Лондона первым в Англии начал принимать женщин-студентов наравне с мужчинами. Мы считаем, что данный исход (отставка Ханта) соответствует нашей приверженности идее гендерного равенства».

Хант и его жена вынуждены были переехать в Японию. Похоже, что в Англии достаточно места для беспринципных аппаратчиков-ханжей, но не для ученых-нобелиатов, сделавших пару относительно безобидных замечаний. Бедный Тим Хант. Возмущения одной посредственности было достаточно, чтобы разрушить карьеру этого выдающегося человека.

Судья постановил, что физика-еврея могли оскорбить слова о том, что он обязан своим успехом национальной принадлежности, а не своим способностям и тяжкому труду. однако, так как еврейские корни и тяжкий труд не исключают друг друга — более того, успех в любой области недостижим без тяжкого труда, — никто не стал бы приписывать чьи-либо научные достижения еврейским корням.

По словам судьи, положительный стереотип — а он не отрицал, что стереотип был положительным, — все равно потенциально оскорбителен.

Обратите внимание на повторное употребление слова «потенциально». Потенциально такое употребление слова «потенциально» может привести к тоталитаризму, ведь получается, что наказать человека можно, даже если он не причинил никакого вреда. На ум сразу приходит «Процесс» Кафки:

«Кто-то, по-видимому, оклеветал Йозефа К., потому что, не сделав ничего дурного, он попал под арест».

По мнению этого судьи, одного факта, что те или иные слова кого-то обижают, достаточно, чтобы привлечь произнесшего их к ответственности. То есть теперь для того, чтобы быть признанным жертвой угроз, травли или оскорблений, достаточно просто сказать, что вы чувствуете себя жертвой.

Может быть интересно

Изображая жертву: почему борьба с харассментом приводит к эскалации насилия

В своей последней атаке на свободу слова этот величайший судья со времен Понтия Пилата сказал, что слова Ламонби могли оскорбить кого угодно и тот говорил о вещах, которые «его не касаются». Судья, видимо, не подумал, что, если бы людей увольняли за то, что они говорят о вещах, которые их не касаются, уровень безработицы в мире вырос бы до 100%.

Мы живем в век ханжества. я не утверждаю, что это первый подобный век в истории, однако на моей памяти никогда прежде не было так важно иметь «правильные» взгляды и не выражать «неправильные», если вы не хотите столкнуться с публичным поношением.

Что еще хуже, от людей требуют публично соглашаться с откровенно ложными утверждениями, а нежелание это делать становится не менее тяжким грехом, чем выражение запрещенных взглядов. Каждый должен вносить вклад в коллективное ханжество — иначе не поздоровится.

Ханжество торжествует всякий раз, когда люди получают наказание либо за выражение взглядов, противоречащих недавно установленным ортодоксальным принципам, либо за отказ следовать этим ортодоксальным принципам. Даже люди, которые понимают, что «ханжествуют», со временем начинают верить в истинность своих слов, ведь никто не хочет думать, что он высказывает определенное мнение из-за своего конформизма и малодушия или из страха нанести ущерб своей репутации. Так, ханжество очень быстро распространяется в обществе, и его едва ли можно победить.

Основные характеристики ханжества

Основные характеристики ханжества:

Ханжество может быть сознательным (лицемерным) и бессознательным (неосознанным). Ханжество в форме сознательного лицемерия проявляется в своего рода «ношении маски» высокоморальной личности при явном осознанном несоответствии реального морального облика «маске» праведника.

Ханжество в неосознанном виде может быть своего рода ложью самому себе, не вполне осознанным стремлением выделиться, завоевать доверие или уважение[2].
В речеповеденческой сфере ханжа использует все резервы лжи, демагогии, софистики; в частности, активно используются расплывчатые понятия («нравственность», «духовность», «справедливость», «честность», «благородство», «гуманизм», «помощь», «принципиальность» и под.).

Размытость семантики этих слов позволяет делать широкие и неверифицируемые заявления о наличии/отсутствии тех или иных качеств как у себя, так и у окружающих. Ещё одна особенность — обильное использование оценочных суждений, особенно эмоционально выраженных, которые призваны заблокировать у слушателей стремление подвергнуть рациональной проверке обоснованность этих оценок.

Попытка такую проверку предпринять провоцирует у ханжи обычно вполне театральную реакцию гнева, возмущения, негодования и тому подобного. Все это делает дискуссии с ханжой заведомо бесперспективными, противостояние мыслимо не в сфере слов, а в области изобличающих ханжу фактов.[источник не указан 362 дня]

Почему ханжество — начало тоталитаризма?

Один случай погоды не делает, но их, к сожалению, много. Взять, к примеру, Жермен Грир и Джоан Роулинг, которые подверглись травле за свои слова о том, что операция по смене пола еще не делает мужчину женщиной. Богатство и слава защитили обеих женщин от последствий их опрометчивых заявлений, хотя Роулинг всё же пришлось несколько неприятных замечаний от актеров и актрис, которые обязаны ей своей карьерой.

Намного труднее приходится тем, кто не богат и не знаменит. Страх стать жертвой армии ханжей в твиттере вынуждает людей фильтровать каждое слово.

Что такое ханжество

Характеристика ханжи включает особый набор характерологических особенностей и убеждений, проявляющийся на сознательном или неосознанном уровне. В случае осознавания человек намеренно использует маску благочестия, позволяющую критиковать других или оставить свою репутацию не задетой, а то же время подобная позиция дает множество манипулятивных возможностей относительно поведения других.

Неосознанное ханжество строится на самообмане, а возможно и психологической травме, основной смысл которой сводится к запрету быть собой. Признание своих теневых сторон, недостатков, несоответствия нормам, возлагающимся церковью или семьей, могут быть доступны не каждому. На сознательном уровне человек декларирует истины о добре, а на факте в деятельности совершает противоположное.

Любой вид ханжеского поведения не терпит проверки и относится к этому довольно агрессивно – человек не может допустить того, чтобы в его благочестии засомневались окружающие, а тем более изменили его модель самовосприятия. Но вместе с тем ханжи способны на демонстративные покаяния, разоблачения своих плохих поступков, что в итоге создает им только более святой имидж.

Психологически данная характерологическая черта возникла, как защитная психологическая реакция, чтобы как-то противостоять морально-этическим нормам социума. Чаще все мы имеем те или иные недостатки, а вот идеальное выполнение всех морально-этических требований ведет к психопатологии.

Возникает данная черта только в случаях, когда человек сам переступил общий или свой личный закон, тогда чтобы избежать собственного порицания может включиться порицание других. Самыми ярыми проповедниками становятся бывшие преступники, а самыми благочестиво-ханжескими дамами те, кто ранее вел достаточно половой распущенный образ жизни.

Ханжество это всегда про несоответствие слов делу, формы содержанию, видимого поведения невидимым мотивам. Морали у данного человека нет, в зависимости от ситуации он будет проявлять себя различным образом. Ханжи стремятся навязать свое благочестивое мнение, используя директивные и жестокие приемы, а цель всего этого – обезопасить себя.

Навязанные идеализации не губительны для самого ханжи, ведь он не живет по данным принципам, но они могут стать губительными для общества, а особенно детской психики, формируемой в таких условиях. Невозможность принять свои недостатки, постоянное осуждение и постановка невыполнимых условий делает жертву ханжи вечно должным, несчастным, неправым – от таких переживаний спустя короткое время рушится самооценка, а потом и вся личность.

В мире, где правил бы этот судья, были бы запрещены любые обобщения о людях, даже обобщения вроде «голландцы — самые высокие люди в мире». и не имеет значения, правдивы они или нет. тот факт, что евреи умны, подтверждается количеством полученных ими нобелевских премий. а тот факт, что немцы — хорошие инженеры, подтверждается производимыми ими машинами. но факты не имеют значения. только «правильные» мнения имеют право на существование.

Женщина, которая донесла на Ламонби; вице-канцлер университета; комиссия, которая постановила, что долг университета — защитить своих студентов разных национальностей от «потенциальных проявлений расизма»; судья, отклонивший апелляцию Ламонби, — все они ханжи. Почему они так поступили? Мне кажется, ответ очевиден: расизм.

Слова Ламонби так разозлили их потому, что если то, что он сказал, — правда, то остальные люди должны быть менее умными и менее способными к инженерному делу. Ведь в глубине души они боятся признать причины неравенства результатов. Вот почему они не хотят жить в обществе, в котором каждый должен сам найти свою нишу. Ханжество, помимо прочего, — это защита от неприятных нам мыслей.

Без лицемерия не было бы сплетен, а без сплетен не было бы литературы. хоть и большинство конкретных случаев лицемерия заслуживает осуждения, само по себе лицемерие — такая же неотъемлемая часть человеческой жизни, как любовь или смех.

Следует помнить о словах Ларошфуко:

«Лицемерие — это дань уважения, которую порок платит добродетели».

Единственный способ искоренить лицемерие — это отказаться от каких бы то ни было нравственных норм.

Ханжество более разрушительно, чем лицемерие, не только потому, что его труднее разоблачить, но и потому, что ханжа вместе с другими обманывает и себя самого.

Ханжество — это публичное возмущение по поводу какой-либо точки зрения, ставящей под сомнение определенный моральный принцип, — но оно не является искренним и скрывает отсутствие уверенности в отстаиваемом принципе. Сэмюэл Джонсон определил ханжество как «жалкое притязание на добродетель, выраженное формальным и аффектированным тоном».

В чем разница между ханжеством и лицемерием?

Ханжество намного хуже, чем лицемерие.

Лицемерие — это просто неспособность поступать в соответствии с собственными моральными идеалами, и большинство из нас — лицемеры.

Жизнь в обществе, состоящем из людей, которые неуклонно придерживаются своих моральных принципов, была бы невыносимой, даже если бы принципы у всех были одинаковыми. Во-первых, никакое количество принципов не может охватить весь спектр возможных жизненных ситуаций.

Даже в личных беседах страшно говорить открыто: ведь кто-то всегда может на вас донести. как хорошо знают те, кто жил при советском и нацистском режимах, доносы — одна из немногих радостей тоталитаризма.

Семидесятитрехлетний преподаватель инженерного дела из Саутгемптона Стивен Ламонби был уволен после разговора со своей начальницей Джанет Бонар в кафетерии университета. В ходе беседы Ламонби сказал, что евреи — самые умные люди в мире, а немцы — хорошие инженеры. Бонар настолько возмущена, что начала кричать, а позже пожаловалась на него руководству.

В ходе слушаний в университете вице-канцлер Джули Холл выразила сожаление, что Ламонби не понял, что его слова были оскорбительны, и его уволили за «злостно неправомерное поведение», Обратите внимание: злостно неправомерное, а не просто неправомерное поведение. По словам Бонар, она была «обеспокоена» тем, что студентов учил человек с подобными «расистскими взглядами».

Судья, отклонивший апелляцию Ламонби, сказал: «Я считаю потенциальным проявлением расизма приписывание определенных качеств национальностям, расам, этническим или религиозных объединениям». Он отверг возражения Ламонби о том, что упомянутые им стереотипы были положительными.

Как выглядит ханжеское общество

Ханжество распространяется, как зараза, и порождает атмосферу, в которой люди боятся называть вещи своими именами. Как следствие, появляются плохие, смехотворные, а иногда и откровенно вредные законы.

Как ханжество убивает науку

Ханжество разлагает институты изнутри. Показателен случай Тимоти Ханта — лауреата Нобелевской премии по медицине. В 2021 году в Южной Корее на приеме для научных журналистов, преимущественно женщин, его попросили произнести тост. Он сказал:

«Я расскажу вам о моих проблемах с девушками-учеными. Когда они работают в лаборатории, происходят три вещи: вы влюбляетесь в них, они влюбляются в вас, и, когда вы критикуете их, они плачут. Может быть, нам нужны отдельные лаборатории для мужчин и женщин?»

Одна из присутствующих, Конни Сент Луис (не научный журналист, а преподаватель научной журналистики из Лондона), позже написала в твиттере, что сексистские замечания Ханта испортили вечер. Очень скоро в сети поднялась волна возмущения, и на Ханта полились потоки грязи.

Затем, к удивлению недоброжелателей Ханта, оказалось, что женщина, из-за которой начался весь этот скандал, имела привычку преувеличивать, а ее единственным реальным достижением было настойчивое самопродвижение — довольно распространенный тип людей в современных университетах.

По словам нескольких свидетелей, Хант начал свою речь так:

«Я говорю о роли женщин в науке. Я отдаю дань уважения женщинам-ученым, которых знаю лично. И вот теперь я отмечаю вклад научных журналистов-женщин. Удивительно, что такого монстра, как я, пригласили выступить перед женщинами-учеными».

Любой человек с развитым интеллектом заметил бы иронию в словах Ханта. А вот и его заключительные слова, которые попали на запись:

«Поздравляю вас всех. И надеюсь, искренне надеюсь, что отныне ничто не будет стоять у вас на пути, особенно такой монстр, как я».

Конни Сент Луис, которая обучает будущих журналистов, наверняка слышала эти слова, но «забыла» о них упомянуть.

Как общаться с ханжой

Одна из особенностей ханжей — они искусные манипуляторы, которые убедят вас в неправильности ваших поступков. Ханжа часто употребляет такие слова, как «нравственность», «духовность», «справедливость», «честность», «благородство», «принципиальность». Доказать обратное такому человеку практически невозможно: он не желает принимать чужие точки зрения.

  1. Задавайте как можно больше уточняющих вопросов. Так вы обнаружите отсутствие логики в высказываниях оппонента.

  2. Не стремитесь переубедить ханжу: это бесполезно.

  3. Контролируйте свои эмоции. Ханжа, как правило, добивается того, чтобы собеседник потерял самоконтроль и, как следствие, стал уязвимым.

Кто такие ханжи?

Чемпионы по ханжеству — это жаждущие власти люди. Ханжество — оружие амбициозных посредственностей, типа людей, который стал намного более многочисленным благодаря доступности (но одновременно и выхолащиванию) высшего образования. Такие люди убеждены, что они заслуживают высокого положения в обществе.

В предисловии к «Жизни и приключениям Мартина Чезлвита» Диккенс, которого часто обвиняли в том, что он сгущает краски, написал: «Что кажется преувеличением одному разряду умов и мнений, то другим воспринимается как очевидная истина». Ханжество имеет свойство сводить характер человека к одной-единственной отличительной черте.

Может быть интересно

Изображая жертву: почему борьба с харассментом приводит к эскалации насилия

Примеры употребления. цитаты из литературы

Пускай ханжа глядит с презреньемНа беззаконный наш союз.М.Ю. Лермонтов. «Прелестнице» (1832)

— Она замужем была, овдовела и — можешь представить? — ханжой стала, занимается религиозно-нравственным возрождением народа. М. Горький. «Жизнь Клима Самгина»

Нужно одурять себя водкой, картами, сплетнями, надо подличать, ханжить или десятки лет чертить и чертить, чтобы не замечать всего ужаса, который прячется в этих домах. А.П. Чехов. «Моя жизнь» (1896)

Она была весьма религиозна, — но религиозность эта проявлялась в большом ханжестве.С.Ю. Витте. Воспоминания (1911)

Нет ни лжи, ни лицемерия, ни ханжества, нет никаких сделок ни с общественным мнением, ни с навязчивым авторитетом предков, ни с своей совестью.А.И. Куприн. «Яма» (1909-1915)

Ну, хорошо, ты перед другими ханжишь, стараешься, но чего ты меня обманываешь? В.В. Маяковский. «Баня» (1929-1930)

Еще сохранились обывательские, ханжеские, чистоплюйские вкусы: им хочется, чтобы русский язык был жеманнее, субтильнее, чопорнее. К.И. Чуковский. «Живой как жизнь (разговор о русском языке)» (1962)

Я далеко не ханжа, но это уже слишком!Александр Вампилов. «Утиная охота» (1968)

Как-то говорю ему: — Мишка, я не ханжа. Но у тебя четыре дамы. Сергей Довлатов. «Компромисс» (1981-1984)

Ханжеское отношение в то или иное время к вопросам секса характерно для многих стран.Владимир Шахиджанян. «1001 вопрос про это» (1999)

Я согласился, преодолев русскую застенчивость, а может быть, ханжество, или трусость, или все вместе взятое. Евгений Евтушенко. «Волчий паспорт» (1999)

Белосельцев упивался, вслушиваясь в формулировки, от которых отвык среди бессмыслицы фальшивых лозунгов, ханжеских молитв, лживых деклараций. Александр Проханов. «Господин Гексоген» (2001)

Примечания

  1. Distorted Morality: America’s War on Terror?, by Noam Chomsky (Talk delivered at Harvard University)Архивировано 2 июня 2021 года.
  2. Ханжество // Атеистический словарь / Под общ. ред. М. П. Новикова. — М.: Политиздат, 1985. — С. 474.
  3. Гильдебранд Д. Этика. — СПб., 2001.
  4. Фонвизин Д. И. Драматургия, поэзия, проза. М., 1989. — С. 204.
  5. Пётр, игумен. О лубочном христианстве // Церковный вестник. 2005. № 10. — С. 12.
  6. Ломоносов М. В.Мышь некогда, любя святыню… // Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений / АН СССР. — М.; Л., 1950—1983. Т. 8: Поэзия, ораторская проза, надписи, 1732—1764. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. — С. 769.
  7. Александр Дельфинов.Активный гражданин (рус.). Facebook (5 июля 2021). Дата обращения: 22 ноября 2021.

Проблема ханжества

Проблематика ханжества более остро рассматривалась еще столетие назад, а сейчас с повышением свобод и общей толерантности общества отходит постепенно в прошлое. Однако ее влияние оказывается довольно существенным, и некоторые моменты передаются людьми в качестве семейных сценариев, церкви продолжают держать прежний уклад, а бабушки и учителя пенсионного возраста продолжают травмировать молодую психику ханжескими замечаниями.

Именно ракурс проблемности был выбран для этого поведения, поскольку оно рождает недоверие и подозрительность со стороны окружающих, рушатся возможные социальные связи. Причем кроме вопроса доверия, что возможно решать на индивидуальном уровне, существует еще и проблематика манипулирования ханжами другими людьми – что ставит это качество в ряд пороков на общественном уровне.

Являясь моральным формализмом в своей крайней из точек развития, ханжество способно уничтожить все ценностные и моральные устои человечества. Все большее количество манипуляций заковывает человека в невозможность естественных, творческих проявлений, оставляет только один путь действия – предписанный ханжами.

Но нельзя сказать, что их манипулятивное воздействие и декларирование благородных принципов приведет к увеличению процента человечности и толерантности. Наоборот, отсутствие внутренней чувствительности, понимания, прощения, а также жизнь по двойным стандартам в итоге приведет к краху.

Решение кроется в ослаблении влияния различных институтов морали (церкви, учебные заведения, духовные наставники) и замена концепции жестокого покарания за непослушание возможностью искупить свои недостатки, получить помощь в решении проблем. На уровне семьи необходимо создавать доверительные отношения и первоначально разбираться с причинами, приведшим человека к такому поступку или такому состоянию, а лишь потом рассказывать о принятых и допустимых нормах.

Психология ханжества

Ханжество скрывает за собой недоверие к людям, подозрительность, пренебрежительное отношение, стремление манипулировать другими. Оно является отрицательной формой приспособительной реакции человека к моральным требованиям общества.

Одной из причин, способствующих проявлениям ханжества является утрированная религиозная мораль, чрезмерно акцентировавшая понятия греха, аскезы и т. д. Иногда ханжами становятся те, кто сам делает нечто, что вызывает порицание.

Д. фон Гильдебранд указывает на проблематичность однозначной оценки поведения как ханжеского. Сокрытие реальных черт собственной жизни и её расхождение с декларируемыми нормами и идеалами может свидетельствовать не о нечестности в строгом понимании этого слова, а о наличии критики к себе со стремлением защитить окружающих от вредоносного влияния собственного поведения, переменить которое по тем или иным причинам оказывается невозможно.[3]

Пустосвятство

Пустосвятство является формой религиозного поведения, занимающей промежуточное положение между ханжеством и суеверием. По словам Д. И. Фонвизина, «пустосвят почти никогда к обедне не поспевает. Он бежит в церковь отнюдь не затем, чтоб с умилением сердечным Богу помолиться, но чтоб перецеловать все иконы, которые губами достать сможет»[4].

В современной церковной практике употребляются схожие термины «обрядоверие» и «лубочное православие»[5].
Иногда ханжество в сфере религии принимает крайние формы прямой фальсификации с намеренным созданием эрзаца (обычно для получения социальных, материальных и иных выгод).

Такого рода симулятивные практики часто эксплуатируют невежество окружающих, а равно и все виды наивной социальной мифологии, которая иногда встречается и в религиозной сфере (наивная установка «Что ни поп, то батька» основана именно на мифологическом мышлении и мировосприятии).

Синонимы к слову ханжа

Синонимы к слову ханжа — фарисей, лицемер, пустосвят, святоша, ипокрит, суесвят, филистер.

Синонимы к слову ханжество — лицемерие, неискренность, пустосвятство, фарисейство, пуританство, жеманность.

В некоторым смысле антоним ханжеству — цинизм.

Ссылки

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Ханжество в литературе

Ханжи и пустосвяты часто появлялись на страницах литературных произведений, таких как «Декамерон» Боккаччо (новеллы I, 1; I, 6; VI, 10), «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, «Тартюф, или Обманщик» Мольера, «Жизнь» Мопассана, «Дождь» Моэма в западной литературе, стихи Хайяма и Руми — в восточной.

Франц не делает различия между серьезной музыкой и музыкой развлекательной. Это различие кажется ему старомодным и ханжеским. Он любит рок и Моцарта в одинаковой степени.

Милан Кундера

В России типы ханжей одними из первых вывели Антиох Кантемир (Сатира I) и Ломоносов:

Мышь некогда, любя святыню,
Оставила прелестной мир,
Ушла в глубокую пустыню,
Засевшись вся в галланской сыр.[6]

Ханжи появляются в произведениях Александра Куприна («Ханжушка»), Островского («Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты»), Достоевского («Село Степанчиково и его обитатели»), Салтыкова-Щедрина («Господа Головлёвы»).

Многие рубаи Омара Хайяма посвящены обличению ханжей.

Ханжество поражает разум человека, лишает его способности понимать чужую точку зрения и признавать факты, которые не вписываются в его картину мира. следовательно, ханжество по своей сути враждебно терпимости. оно порождает однообразие, одновременно искореняя тонкие оттенки смысла и иронию.

Ханжество также утопично, так как предполагает веру в возможность нравственного совершенства.

Ханжество скучно. Оно торжествует благодаря повторению — единственному, по словам Наполеона, эффективному риторическому приему. Оно помогает запугивать оппонентов, угрожая им гневом толпы и анафемой.

Чем отличается ханжество от лицемерия

Ханжество и лицемерие хоть и считаются местами созвучными понятиями, не являются тождественными. Так ханжество представляет собой лишь часть, одно из направлений разнообразных форм лицемерного поведения.

Общее у данных понятий то, что мысли человека не сходятся с его поведением, у моральных ценностей есть два дна и несколько смыслов, то есть то, как человек оценивает свою жизнь, и жизнь других может в корне отличаться. Лицемерие – это чаще всего намеренная неискренность и скрытность, имеющая под собой практичные мотивы, личную выгоду или избегание неудач.

Лицемер будет притворяться ради выгоды или собственного удовлетворения, но методы для данного маневра могут использоваться разнообразные. Ханжество же всегда ограничено моралью и благожелательностью, то есть любое поведение может прикрываться самыми разными благими намерениями и добродушием.

Лицемер не ждет от людей высоких нравственных поступков или того, что все остальные будут безоговорочно верить его двуличию – он разочарован в себе и будет разочарован в окружающих. Ханжа же будет проявлять к своим близким и просто знакомым изначально завышенные требования, более того, он может требовать соблюдения определенных норм от совершенно незнакомых людей и искренне удивляться, почему другие могут не соответствовать предписаниям тех морально-этических критериев, которые он пропагандирует.

Лицемер будет проявлять свое двуличие во всем, что касается выгоды, а вот ханжа будет таковым исключительно в моментах, касающихся лично его внутренней картины правильности. В случае с ханжой скорее будут преследоваться личные цели, такие как восстановление своей репутации, путем порицания других, разотождествление с собственными негативными проявлениями, манипуляция окружающими.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий