Эйдетический тип памяти у взрослых и детей: определение, развитие, использование

Эйдетический тип памяти у взрослых и детей: определение, развитие, использование Женщине

Что это такое?

Слово «эйдос» в переводе с греческого языка означает «образ». Эйдетика представляет собой методику развития образного мышления. Она основана на способности памяти удерживать и воспроизводить в мелких деталях образ определённого предмета или явления.

Развитие памяти, внимания и воображения происходит с помощью привлечения всех анализаторов человека.

Существующий собственный внутренний опыт содействует запоминанию нового образа в зависимости от визуальной, аудиальной или кинестетической модальности:

  • визуальная модальность обусловлена памятью, связанной с запоминанием, сохранением и воспроизведением зрительных образов;
  • аудиальную модальность обеспечивает слуховая память, связанная с сохранёнными в ней звуками;
  • кинестетическая модальность хранит и актуализирует различные движения, прикосновения, запахи, вкусовые ощущения.

В психологии впервые феномен образного запоминания описал в 1907 г. сербский учёный Виктор Урбанчич. Большие исследования в этой области были проведены в немецкой школе Эрика Йенша в 1933 г. Представители Марбургской школы пришли к выводу, что для дошкольников и младших школьников эйдетизм является закономерным явлением.

Теория заинтересовала и российских исследователей. Л. С. Выготский повторил эксперименты Эрика Йенша в своей лаборатории. Исследования продолжили Сергей Рубинштейн, Борис Теплов, Фёдор Шемякин, Александр Лурия и др. С 1936 г. в СССР работы по изучению эйдетики были прекращены из-за признания её расистской и ненаучной теорией.

Сейчас многие психологи и педагоги проявляют научный интерес к системе развития особого вида образной памяти, внимания и воображения. Основные принципы метода и применяемые техники подробно описал в своих трудах доктор педагогических наук И. Ю. Матюгин.

Основные характеристики

Как исторически, так и содержательно, подробная характеристика эйдетической теории основывалась на рассмотрении любых взаимосвязей, наследственной составляющей, а также единстве 3-х основных сторон или уровней заданных областей.

Перечень:

  • Эйдетика. Выступает в качестве общепсихологической теории, которая находится на уровне философских, теоретических, а также методологических ошибок психологии как науки.
    Эйдетическая память в психологии: что это такое, определение
  • Эйдетизм. Воспринимается как экспериментальный или эмпирический феномен, указывающий на особый вид запоминания, что в последствие привело к развитию эйдетики в роли частной научной теории.
  • Интеграционная типология. Является фашистски идеалистической, по сути — псевдонаучной концепцией, которая включает особенности содержательных, функциональных, или организационно-преобразующих процессов в роли личности сверхчеловека.

В понятии современной психологии принято выделять характеристики эйдетической памяти, опираясь на которые можно поставить оценочное суждение тому или иному типу.

Перечень:

  • Визуализация и сенсорика. Воспроизведение основных зрительных образов, при этом вторичные идут за визуализацией. Так, эйдетик в первую очередь запомнит образную картину, после чего — другие образы. К примеру, сначала речь идет про пляж, потом развиваются мысли о коктейле в руке, других людей, обонятельные ощущения и прочее.
  • Детализация. Максимально подробная прорисовка всех образов, при которой запоминаются такие мелочи, как количество пуговиц на рубашке, завязаны шнурки или нет, и прочее.
  • Непроизвольное удержание объектов. В этом случае индивид не ставит задачу что-либо запомнить, предметы или явления откладываются в памяти автоматически, неосознанно. Непроизвольная разновидность характерна только для прирожденных эйдетиков.
  • Большая вариативность. Хорошо развитая эйдетическая память, в особенности при рождении, указывает на возможность одновременно запоминать более 10 иностранных языков, цитировать всего Шекспира, или знать наизусть пассажиров 3 различных лайнеров, лишь однажды увидев сведения об их именах.

Эйдетическая память в психологии бывает как приобретенной, так и врожденной. Если первый тип относится к практическому развитию техники, то второй указывает на различные аномалии головного мозга. По своей сути, эйдетика представляет собой науку о совершенствовании фотографической памяти.

: эйдетика в дошкольном образовании

Ольга Рябинина
Эйдетика в дошкольном образовании

Термин «эйдетика» восходит к древнегреческому слову «», которое переводится как «образ, вид, облик». Повышенный интерес к эйдетике возник в последнее десятилетие. Многие думают, что это инновационная методика, разработанная учёными XXI века. На самом деле это ошибочное мнение. Ещё в Древней Греции человек-эйдетик, обладающий идеальной зрительной (эйдетической) памятью, привлекал внимание учёных, философов и мыслителей того времени. Уже тогда они задумывались над тем, как её можно максимально развить. Научный эйдетизм обычному обывателю известен как фотографическая память. Учёные считают, что она у детей заложена природой и развита хорошо сама по себе. Дети отлично запоминают через образы и в большинстве случаев представляют предмет, который уже «ушёл» из поля их зрения.

Эйдетика – это не только развитие внимания, воображения, памяти, различных видов мышления, но и способ подачи учебного материала.Она привлекает все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы. Развитию всех этих психических категорий успешно способствует эйдетика. Если ею заниматься долго и всерьёз, итогом станет эйдетическое восприятие, которое полностью преображает жизнь человека. Он начинает осознавать окружающий мир в виде ярких, запоминающихся образов. Это упрощает повседневные задачи, способствует быстрому реагированию даже на самые неожиданные ситуации, помогает быть успешным в разных сферах.

В эйдетике утверждается, что не бывает плохой памяти, а мы просто часто не умеем ею пользоваться. А причина этого – недостаточно развитое ассоциативное мышление. Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Исследования учёных подтвердили, что задатки эйдетизма есть у всех, только вот в процессе развития они приглушаются. К сожалению, как отмечают психологи, год за годом мы утрачиваем эту «детскую» способность, и во взрослом возрасте людей, умеющих детально воспроизвести зрительные, звуковые либо тактильные образы становится значительно меньше. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее.

Если эйдетизм — это способность мыслить образами, то эйдетика — это комплекс упражнений, который помогает развитию образного мышления у детей и взрослых. Эта методика помогает создать яркий зрительный образ в воображении ребенка. Так становится на порядок легче запоминать слова, названия, картинки. Также, благодаря таким занятиям развитие малыша становится более гармоничным. Улучшается память и способность к концентрации, повышается работоспособность.

Особую значимость эйдетика приобретает на занятиях с детьми. Их психика и когнитивные способности подобны пластилину. Если работать над развитием зрительной памяти и образно-ассоциативного мышления, начиная с раннего возраста (например, регулярно организовывать такие занятия для дошкольников, это принесёт отличные результаты. Такие дети быстро сменяют игровую ведущую деятельность на учебную, активно втягиваются в процесс школьного обучения. У них редко возникают проблемы с заучиванием материала. Что дает эйдетика для детей: стимулирует образное мышление; улучшает память и навыки запоминания большого количества информации; развивает речь; тренирует воображение; обогащает запас слов и ассоциаций; помогает раскрытию творческих способностей; укрепляет ассоциативную память. С помощью специальных тренировок ребенок с первых же лет учится систематизировать информацию, объединять ее тематически, описывать собственными словами и сочинять образы, фантазируя и развиваясь. Самое ценное, что все это происходит непосредственно во время игры. Все это с удовольствием, без дополнительного напряжения и стресса. Давайте познакомимся с некоторыми основными методами. Их можно использовать не только педагогам и воспитателям, но и родителям во время ежедневных игр и общения.

Как быть Леди:  Как помириться после ссоры: инструкция от психологов плюс ответы на часто задаваемые вопросы

Метод зрительной прорисовки. Пригодится при изучении цифр и букв. Суть в том, что контур знака или буквы дополняется деталями, и он превращается в какой-то более известный и понятный ребенку предмет. К примеру, цифру 8 можно перевернуть и она становится похожа на очки. Цифру семь можно представить в виде кочерги. Чем нестандартнее образ, тем легче и прочнее он фиксируется в памяти. ”Рисуя” таким образом ребенок запоминает написание цифр или букв.

Метод запоминания точной информации.Этот метод состоит из трех различных техник: мнемоники, акровербальной техники и цепного метода. Мнемоника — это способы запомнить информацию путем смены типа информации. Звучит необычно,а на деле выглядит так: вместо цифр запоминаете слова, вместо слов можно запоминать места и т. д. Акровербальная техника — в основе этой техники трансформирование материала, который нужно запомнить в интересные тексты, стихи, песни. Цепной метод — базируется на цепных ассоциативных связях. Запоминая новую информацию придумываются различные ассоциации, которые ”цепляются” одна за другой. При необходимости вспомнить что-то, достаточно припомнить начало, а затем шаг за шагом распутывая клубок связанных ассоциаций вспомнить все остальное. Как это выглядит в теории и что такое эйдетика, мы теперь знаем. В дополнение к ранее указанным упражнениям на развитие памяти и мышления вот вам на тренировку ещё ряд. Если вовлечётесь в процесс развития образной памяти, можно взять их за основу, придумав что-то своё новенькое. К слову, развивать эйдетическую память можно уже с 3-4 летнего возраста.

Словарный запас. Запоминание новых слов — это постоянная игра с образами и их комбинация между собой. Порой чтобы запомнить одно новое слово нужно использовать несколько уже знакомых. Например, нужно запомнить слово ”Пароход”. В этом случае можно по комбинировать образы слов ”пар” и ”ход”. Вот и получается пар, который ходит — ”пароход”. Весьма необычная ассоциация, но именно так это и работает. Для расширения словарного запаса можно использовать метод нового образа на основе имеющихся слов. Суть в том, что мы берем группу новых слов и комбинируем с уже известными словами, например придумываем небольшой шутливый рассказ. Такой рассказ может быть весьма абсурдным по смыслу, но не в этом главное. Важно, чтобы новые слова стали частью этого рассказа. Таким образом они смогут укрепиться в памяти. Чтобы разнообразить процесс можно перейти от зрительных ассоциаций к динамическим. Это значит, что если нужно запомнить название предметов, то лучше ребенку дать поиграть с ними.

Сочиняем. Даём несколько карточек, их запоминаем и сочиняем сказки и небылицы, чтобы в определённой последовательности встречались заданные предметы. Усложняемся, подобрав заранее тему для фантазии, например, школа, отпуск, спорт и так далее. Загадайте предмет, который есть в поле зрения. При помощи наводящих вопросов ребёнок должен вывести сам себя на отгадку. Не забывайте меняться ролями!

Ищем, что пропало. Выкладываем карточки картинкой вверх для запоминания, а затем просим ребёнка отвернуться,и шкодим: убираем одну-две карточки. Их- то и нужно вспомнить.

Запоминаем стихи. Традиционный и проверенный метод заучивания стихов — это зубрежка. Ребенок раз за разом повторяет тексты, пытаясь, зафиксировать содержимое в памяти. Это стоит значительных усилий и нервов. Как можно сделать этот процесс более легким и эффективным? Ответ — визуализация произведения. Сделать это можно с помощью карандашей и бумаги, красок и кисточек, пластилина и круп для аппликаций. Достаточно выбрать подходящий материал и последовательно воспроизвести содержание произведения. Т. е. можно нарисовать, слепить, вырезать происходящее, чтобы хорошо запомнить суть. Это будет интереснее обычной зубрежки, а также будет способствовать развитию некоторых других смежных навыков.

Озвучиваем картинку. В отличие от звуковой информации, которую нужно визуализировать, происходящее на картинке нужно озвучивать. Это не значит, что необходимо раскрывать замысел художника. Речь о том, чтобы ребенок обратил внимание на элементы изображения и сам решил как именно описать каждый из них и картинку в целом. Лучше всего предложить ему составить небольшой рассказ и помочь его сформулировать.

Слушаем. Если в доме есть разные музыкальные инструменты либо пищалки-жужжалки, издающие звуки, соберите их в кучу, познакомьте ребёнка с их звучаниями, чтобы он запомнил, что чем «говорит», и начинайте отгадывать.

Нюхаем. По коробочкам разложите всякие ароматные вкусняшки – травки, кофе, чеснок, лук, фрукты. Познакомьтесь с источниками запахов поближе. А теперь спрячьте всё, завяжите ребёнку глаза. Будем играть в «нюхача».

Вот так в несложных играх можно тренировать эйдетические способности. Попробуйте, уверена, что вам и детям понравится!

Акровербальный метод

Без него редко обходится тренировка памяти с помощью эйдетики, хотя его активно используют мнемотехника, нейробика, НЛП и другие направления.

Суть: чтобы облегчить запоминание учебного материала, он «зашифровывается» в стихотворения, различные аббревиатуры, коды, песни и даже анекдоты. Во-первых, получается наглядно. Во-вторых, увлекательно и познавательно. В-третьих, легко запоминается. Ученик легко выучивает две строчки весёлого стишка, который в нужный момент вызывает в его подсознании необходимые образы и ассоциации. И вместо рифмы он рассказывает правило по русскому языку.

Используемые приёмы:

  • рифма («кое, либо, то, нибудь — дефис поставить не забудь»);
  • фразы из первых букв материала (цвета радуги в известной присказке про охотника с фазаном);
  • связка (при изучении теоремы Пифагора во всех красках представить, как он бегал вокруг своего треугольника и делал открытие);
  • зацепка (например, замена цифр предметами);
  • метод Цицерона.

Эйдетический тип памяти у взрослых и детей: определение, развитие, использование
Акростих для запоминания цветов радуги
Эйдетика имеет в своём арсенале множество и других методик для развития идеальной зрительной памяти, образно-ассоциативного мышления и повышения концентрации внимания:

  • непринуждённое наблюдение;
  • текстология;
  • палиндромы;
  • гимнастика для мозга (нейробика).

Регулярно занимаясь эйдетикой, можно неплохо развить способность быстро и без принуждения запоминать максимальное количество самой разной информации.

Литература

  • Anna Arnaudo (2000) «Eidetic Imagery: Raising More Questions than Answers» Biology-202, Second Web Report, Bryn Mawr College.
  • Haber R. N., Hershenson М. «The psychology of visual perception», N. Y., 1973.
  • Jaensch E.R. Die Eidetik und die typologische Forschungsmethode, 1925;
  • Jaensch E.R. Zur Eidetik und Integrationtypologie, 1941
  • Jaspers K., Allgemaine Psychopatоlоgie. 2 Aufl. Berlin, 1920
  • Блонский П. П. Педология. М.: Работник просвещения, 1925.
  • Богданчиков С. А. Судьба эйдетики в советской психологии // Вопросы психологии. 2001. № 2.
  • Выготский Л. С. Эйдетика // в сб. «Основные течения современной психологии». [Сб. ст.] М.- Л., 1930 (повт. изд: «Хрестоматия по ощущению и восприятию». М., 1975)
  • Загоровский П. Л. Эйдетическая школа (Йенш) и проблемы детской психологии // Психология. 1929. Т. II. Вып. I. С. 83-92.
  • Кононова М. П. Эйдетические явления и их отношение к психопатологии // Журн. неврол. и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1929. № 1. С. 60-82.
  • Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. — М.: МГУ, 1968.
  • Матюгин И. Ю. и др. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения: В 2 т. М.: Эйдос, 1994.
  • Психология памяти / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — 2008. — ISBN 978-5-271-18770-4.
  • Фейман Г. Эйдетизм и школьный возраст. — М., 1935.
  • Эйдетизм — статья из Большой советской энциклопедии


Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Люди-эйдетики

Истинный эйдетизм – явление довольно редкое, но история знает немало выдающихся людей, обладающим таким талантом. Легенды гласят, что древнеримский император Гай Юлий Цезарь и знаменитый полководец Александр Македонский зрительно помнили всех военнослужащих в своих армиях, их насчитывалось до 25 тысяч человек. По преданиям, древнеримский философ Сенека точно и последовательно воспроизводил бессвязный двухтысячный набор слов.

Как быть Леди:  Без компромиссов: Значение, Определение, Предложения . Что такое без компромиссов

Известны и другие примеры эйдетических способностей:

  • Б. Гейтс (основатель Microsoft) держал в памяти несколько сотен кодов языков программирования.
  • Шахматисты П. Морфи и П. Сеанс не забыли ни одного хода из сыгранных ими партий.
  • Известный политик У. Черчилль сохранял в памяти и точно воспроизводил все произведения У. Шекспира.
  • Археолог Г. Шлиман в совершенстве овладевал любым иностранным языком в течение 6 недель.
  • Физик и изобретатель Никола Тесла запоминал все свои изобретения без записей. Даже пожар в его лаборатории не смог нанести никакого урона схемам и формулам, так как хранились они только в памяти ученого.
  • Президент США Теодор Рузвельт постоянно тренировал свою память с помощью чтения книг и воспроизведения их сюжетов с мелкими подробностями.
  • Русскому композитору и пианисту Сергею Рахманинову хватало одного беглого взгляда на партитуру, чтобы точно исполнить музыкальное произведение.
  • Папа Римский Иоанн Павел ІІ прекрасно знал 21 язык и около 100 разных диалектов.
  • Филиппинский президент Фердинанд Маркос славился точными знаниями текста Конституции страны и мгновенным запоминанием написанных для него речей.
  • Американская актриса и телеведущая М. Хеннер точно знала все мельчайшие подробности своей биографии с момента крещения в младенчестве.
  • Британский живописец С. Уилштир обладает способностью детального воспроизведения плана населенного пункта после одного полета над ним.

Эйдетическая память – исключительный феномен, сущность которого еще не изучена учеными. Многие люди хотят быстро и без всяких усилий воспринимать и сохранять большой объем информации, но природа не зря одаривает таким даром только избранных. Настоящего эйдетика можно считать гением, в то же время в психологии известны случаи, когда эта гениальность становилась психическим отклонением и являлась причиной определения человека на изоляцию от общества.

Определение понятия

Эйдетизм – это способность точно и детально описывать те образы и ситуации, которые остались в прошлом. Причем речь идет о зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных образах. Кто исследовал и описал вид эйдетической памяти? Свой вклад внесли М. П. Кононова, П. П. Блонский, Н. Д. Шрейдер, С. Л.

Эйдетическая память – это особый тип образной памяти, который позволяет моментально запоминать любые образы. Название образовано от греческого слова εἶδος, что в переводе означает «образ, внешность». Человеку с такой памятью достаточно один раз посмотреть на картину, и потом он сможет детально описать увиденное.

Например, студент с фотографической памятью может один раз посмотреть на доску и потом по памяти воспроизвести формулу в тетради во время контрольной работы. Или человек с такой особенностью памяти смотрит на страницу книги и потом воспроизводит текст по памяти с точностью до слова.

Кроме этого, эйдетик способен по одному визуальному образу снова переживать тактильные и обонятельные ощущения, слышать звуки. Причем последующее проигрывание ситуаций из прошлого ничем не отличается от первичного реального проживания.

Вот как выглядит механизм работы фотографической памяти:

  1. Человек увидел картинку (событие из жизни, кадр из фильма, лекцию на доске и т.д.) и запомнил ее в общем.
  2. Чуть позже в памяти отложились сопутствующие образы: звуки, цвета, фоновые изображения, отдельные действия участников (человек и сам не заметил этого). Фотографическая память срабатывает только в том случае, если у индивида просыпается искренний и сильный интерес к чему-то, если что-то впечатлило его.
  3. В дальнейшем человек описывает все, что увидел. Он идет от общего к частному. Эйдетики запоминают такие детали, которые не заметил бы никто другой. Например, описывая аварию, они назовут цвет глаз водителя, одежду пострадавшего, родинки и шрамы на участниках и т.п. Эйдетики помнят все это не только спустя несколько минут после случившегося, но и спустя годы.

Важно! Суть эйдетизма в том, что человек не осмысливает увиденное, он просто «фотографирует» картинку и потом воспроизводит ее. Все происходит само собой, непроизвольно.

Способность в виде эйдетической памяти имеет и свои минусы. Человек запоминает в деталях все важные события из жизни, в том числе неприятные, травмирующие. Кроме этого, часто у эйдетика наблюдаются проблемы в эмоциональной сфере. Человек словно превращается в компьютер.

Проблема эйдетизма

Учитывая то, что эйдетическая память в психологии относится к еще одному виду запоминания и выступает в роли социального, сенсорного или пространственного контекста, в научных кругах до сих пор не утихают споры о вопросе явления.

Считается, что это еще один простой тип мышления, который ничем не отличается от других.

Иное дело обстоит в психиатрической практике, где рассматривается только врожденный эйдетизм, а не его развитие при помощи тех или иных методик.

В последнее время получила свое развитие теория о том, что данная способность относится к серьезным нарушениям психики, на что указывают риски возникновения шизофрении при попытках развить фотографическое мышление.

Последние исследования ссылаются на факт того, что объем памяти, используемый для сохранения образности объектов, занимает большое место в отдельных участках мозга, из-за чего серьезно меняя его физиологические и химические свойства.

Усилиями М.П. Кононова была выявлена прямая взаимосвязь между врожденной эйдетической памятью и наличием галлюцинаций у детей, вследствие чего эксперимент продолжали, выяснив подобную закономерность у взрослых.

В стенах Калифорнийского университета была обнаружена взаимосвязь между наличием фотографической памяти и развитием эпилепсии.

Как оказалось, эпилептики зачастую перед самим приступом воспроизводят в сознании различные образы гиперреалистичного характера, которые нередко сопровождаются второстепенной сенсорной модальностью.

На основании проведенных экспериментов не в пользу фотографического запоминания, многие специалисты в сфере психологии замечают, что такая врожденная память является патологическим процессом, из-за чего требует постоянного наблюдения у лечащего врача.

Это подтверждается еще и тем фактом, что большинство популярных эйдетиков страдают от тех или иных психических расстройств: аутизм, слабоумие, шизофрения и прочее.

В обществе устоялось мнение о том, что эйдетическая память — это чуть ли не панацея от всех проблем. Ведь, запоминая максимальное количество информации, можно орудовать ею и не лезть в лишний раз учебники, пытаться вспомнить недостающие детали и прочее.

Однако в психологии существует ряд доказательств, указывающих на пагубный эффект для мозга. Применять техники на себе, или воздержаться — решение каждого человека.

Работа с ассоциациями

Ведётся по двум направлениям: цепной метод и метод зрительных ассоциаций.

Цепной метод

Суть: связать между собой логическими цепочками можно даже самые отдалённые друг от друга предметы.

Упражнение: подбираются 10-15 совершенно разных слов (абсолютно любых: пуговица, фастфуд, правительство, закон, кактус, дедушка, палец, удовольствие, грамота, скотч). Задание: составить из них связный рассказ или просто логическую цепочку. Примерный текст:

Согласно эйдетике, чем несуразнее получится логическая цепочка, тем ярче будут эйдетические образы. Забыть серого зайчика и жёлтое солнышко легко, потому что они типичны и будничны. А вот грамота с кактусом, закон о фастфуде, дедушка с пальцем, перемотанным скотчем, — это свежо и необычно. Результат — все 10 слов останутся в памяти.

Зрительные ассоциации

Суть: привязка той информации, которую необходимо запомнить, к конкретному месту, человеку, ситуации. Своеобразное «якорение» из НЛП.

Применение на практике. Например, при объяснении тем по русскому языку «Этимология» или «Однокоренные слова». Учитель демонстрирует классу веретено и часы и просит найти между ними что-то общее. Естественно, это два совершенно разных предмета, никак не связанных между собой.

Как быть Леди:  Гражданский брак сожительство фактические брачные отношения

Но оказывается, что веретено вертится, как стрелки на часах. Поэтому исторически слова веретено, вертеться и время — близкородственные и однокоренные. В дальнейшем ученику достаточно будет вспомнить эти две вещи, чтобы воспроизвести данную информацию.

Советская психология

В СССР большое внимание эйдетике уделял Л. С. Выготский[2][3]. Также в СССР в 1920—1930-е гг. вопросами эйдетики занимались В. А.

Артёмов, П. П. Блонский, Н. Ф. Добрынин, П. Л. Загоровский, М. П. Кононова[4], С. В. Кравков, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, И. В. Страхов, Б. М.

Теплов, Г. С. Фейман, Л. М. Шварц, Ф. Н. Шемякин, Н. Д. Шрейдер, П. О. Эфрусси и другие. Помимо научных статей следует также отметить статьи об эйдетизме во втором и третьем изданиях Большой Советской Энциклопедии, в Философском энциклопедическом словаре и в психологических словарях.

Самые первые упоминания эйдетики встречаются в «Педологии» П. П. Блонского и «Очерках психологии» С. В. Кравкова, изданных в 1925 году. В этих работах прежде всего обращается внимание на большое теоретическое и практическое значение эйдетизма как особого, ранее не изучавшегося вида памяти.

Первой советской работой, содержащей серьёзный теоретический анализ эйдетических идей, следует считать вышедшие в 1927 г. «Психологические очерки» П. П. Блонского. В этой книге содержится большое количество конкретной и точной информации: перечисляются основные проблемы и понятия эйдетики, приводятся результаты экспериментов, выдержки из протоколов, указываются и оцениваются первоисточники и т. д.

В 1933 г. вышел в свет 63‑й том Большой Советской Энциклопедии, где содержалась обширная статья А. Р. Лурия «Эйдетизм». Относительная редкость яркого проявления эйдетизма и подавления проявлений соответствующих природных способностей в зрелом возрасте связана с несколькими причинами, описанными, в частности, академиком АПН СССР А. Р. Лурия в его «Маленькой книжке о большой памяти»[5].

Следует сказать, что оценка эйдетики в СССР всегда зависела не столько от собственно научных факторов, сколько от идеологической обстановки в стране. В этом плане чётко выделяются два этапа. В 1920‑е — начале 1930-х годов требование критического отношения ко всей зарубежной психологии ещё не заслоняло и не заменяло собой полностью этапов изучения и усвоения.

До превращения в нацистскую науку эйдетика воспринималась и оценивалась в советской психологии точно так же, как и другие современные зарубежные теории: фактология признавалась, а теоретические построения критиковались за несоответствие марксизму. При этом среди советских психологов существовал довольно широкий спектр мнений в оценках эйдетики[6] — от заинтересованности, признания и согласия по многим вопросам в сочетании с обязательными критическими оценками (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, П. Л.

Загоровский, А. Р. Лурия, И. В. Страхов и другие) — до почти полного отрицания. Так, Л. М. Шварц в 1930 году писал: «В нашей психологической и педологической литературе учение Йенша не встретило должной критической оценки. Многие положения марбургской школы, воспринятые на веру нашими авторами, неприемлемы и открывают возможность проникновения через них явно идеалистических моментов в психологию».

Типология эйдетиков

Усилиями Э. Йеншема, а также его сотрудников О. Кро, Г. Фишера, и А. Рикеля разработана практическая классификация ступеней, которые дают оценочные суждения выраженности эйдетического запоминания.

Они такие:

  • Наличие послеобраза с естественными признаками, который зачастую характеризуется малой продолжительностью. Отличается различными искажениями в воспоминаниях, такими как: разный цвет одежды, иные слова и т.п.
  • Для создания образа, необходимо подкреплять его при помощи тех или иных техник визуализации. Послеобраз приобретает свойства зрительного объекта.
  • Отличается слабыми зрительными образами, необходимостью фиксации, а также отклонениями величин и форм выявленных объектов.
  • Характеризуется зрительными образами среднего или слабого характера. Сюда входят простые объекты, которые не нуждаются в фиксации. При попытке запомнить сложные предметы, проявляются только некоторые детали.
  • Полноценные ясные образы воссоздаются в сознании от объектов любого типа.
  • Зрительные образы видятся максимально ярко, с наличием всех деталей.

На базе теории классификации, психологами было предложено распределять людей, которые способны к фотографическому типу мышления, из-за чего в психологическую практику были введены термины «Т-тип» и «В-тип».

Если у первой группы, эйдетические переживания максимально стойкие и не исчезают со временем, то вторые способны к произвольным воспоминаниям и осознанному вмешательству в них.

Согласно психологу В. Йеншу, такие типы развиваются благодаря определенным видам мимики, особому развитию гормональной системы, а также наличию травм головы или любых других заболеваний, способных повлиять на нейрофизиологию мозга.

У взрослых

Тренировать память можно и нужно на протяжении всей жизни, причем важно уделять внимание всем видам памяти и делать разные упражнения. Здесь действует тот же принцип, что в спорте: чтобы все мышцы росли, нужно постоянно увеличивать нагрузку и менять комплекс упражнений.

Итак, упражнения для тренировки эйдетической памяти у взрослых:

  1. Выходя куда-либо из дома, будь то дорога до работы, выход в магазин или прогулка, считайте встречающиеся дома, окна, машины, деревья. Изучайте их цвет, форму, другие особенности. В следующий раз воспроизводите это по памяти: «Ага, сейчас будет красный дом, он пятый на этой улице». И сравнивайте свои ответы с реальностью. Это упражнение имеет еще и дополнительную пользу – развивает осознанность. Обращаете ли вы внимание на повседневные мелочи или большую часть жизни двигаетесь на автопилоте? Думаю, второе. А это упражнение научит вас жить здесь и сейчас.
  2. Тренируйтесь с текстами. Для этого понадобится помощник. Распечатайте любой понятный вам текст на альбомном листе. Внимательно прочитайте его. Попросите знакомого добавить в текст пару-тройку логических предложений или слов и снова распечатать его. Прочитайте новый текст, постарайтесь найти лишние слова и выражения.
  3. Каждый раз, когда пытаетесь запомнить какую-то информацию, представляйте ее в образах. Подбирайте самые необычные ассоциации. Придумывайте что-то фантастическое.
  4. Для общего развития внимания, памяти, интеллекта и креативного мышления полезно читать слова и предложения задом наперед.

Важно! Эйдетика – основное средство развития и укрепления памяти. В качестве вспомогательных средств психологи рекомендуют отказаться от вредных привычек, освоить техники саморегуляции, научиться бороться со стрессом, заниматься спортом и систематически нагружать мозг (кроссворды, задачи, ребусы и т.д.).

У детей

В каком возрасте появляется эйдетическая память? В старшем дошкольном – младшем школьном возрасте. Поэтому оптимальный возраст для тренировки эйдетической памяти у детей – 3 – 7 лет. В противном случае эйдетическая память будет заменена причинно-следственным запоминанием.

Итак, какие упражнения подойдут:

  1. Зрительная прорисовка. Ребенку предлагают ответить на вопрос «На что похожа цифра или буква?» и дорисовать этот образ. Например, буква В похожа на парус кораблика, а цифра 3 – на змею. Важно не ограничивать ребенка – пусть придумывает даже необычные образы, фантастических животных.
  2. Мысленная прорисовка. Ребенку предлагают запомнить какой-то стих, но при запоминании он должен представлять все то, о чем рассказывает. Родители могут максимально помогать, например, брызнуть на руку ребенка немного воды, если в стихотворении идет речь о реке.

Если эти упражнения ориентированы на старших дошколят и младших школьников, то другим детям подойдут универсальные техники. Например, игра «Найди 10 отличий» или такая игра:

  • минуту ребенок внимательно разглядывает комнату, затем выходит за дверь;
  • во время отсутствия игрока другие участники (одноклассники, родители, друзья – кто угодно) что-то меняют в обстановке помещения или в себе, например, обмениваются с кем-то одеждой;
  • игрок возвращается и должен назвать все изменения.

Важное условие игры: нужно максимально сохранить первичные условия картинки, которую запомнил игрок. То есть, например, позы участников должны быть теми же. Если кто-то сядет по-другому, то это уже считается изменением.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий