Что такое потребности человека. Виды и их сущность

Что такое потребности человека. Виды и их сущность Женщине
Содержание
  1. Основные способы и средства удовлетворения
  2. Что такое потребности?
  3. Биологические
  4. В достижении
  5. Вторичные (приобретенные) потребности человека
  6. Жизненный цикл
  7. Иерархия по а. маслоу
  8. Интересы и склонности
  9. Какие бывают потребности
  10. Какие виды потребностей существуют
  11. Классификация потребностей по маслоу
  12. Классическая пирамида маслоу (5 ступеней)
  13. Краткое определение
  14. Определение термина
  15. Первичные (врожденные) потребности человека
  16. Послесловие
  17. Потребности в безопасности
  18. Потребности в психологии
  19. Потребность в безопасности
  20. Потребность в комфорте
  21. Потребность в любви
  22. Потребность в самовыражении
  23. Потребность в уважении
  24. Потребность во власти
  25. Признаки успешной реализации интенций
  26. Признаки успешной реализации потребностей
  27. Рассмотрим в таблице, какие потребности человека вы знаете
  28. Расширенная пирамида маслоу (7 ступеней)
  29. Социальные
  30. Социальные потребности
  31. Теория а. маслоу
  32. Теория д. мак-клелланда
  33. Теория дэвида макклелланда
  34. Теория иерархии потребностей маслоу
  35. Теория к. алдерфера
  36. Теория клейтона альдерфера
  37. Теория э. фромма
  38. Физиологические потребности
  39. Формирование
  40. Характеристики потребностей
  41. Экзистенциальные (духовные)
  42. Заключение

Основные способы и средства удовлетворения

При отсутствии возможности реализовывать биологические нужды человеческий вид просто не сможет выжить. Другие, более высокие категории, делают из индивида личность, поэтому тоже очень важны. Но чем более развита психологически персона, тем больше дискомфорта она испытывает, когда не может удовлетворить духовные изыскания.

Представлю средства реализации интенций:

  • формирование связи между раздражителем и последующим событием;
  • конкретное закрепление деятельности за данной целью, то есть поиск типового решения;
  • анализ того, из чего состоит намерение, разбор его мотивов на составляющие – их легче удовлетворить;
  • социализация, подчинение индивидуального – нормам и правилам культуры, общества.

Что такое потребности?

Потребности — это осознаваемая нужда человека в чём-либо, в том, что необходимо ему поддержания жизнедеятельности организма и развития его личности. По-моему, достаточно простое и легко запоминающееся определение.

Однако не все потребности приносят пользу человеку. Поэтому с точки зрения необходимости и пользы  потребности бывают:

  • подлинные ( разумные, истинные) — это потребности, без которых человек либо просто не может прожить (еда, жилище, общество, ведь именно среди людей он становится личностью), либо необходимы для его совершенствования, развития( духовные).
  • Ложные (неразумные, мнимые) — это потребности, без которых не только можно, но и необходимо жить, они приводят к разрушению личности, причём человек деградирует как физически, так и психически( алкоголизм, наркомания, тунеядство)

Биологические

Биологические потребности буквально встроены в человека. Обойти их нет никакой возможности. К ним относятся:

  • подходящая пища;
  • комфортные параметры окружающей среды;
  • пригодная для питья вода;
  • нормальная экология;
  • безопасное жилье;
  • избавление от продуктов жизнедеятельности;
  • сексуальная удовлетворенность.

Этот базовый перечень практически не изменился со времен сотворения человека. Зато серьезно изменилось качество нужд. Сегодня человек уже не может довольствоваться сырым мясом, одеждой из шкур и шалашом из веток. Уровень комфорта рос на протяжении тысячелетий и будет продолжать расти.

Соотношение базовых потребностей меняется в течение жизни. Например, в первые годы жизни сон имеет более важное значение, чем во взрослом возрасте. Секс, являясь приоритетом в подростковом возрасте, после 40 лет отходит на второй план.

В достижении

Начинает формироваться у самостоятельных малышей. Заключается в признании успеха, попытке возглавлять группу людей, компанию, организацию. Очень важно достигнуть норму, а также ее перешагнуть. Например, спортсмен, который ценит свой результат только при условии его превосходства над другими.

Вторичные (приобретенные) потребности человека

Третий уровень – социальные потребности (социальные связи, общение, привязанность, забота о другом человеке, внимание к себе, участие в совместной деятельности). После удовлетворения физиологических потребностей и обеспечения безопасности, человек хочет получить тепло дружеских, семейных или любовных отношений.

Четвертый уровень – престижные потребности (самоуважение, уважение со стороны других, признание общества, достижение успеха и высокой оценки, карьерный рост). Каждый человек нуждается в оценке обществом своих достоинств и достижений. Но он начинает верить в себя и свои силы, только достигнув чего-либо в жизни и заработав себе признание и репутацию.

Пятый уровень – духовные потребности (самореализация, самоутверждение, самовыражение, саморазвитие через творчество). Согласно теории Маслоу, человек чувствует потребность в самовыражении только после удовлетворения всех нижестоящих потребностей.

Теория иерархии потребностей Маслоу предполагает, что человек должен сначала удовлетворить потребности, расположенные внизу пирамиды, и только потом понять, что хочет удовлетворить потребность, расположенную на следующей ступени. То есть, это последовательное расположение основных потребностей в иерархии, является основополагающим в организации мотивации человека.

Большинство людей так и поступают, но из этой теории есть исключения. Например, люди науки, искусства могут развиваться и самореализовываться, несмотря на голод, болезни и социальные проблемы. Для некоторых людей их ценности и идеалы настолько важны, что они скорее готовы терпеть любые лишения, чем отказаться от них.

Также люди иногда могут создавать собственную иерархию потребностей и ставить на первое место другие ценности, например, уважение и карьерный рост, а не семью и детей.

Потребности человека зависят и от возраста. Например, удовлетворение физиологических потребностей и потребности в безопасности более характерно для детей, потребности в принадлежности и любви – для подростков, потребность в самовыражении – для людей старше 40 лет.

Маслоу предположил, что средний человек удовлетворяет свои потребности в следующей степени:

  • 85% физиологические
  • 70% безопасность и защита
  • 50% любовь и принадлежность
  • 40% самоуважение
  • 10% самореализация

Причем, неважно, на какой ступени пирамиды потребностей человек находится в данный момент. Если возникнут трудности в удовлетворении потребностей более низкого уровня, человек вернется туда и останется до тех пор, пока эти потребности не будут удовлетворены в достаточной степени.

Но это все теория. Давайте немного попрактикуемся. Вы знаете свои потребности? Составили ли вы классификацию своих потребностей? Если нет, давайте сделаем это прямо сейчас.

Подумайте, что важнее для вас – покупка сладостей или игрушек для ребенка, одобрение супруга или премия? Что бы вы ни выбрали, важно знать свою цель в жизни и, не отступая от нее, идти вперед.

Желаю вам, уважаемые читатели, добиться удовлетворения всех ваших потребностей.

Жизненный цикл

Давайте рассмотрим, как потребность возникает, развивается и реализуется. На начальном этапе она ощущается как смутно осознаваемая и неоформленная нужда в чем-то. Она выступает в виде внутреннего скрытого условия для деятельности, в виде некого идеала.

Далее нужда опредмечивается и конкретизируется, обрастает подробностями и становится движущей силой деятельности человека. Например, индивид открывает в себе тягу к любви и начинает искать партнера для отношений.

Из потребностей рождаются мотивы, которые впоследствии трансформируются в цели. Совокупность всех мотивов формирует направленность личности.

Чем дольше нужда остается нереализованной, тем сильнее внутреннее напряжение и дискомфорт. Он заставляет внимание течь в сторону объекта и побуждает человека совершать активные действия.

Если вы сильно голодны, то внимание будет выхватывать из окружающей реальности образы, связанные с едой.

В момент реализации человек испытывает эмоциональную разрядку и чувство удовлетворения от достигнутой цели. Происходит выброс гормонов радости – серотонина и эндорфина. Это своего рода вознаграждение за проделанную работу и поощрение к новым достижениям.

Естественно, не каждая нужда оказывается реализованной. Нереализованная может привести к следующим последствиям:

  1. Гибели человека. Если дело касается базовых биологических нужд.
  2. Фрустрации. Это сильное переживание вследствие неудовлетворения важнейшей для человека нужды, граничащее с нервным расстройством.
  3. Сублимации. Это преобразование чувства неудовлетворенности в созидательную энергию.

Все вышесказанное означает, что человеку стоит быть внимательным к своим внутренним побуждениям: осознавать, принимать и не пытаться подавлять их. Это необходимое условие для психологического здоровья личности.

Иерархия по а. маслоу

Представлю еще более конкретную иерархическую систему от психолога:

Дополнительные с точки зрения психологиисамореализацияразвитие таланта, интересов, способностей, умений
эстетиканужда во всех видах искусства
познаниенеобходимость обучения – не в плане получения диплома, а с целью когнитивной деятельности
 

Основные психологические

уважениесамоуважение и признание других
любовьдружба, романтические отношения, семья
безопасностьзащита от внешних угроз
Физиологическиепища, отдых, кров, сексуальное желание

Интересы и склонности

С понятием «потребности» тесно связан термин «интерес» — с латинского слово переводится как «иметь значение». Интерес – непосредственно то, что вызывает потребность. У человека появляется желание обладать объектом его интереса, отсюда формируются его действия.

Интерес может проявляться не только к материальному предмету, но и к духовным благам. Индивид хочет заполучить что-то, что предлагается ему социумом, то есть потребности появляются, исходя из возможностей, предоставляемых внешней средой.

Как быть Леди:  Стоит ли подстраиватся под любимого человека? - Психология - Любовные отношения

Человек рассчитывает на что-либо, ориентируясь на свое положение в обществе, группе. Интерес регулируется тем социумом, к которому индивид принадлежит, иногда осознается, а порой нет. Человек получает от общества стимул, что двигает его на совершение определенной активности, которая и приведет к удовлетворению потребности.

Интересы делятся в зависимости от:

  • Носителя: личностный, групповой, общественный
  • Направления: духовный, экономический, социальный, политический.

Есть также понятие «склонность» — она задает направленность интереса на совершение конкретного вида деятельности. Интерес только указывает на желаемый объект. Иногда они не совпадают. Рассогласование возникает из-за того, что какая-то цель не представляется осуществимой, независимо от прикладываемых усилий субъекта или группы.

Интересы и склонности могут определять судьбу человека, выбор его профессии, характер построения отношений.

Какие бывают потребности

Существует несколько подходов к классификации. Почти все именитые психологи, занимающиеся исследованием этого вопроса, разделяли их на высшие и низшие. Мы уже рассмотрели данную дифференциацию чуть выше.

Более сложная классификация разделяет нужды на три вида:

  1. Биологические (телесные). Все нужды, связанные с физиологией.
  2. Социальные. Нужды, которые обусловлены социальной природой человека.
  3. Экзистенциальные. Приобщают человека к вечному. Творчество, самосовершенствование, познание.

Какие виды потребностей существуют

Классификаций есть несколько, но наиболее развита и распространена – по происхождению. Различают:

  • Биологические. Они же – телесные или материальные. К ним относятся все нужды, имеющие врожденный характер. Во многом они схожи с инстинктами у животных и должны реализовываться одними из первых. От их реализации многое зависит, от некоторых – напрямую жизнь индивида, от других – развитие человеческого вида. К данной категории можно отнести необходимость к пропитанию, размножению, обеспечению тепла (отсюда и желание находиться в комфорте). При зацикливании на данной низшей ступени могут начаться серьезные психологические проблемы, в том числе связанные с перееданием или в целом – с потребительским типом сознания, когда у индивида больше нет задач, кроме покупки предметов, одежды.
  • Социальные. Они же личностные. Каждый из нас находится в обществе, является его непосредственной частью. При этом мы играем роли – жены, матери, дочери, сотрудницы, покупателя. В основе каждой маски лежит как типовое (общие стереотипы, нормы), так и индивидуальное. Чем выше уровень индивидуальности, тем ярче прорисовываются черты личности. К данному типу относятся все духовные и социальные стремления, в том числе развитие отношений, карьеры. К наиболее значимым нуждам относится труд и общение. Каждому необходим отдых, но расслабляться нужно после работы.
  • Духовные, или экзистенциальные. Они представляют собой наиболее сложный комплекс из желаний, поскольку они формируются на базе реального культурного опыта, знаний. Есть люди, не испытывающие значительного воздействия данных нужд, поскольку они зациклены на первых двух категориях. К ним относится все, что соединяет конкретного индивида с миром – не только с социальной точки зрения, но с моральной. Это искусство, творчество, самореализация, развитие.

Согласно данным трем разновидностям, основные виды потребностей человека изредка могут быть заменяемы друг другом. Например, представим творческую личность, художника, творца. Он может сутки провести за холстом и питаться одним вдохновением. Здесь мы видим, как биологическая основа временно уступила.

Skype Icon
Whatsapp Icon
Telegram Icon
Instagram Icon

Помимо представленной, существует много классификаций по разным принципам:

  • по происхождению: естественные и привитые социумом (кушать / есть в кафе);
  • по направлению: материальные и духовные (купить шубу / любить животных);
  • по сфере деятельности: коммуникативные, профессиональные (общаться / получить повышение);
  • по происхождению: эндогенные и экзогенные, то есть появившиеся сами по себе, изнутри, или привитые людьми или условиями извне – питаться должен любой организм, а вот получать в два раза больше тепла только тот, кто находится в холодном климате.

Также в профессиональной литературе находит имеет место разделение на базовые и приобретенные. Согласно данной концепции одни составляют фундамент, являются непререкаемыми, в то время как вторые подлежат корректировке, обсуждению.

Классификация потребностей по маслоу

Маслоу взял за основу своей классификации потребностей тезис о том, что поведение человека определяется базовыми потребностями, которые можно выстроить в виде ступеней, в зависимости от значимости и необходимости их удовлетворения для человека. Рассмотрим их, начиная с первой.

Классическая пирамида маслоу (5 ступеней)

Классификация потребностей по Маслоу
Маслоу считал, что человек не может испытывать потребности более высокого уровня, если испытывает недостаток в более простых вещах. Например, человек, которому нечего есть, не нуждается в признании и одобрении. Но когда голод утолен, появляются потребности более высокого порядка.

Краткое определение

Потребность – это нужда в чем-либо, которая побуждает человека совершать действия для ее удовлетворения.

Субъективно она ощущается как дискомфорт, напряжение, “внутренний зуд”. В момент удовлетворения эти неприятные ощущения сменяются чувством удовольствия и расслабления, которые служат наградой человеку за его старания.

Определение термина

Данное психическое состояние говорит о желании, которое не нашло удовлетворение, поэтому образуются дискомфорт и напряжение. Такая нужда обуславливается отсутствием условий и средств для достижения поставленных целей – от базовых (питаться, получать тепло, продолжать род) до высоких, к примеру, самореализовываться.

Итак, все необходимости можно разделить на:

  • Осознаваемые – их понимают, принимают, корректируют и сознательно превращают в цели, интересы.
  • Неосознанные – не воспринимаются напрямую, поэтому актуализируются в эмоциональном плане.

Вне зависимости от того, какие потребности есть у человека, осознаются они им или нет, они решаются или замещаются – так работает психическая реакция, когда не получается добиться желаемого.

Представлю характерные черты данного состояния:

  • отсутствие статичности;
  • неустойчивость, склонность к изменениям;
  • возможность появления новых на месте утраченных или реализованных;
  • зависимость желаний от деятельности.

Данное состояние присуще каждому мужчине и женщине с момента рождения. Если для младенца существенно только получение тепла, непосредственная близость к матери и еда, то для развитого, взрослого члена общества имеют место быть более высокого уровня необходимости, в том числе самореализация.

Первичные (врожденные) потребности человека

Первый уровень – физиологические потребности (жажда, голод, отдых, двигательная активность, воспроизводство рода, дыхание, одежда, жилище). Это наиболее выраженная группа потребностей человека. Небогатый человек, по мнению Маслоу, испытывает, прежде всего, физиологические потребности. Если встанет вопрос выбора между утолением голода и одобрением общества, большинство людей выберут пищу.

Второй уровень – потребность в безопасности (безопасность существования, комфорт, гарантия занятости, страхование от несчастных случаев, уверенность в завтрашнем дне). Здоровый, сытый человек испытывает потребность в безопасности, хочет обеспечить разумный порядок, структуру и прогнозируемость своего окружения. Например, он хочет получить определенные социальные гарантии при трудоустройстве.

Послесловие

Удовлетворение потребностей важно для адекватного развития личности. При игнорировании биологических потребностей человек может заболеть и умереть, а при неудовлетворенных высших потребностях развиваются неврозы, возникают внутриличностные конфликты и другие психологические проблемы.

Стоит отметить, что из правила «сначала удовлетворение одних потребностей – потом развитие других» существуют исключения. Речь идет о творцах и воинах, которые могут задаваться высшими целями, невзирая на неудовлетворенные физические потребности, например, голод и недосып. Но для среднестатистического человека характерны следующие данные:

  • физиологические потребности удовлетворяются на 85 %;
  • в безопасности и защите – на 70 %;
  • в любви и принадлежности – на 50 %;
  • в самоуважении – на 40 %;
  • в самоактуализации – на 10 %.

Потребности тесно связаны с социальной ситуацией развития человека и уровнем социализации. Что интересно, эта связь взаимообусловлена.

Потребности в безопасности

Для большинства людей безопасность означает надежность и удобство. Медицинская сестра должна не только уметь обеспечить пациенту безопасность, но и знать его требования к ней. Помощь медицинской сестры в обеспечении потребностей в безопасности:

Потребности в психологии

Потребность рассматривается психологами с трех позиций: в качестве объекта, состояния и свойства.

  1. Потребность как нужда для существования, выживания и обеспечение нормального функционирования человека.
  2. Появление желания в качестве компенсации за недостаток чего-либо
  3. Потребность как фундаментальное свойство любого индивида, определяющее его взаимоотношения с окружающими людьми, миром в целом.

Разработано большое количество теорий потребностей, которые описывают потребности с разных сторон. Известный последователь своего отца, чьи идеи были направлены на изучение личности в ее связях с деятельностью, Д.А. Леонтьев рассматривал и потребности, исходя из этой концепции. К.К.

Все подходы психологов к данной проблематике можно условно определить в группы, где потребность понимали как:

  • Нужду (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, В.И. Ковалев)
  • Состояние (Левин)
  • Отсутствие блага (В.С. Магун)
  • Необходимость (Б.И. Додонов, В.А. Василенко)
  • Предмет удовлетворения нужды (А.Н. Леонтьев)
  • Отношение (Д.А. Леонтьев, М.С. Каган)
  • Системную реакцию личности (Е.П. Ильин)
  • Нарушение стабильности (Д.А. Мак-Клелланд, В.Л. Оссовский)
Как быть Леди:  Что такое нравственность? - Иван Петрович Николин - читать, скачать

Тем самым, человеческие желания являются динамическими состояниями, что формируют мотивационную сферу личности, а затем и подвигают ее на совершение деятельности. Особую роль играет содержание потребностей, и то, как они влияют на окружающую действительность.

В данной связи интересна точка зрения Е.П. Ильина, который предложил для понимания сути потребностей учитывать несколько главных моментов:

  • физиологические нужды следует рассматривать отдельно от желаний личности. Организм может «потребовать» от человека немедленного исполнения своего запроса, который не всегда осознаваем, а сформированная потребность личность никогда не бывает неосознанной;
  • осознанное желание и нужда взаимосвязаны, тем не менее, субъекту важно стремиться исполнять то, что находится не в дефиците, а в действительной необходимости;
  • если потребность появилась, как состояние, личности ее трудно не заметить, потому важно сделать правильный выбор в методе и порядке (а иногда и заданных самим человеком условий) удовлетворения нужды;
  • после того, как острая нужда в чем-то или желание обозначились, запускается механизм, нацеленный на активный поиск средств для их достижения, поскольку обойтись без удовлетворения потребностей человеку маловероятно.

Потребность в безопасности

Как только человек получает гарантии выживания, он начинает думать о безопасности каждого аспекта своей жизни:

  • Финансовая безопасность – каждый человек боится бедности и материальных потерь и стремится к их преодолению. Выражается в желании сэкономить и приумножить достаток.
  • Эмоциональная безопасность необходима для того, чтобы человек мог чувствовать себя комфортно.
  • Физическая безопасность – каждый человек до определенного уровня нуждается в еде, тепле, жилище и одежде.

Потребность в безопасности не означает, что человек нуждается в бронированной двери. Он вполне может хотеть приобрести качественные обои, которые долго будут ему служить.

Потребность в комфорте

Как только человек достигает минимального уровня обеспеченности и безопасности, он начинает стремиться к комфорту. Он вкладывает огромное количество времени и денег для создания уютной домашней обстановки, стремится создать комфортные условия на работе. Для этого он выбирает товары, удобные и простые в использовании.

Потребность в любви

Люди имеют насущную потребность в построении и поддержании любовных отношений. Все что человек делает, направлено или на достижение любви, или на компенсацию недостатка любви. Взрослая личность формируется в условиях полученной или недополученной в детстве любви. Желание создать надежные условия для любви являются основной причиной человеческого  поведения.

Потребность в самовыражении

Наивысший уровень. Удовлетворяя её, человек считает, что делает что – то лучше других (написание книги, воспитание ребёнка…). Данный уровень потребностей связан с эстетическим восприятием, следовательно, в ЛПУ должны быть соответствующие условия для удовлетворения данного уровня потребностей пациентов: опрятный вид медицинского персонала, отремонтированные и эстетически оформленные помещения, соблюдение чистоты.

Потребность в уважении

Человек стремится заслужить уважение к себе других людей. На это направлена основная часть человеческой деятельности. Потеря уважения может стать существенной причиной неудовлетворенности, а получение высокопоставленной должности может служить большим стимулом, чем высокая заработная плата.

Потребность во власти

Человек стремится создавать условия и требования для деятельности других людей, управлять ими, контролировать их, пользоваться авторитетом, решать за других людей. Человек получает удовлетворение, находясь в позиции влияния и управления. Такие люди выбирают ситуации соревнований, конкуренции. Их заботит статус, а не эффективность действий.

Признаки успешной реализации интенций

Можно быть уверенным, что все идет правильно, если личность обладает следующими чертами:

  • гармоничное развитие;
  • контакт и взаимопонимание с природой и окружающим миром;
  • уважение, любовь к себе и людям;
  • социализированность;
  • твердый и прагматичный подход к решению проблем;
  • индивидуальность;
  • способность испытывать глубокие чувства – любовь, крепкая дружба.

Признаки успешной реализации потребностей

Человек успешен в достижении своих целей, если он правильно их поставил, верно себя замотивировал и подобрал нужные средства решения. Кроме того, могут влиять, конечно, сторонние факторы, мешающие субъекту, но их вероятность ниже степени личных усилий.

Уверенность человека в своих силах также напрямую отразится на результатах его деятельности. Вовремя удовлетворенные потребности помогают ему в успешной деятельности.

Согласно Маслоу, верх устремлений любого человека – самоактуализация. Это то, к чему все мы идем в идеале. Вот, какие черты личности, что добилась максимального успеха, преодолев все свои желания:

Таким образом, мы рассмотрели виды потребностей человека, различные подходы к данной проблематике. Любой человек, стремящийся к совершенству, должен знать о своих потребностях и их происхождении, чтобы отсеивать лишнее и концентрироваться на действительно важном. Тогда ваша жизнь будет наполнена смыслом и приносить вам удовольствие.

Рассмотрим в таблице, какие потребности человека вы знаете

Самыми основными являются:

БиологическиеЖизнедеятельность любого индивида базируется на них. От их реализации напрямую зависит выживание вида.
СоциальныеНе находят отражение у зверей, даже у стадных (желание стать вожаком имеет инстинктивную природу – найти наиболее сильного самца, чтобы он защищал всех). Часто людей судят по уровню развития социальных ролей и по степени их реализации.
ДуховныеОни отражают то, что индивид – часть общества. Их задача – привить цель к реализации себя, к стремлению вперед. Без данной категории не было бы ученых, художников, писателей.

Расширенная пирамида маслоу (7 ступеней)

Одни и те же потребности у разных людей проявляются по-разному, так как у каждого есть свои мотивы, способности, жизненный опыт, цели. Например, потребность в уважении и признании у одного человека может выражаться в стремлении стать великим ученым, другому достаточно, чтобы его уважали друзья и родители.

Социальные

Они отражают социальную природу человека. Сюда отнесем:

  • чувство принадлежности к обществу;
  • социальное взаимодействие;
  • чувство привязанности;
  • самоутверждение;
  • признание заслуг.

Без удовлетворения этих потребностей человек может прожить, но жизнь его будет неполноценной.

Социальные потребности

Социальные потребности отражают отношения людей в обществе. Все ждут любви и понимания, не хотят быть одинокими и обездоленными. При тяжелых заболеваниях нарушаются социальные контакты, общение, особенно у пожилых и одиноких людей. Помощь в решении социальных проблем улучшает качество жизни пациента.

Теория а. маслоу

Психолог из Америки выделил 5 уровней необходимых для существования и самореализации вещей. Эти ступени заключены в одну иерархию. Они являются показателем сущности – чем выше по пирамиде поднялся человек, тем более развитым он становится.

Перечислю уровни от низшего к наиболее высокому:

  1. Физиология.
  2. Безопасность.
  3. Любовь и принадлежность.
  4. Уважение к себе.
  5. Актуализация себя.

Две первые ступени можно отнести к низким. Их удовлетворение является первичным и необходимым. Но часто на них заканчивается стремление вперед. Каждый индивид получает их с самого рождения, но они могут совершенствоваться, разветвляться.

К физиологии относится все телесное – сон, еда, здоровье. К безопасности – стабильный заработок или иной вид достатка. То есть второй уровень обеспечивает бесперебойную реализацию первого.

Приведу пример. Голодный сперва раздобудет еду на один раз, насытиться, а затем подумает – как сделать так, чтобы пища была постоянной.

Остальные три ступени – это высшие потребности человека, определить которые и развить может только личность, индивидуальность. Они сильно зависят от социума, в котором мы находимся, и отражают общественную, политическую, культурную и даже религиозную обстановку.

Достижение или хотя бы осознание задач первого уровня, стремление к саморазвитию – это показатель здоровой психически личности. Но далеко не все достигают вершины. Чем более высоко находится необходимость, тем легче ее отложить на «потом», оправдать ненужность действий.

Теория д. мак-клелланда

Ученый не рассматривал базовые инстинкты, которые тождественны животным. Его внимание было сосредоточено на тех проявлениях желаний, которые приобретены в течение жизни. Большое значение он уделяет детскому периоду, поскольку именно в тот момент закладывается одна из трех потребностей. Перечислим их ниже.

Теория дэвида макклелланда

Американский психолог Дэвид Макклелланд сосредоточил свое внимание на высших потребностях. Он изучал мотивы, которые заставляют человека развиваться в различных видах деятельности и стремиться доминировать над другими людьми.

Макклелланд выделил три основные потребности, которые формируются у человека в течение жизни:

  1. В достижении или свершении.
  2. Во взаимодействии.
  3. Во власти.

При этом между ними не существует четкой иерархии. У разных людей разные потребности могут быть главенствующими. Это определяется индивидуальными особенностями и стилем воспитания в детстве.

Теория иерархии потребностей маслоу

Несмотря на то, что потребностей и желаний у людей очень много, их можно разделить по определенным группам. Американский психолог Абрахам Харольд Маслоу скомпоновал все человеческие потребности в структуру, или пирамиду потребностей, которая представляет собой упрощенное изложение его идей.

Как быть Леди:  Что такое потребность человека: определение и классификация

Классификация потребностей по Маслоу отражает одну из самых известных на сегодняшний день теорий мотивации – теорию иерархии потребностей. Маслоу проанализировал все человеческие потребности и расположил в виде пирамиды.

Теория к. алдерфера

По сути психолог является продолжателем Маслоу, но он немного видоизменяет как пирамиду, так и некоторые постулаты. Он выделяет три ступени нужд человека, каждая группа из которых обеспечивает:

  • существование – на физическом, биологическом уровнях как индивида, так и человеческого вида;
  • связанность – это общественные проявления социума;
  • развитие.

Некоторые положения противоречат концепции его предшественника, в том числе о том, что:

  • Потребности могут задействоваться не только одиночно, но и парно, то есть один мотив произрастает из нескольких необходимостей.
  • Каждый, кто не может удовлетворить высокую ступень, начинает сильно желать скорее решить более низкую – к примеру, часто люди замещают любовь сексом.

Теория клейтона альдерфера

Американский психолог Клейтон Альдерфер немного видоизменил теорию А. Маслоу, выделив 3 группы:

  1. Потребности существования. Сюда объединены первые две ступени пирамиды Маслоу. Альдерфер считал их нуждами одного порядка.
  2. Потребности связи. То, что в теории Маслоу называется потребностью в социализации и любви.
  3. Потребности роста. Обучение и стремление к внутреннему прогрессу.

В отличие от Маслоу Альдерфер не считал, что человек движется строго от низших нужд к высшим. Динамика движения может быть разной в зависимости от обстоятельств.

Загляните в нашу статью о том, что такое самореализация.

Теория э. фромма

В концепции Фромма потребности классифицированы на основании единства человека и природы. Автор выделяет следующие потребности:

  1. Потребность в общении и межиндивидуальных узах (любовь, дружба).
  2. Потребность в творчестве. Независимо от рода конкретной деятельности человек создает мир вокруг себя и само общество.
  3. Потребность в ощущении глубоких корней, гарантирующих прочность и безопасность бытия, то есть обращение к истории общества, семье.
  4. Потребность в стремлении к уподоблению, поиску идеала, то есть идентификация человека с кем-либо или чем-либо.
  5. Потребность к познанию и освоению мира.

Стоит отметить, что Фромм придерживался концепции о влиянии бессознательного на человека и потребности относил как раз к этому. Но в понятии Фромма бессознательное – скрытый потенциал личности, духовные силы, отведенные каждому человеку изначально. А также в подсознательное занесен элемент общности, единства всех людей.

Физиологические потребности

Данные потребности – фундаментальные. При уходе и наблюдении за пациентом помощь в удовлетворении данных потребностей приоритетна, т.к. связана с поддержанием жизни пациента.

  • В нормальном дыхании, в кислороде (дышать) — приоритетная для медсестры. Дыхание и жизнь – неразделимые понятия. Благодаря дыханию поддерживается необходимый для жизни газовый состав крови. Кора головного мозга очень чувствительна к явлениям гипоксии — недостаточному поступлению кислорода к тканям и органам.
    • Проявления нарушения потребности: одышка, кашель, затрудненное носовое дыхание, бледность и цианоз (синюшность) кожи и слизистых, боль в грудной клетке.
    • Факторы риска: курение, загрязнение окружающей среды.
    • Помощь медицинской сестры: поднять изголовье кровати, проветривать помещение, запрещать курение, обучать технике кашля и дыхательным упражнениям, следить за свободным носовым дыханием.
  • В пище (есть). Пища – основной источник энергии и питательных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Для ребёнка обеспечивает нормальный рост и развитие, для взрослого помогает исключить факторы риска многих заболеваний. Адекватное питание при болезни способствует выздоровлению.
    • Проявления нарушения потребности: нарушение аппетита (пониженный аппетит, анорексия – полное отсутствие аппетита, булимия – повышенный аппетит), тошнота, рвота, изжога, боли в животе.
    • Факторы риска – нарушение режима питания, несбалансированное питание, переедание, отсутствие зубов.
    • Помощь медицинской сестры: оказывать помощь в приеме пищи, обучать правильному питанию.
  • В жидкости (пить)— человеку необходимо употреблять 1,5 – 2 л ежедневно. Для сохранения нормального водного баланса нужно употреблять жидкости больше, чем выделать, иначе произойдёт обезвоживание организма, нарушение функций органов и систем.
  • В выделении продуктов жизнедеятельности (в физиологических отправлениях). Продукты жизнедеятельности организма выводятся с мочой, калом. Мочеиспускание и акт дефекации – индивидуальные, интимные процессы. Медсестра должна проявлять деликатность, соблюдать конфиденциальность, обеспечить условия уединения пациенту.
  • В сне и отдыхе. Отдых и сон необходимы для нормальной жизнедеятельности организма, для преодоления полученных вредных воздействий. Недосыпание приводит к переутомлению, появлению психологических проблем, ухудшению питания мозга. Особенно это важно для больного. Медицинская сестра должна создавать условия, способствующие поддержанию данной потребности.
    • Проявления нарушения потребности: прерывистый сон, бессонница, усталость, зевота, раздражительность.
    • Факторы риска: шум, яркий свет, нарушение распорядка дня, нарушение теплового режима, неудобная постель, болевые ощущения и др.
    • Помощь медицинской сестры: обеспечить комфортные условия для сна, выяснить причины его нарушения.
  • В движении – ограничение ведёт к возникновению проблем со стороны кожи (пролежни), опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Кроме того, при нарушении данной потребности человек лишен общения с окружающей средой, способности себя обслуживать. Помощь медицинской сестры должна быть направлена на восстановление подвижности, на улучшение качества жизни пациента.
  • Поддерживать нормальную температуру тела. Нормальная жизнедеятельность органов и тканей невозможна без относительного температурного постоянства внутренней среды организма. Организм человека с помощью физиологических механизмов регулирует теплопродукцию и теплоотдачу. Заболевания повышают температуру тела: инфекции, воспалительные процессы, злокачественные новообразования, кровоизлияние в мозг.
    • Проявления нарушения потребности: бледность или покраснение кожи (гиперемия), сухость или влажность кожи, озноб или чувство жара, головная боль, учащенное дыхание и сердцебиение, повышенная или пониженная температура.
    • Факторы риска: нарушение теплового режима в помещении, одежда не по сезону, пониженный иммунитет, нарушение гормонального фона.
    • Помощь медицинской сестры: контроль температуры тела, поддержание оптимальной температуры в помещении.

Формирование

С появлением новшеств будут более обширны и желания. Базируются они на биологических, ведь если не будет гармонии на физиологическом уровне, то и другие не получится реализовать. Затем они развиваются в две стороны – с точки зрения природы и социума.

Например, мужчина хочет кушать. Чтобы он мог максимально полно восполнить эту необходимость, он, а также окружающее общество, получает новую задачу – познание. Так, теперь знание становится ключом к добыванию пищи и пропитанию.

Очень важно, чтобы все желания развивались в нужное время и в правильном русле – без замещения и зацикливания. Приведу ступени развития, характерные для ребенка:

    1. привычка – прививается родителями;
    2. деятельность, которая толкает на изменения привычного уклада;
    3. положительные эмоции – они укрепляют эффект;
    4. творчество;
    5. оценка достижений.

Характеристики потребностей

Потребности имеют ряд характеристик и подчиняются определенным законам:

  1. При рождении человеку свойственны только физиологические нужды, остальные развиваются позже.
  2. Низшие потребности характерны для всех людей в равной мере.
  3. Высшие же сильно отличаются у разных людей и формируют индивидуальный портрет личности.
  4. Удовлетворение низших нужд открывает возможность для формирования высших, но не гарантирует его.
  5. Чем выше потребность, тем менее она важна для выживания и тем дольше она может быть неудовлетворенной.
  6. Чем больше человек вовлечен в различные виды деятельности, тем сложнее его система нужд.
  7. Подавление негативно сказывается на психологическом и физиологическом благополучии и деформирует личность.
  8. Возникновение и удовлетворение связано с различными эмоциями.
  9. Фокус человека фиксируется на предмете нуждаемости и заставляет внимание течь в его сторону.

Экзистенциальные (духовные)

Эта группа нужд исходит из системы общечеловеческих духовных ценностей, из представлений о прекрасном, о добре и зле, о гармонии, о приобщении к вечному. Такие нужды есть далеко не у всех людей, так как находятся на самой вершине иерархии.

К экзистенциальным потребностям относятся:

  • жажда знаний;
  • стремление к самосовершенствованию;
  • тяга к творчеству;
  • поиск смысла жизни;
  • приобщение к прекрасному.

Человек в течение жизни должен стремиться достичь этого уровня и прочно обосноваться на нем.

Заключение

В статье я рассказала, что это такое – определенные человеческие потребности. Если вы не можете понять, успешно или нет вы их реализовываете, запишитесь ко мне на персональную консультацию и узнайте саму себя.

В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.

Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.

Записаться на консультацию

Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.

Skype, Viber.

Записаться на консультацию

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий