Что такое интеллект? / Хабр

Что такое интеллект? / Хабр Женщине
Содержание
  1. Основная функция интеллекта
  2. Что такое интеллект
  3. Почему интеллект разный
  4. Вербально-лингвистический
  5. Вербальный интеллект
  6. Визуально-пространственный
  7. Внутриличностный или интраперсональный интеллект
  8. Вы лишились девственности после окончания школы
  9. Вы старший ребенок в семье
  10. Другие понятия
  11. Духовный интеллект
  12. Индивидуальные особенности интеллекта
  13. Интеллект
  14. Интеллект мужчины и женщины
  15. Как повысить уровень интеллекта
  16. Кинестетический (телесный)
  17. Китайская комната
  18. Классификация интеллекта по гарднеру
  19. Логико-математический
  20. Логический интеллект
  21. Межличностный или интерперсональный интеллект
  22. Можно ли развить интеллект
  23. Музыкально-ритмический
  24. Мышление и интеллект: как они связаны
  25. Натуралистический
  26. Определение и свойства интеллекта
  27. Ощущения
  28. Параметры интеллекта
  29. Пространственный интеллект
  30. Разбор: как устроен ваш интеллект
  31. Разновидности
  32. Социальный интеллект
  33. Способы определения iq
  34. Творческий интеллект
  35. Факторы, влияющие на развитие
  36. Физический интеллект
  37. Эмоциональный
  38. Эмоциональный интеллект

Основная функция интеллекта

Чем так ценен интеллект? Почему людям важно иметь высокий уровень умственных способностей? Успешное, продуктивное мышление дает человеку многое:

  • открывает путь для самореализации и проявления способностей;
  • служит необходимым условием достижения успеха;
  • гарантирует быстрое овладение новыми знаниями и навыками;
  • позволяет заработать уважение и высокий социальный статус.

Все это верно, но вторично. Интеллект – это продукт эволюционного развития, а значит, в прошлом (да и сейчас нередко) он обеспечивал человеку возможность выжить и оставить потомство, то есть продолжить свой род. Выживают не самые сильные и быстрые, а самые умные, интеллектуально развитые особи. Это, кстати, касается не только человека, но и животных.

Поэтому главная функция интеллекта – адаптационная. И часто интеллект определяют как способность человека максимально быстро и эффективно приспосабливаться к окружающей среде. В зависимости от проявления адаптационной функции выделяют 3 уровня интеллектуальной активности.

Большинство людей находятся на среднем уровне, и это совсем неплохо. Общество не нуждается в большом количестве креативов, которые стремятся кардинально изменить мир в соответствии со своими интересами.

Что такое интеллект

Определение

Интеллект — это совокупность особых психических способностей личности:

  • познавательных (внимание, воображение, мышление, представление, восприятие, ощущение, память);
  • связанных с решением проблем (рефлексия, воля);
  • направленных на использование знаний в управлении окружающей средой;
  • связанных с применением абстрактных понятий (логическое мышление, умение находить связи, ассоциации, отличия);
  • образовательных (запоминание, обучение, использование уже накопленного опыта, систематизация информации, ее классификация, нахождение закономерностей);
  • адаптационных (умение приспосабливаться к изменению условий, к возникновению новых ситуаций).

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Автором понятия «интеллект» является британо-американский психолог Рэймонд Бернард Кэттелл. Он предложил условное деление интеллекта по своим свойствам на две группы:

  1. Способности, отвечающие за накопление опыта и использование уже усвоенных навыков и знаний (кристаллизовавшийся интеллект).
  2. Способность анализировать, логически мыслить, понимать и решать задачи, выходящие за границы имеющегося опыта (подвижный интеллект).

Значение интеллекта в жизнедеятельности человека настолько велико, что появилось понятие «интеллектуальной собственности».

Почему интеллект разный

Такое понятие как “интеллект” — относительно молодое. Первые исследования и работы ученых, касающиеся его, датируются началом прошлого столетия. В числе первых исследовали уровня и особенностей мыслительных способностей более ста лет назад были французские ученые Т. Симон, А. Бине.

Сегодня под интеллектом подразумевается присущий человеку набор качеств, которые определяют его способность мыслить определенным образом. Дефицит этой способности в одной сфере может быть компенсирован за счет более развитой в другой. Например, люди, у которых не очень хорошо развита речь, способны внимательно слушать собеседника, сопереживать ему. 

Когнитивные способности (умственные) хорошо проявляются в деятельности, которой занимается человек. Зачастую способности, востребованные в одной сфере деятельности, оказываются практически не задействованными в другой, поэтому они не развиваются или находятся на низком уровне.

У разных людей разнится не только уровень развития отдельных способностей, но и характер мыслительных процессов. Очень сильно отличается мышление у человека, занимающегося точными науками и гуманитария. Это не значит, что у кого то из них оно лучше или хуже. Просто стили мышления разные.

Такое понятие, как творческое мышление, выделяют в отдельный кластер. Считается, что в современной жизни без способности к креативу нельзя обойтись в большинстве отраслей науки, практической деятельности. Определить уровень творческого мышления в цифровом эквиваленте невозможно при помощи тестовых методик.

Вербально-лингвистический

Преобладание этого типа интеллекта дает возможность очень четко и грамотно излагать мысли, преобразовывать в связный и понятный текст даже самые сложные идеи и мысли. Люди, у которых доминирует вербальный интеллект, обожают общение. Они разговаривают так, что собеседникам всегда очень интересно, обладают даром убеждения, умело используют факты. Нередко вербальный интеллект помогает человеку стать лидером. 

Доминирующий тип интеллекта отражается на том, какой профессиональный выбор делают люди. Они часто становятся:

  • писателями;
  • журналистами;
  • историками;
  • актерами.

Среди тех, у кого доминирует вербальный интеллект, немало людей с дислексией. Это расстройство не мешает им быть очень успешными в профессиях, связанных с общением, умением красиво и понятно изъясняться. 

Вербальный интеллект

Является основой для таких важнейших навыков, как устная и письменная речь. Тренируется при чтении книг, в том числе вслух, сочинении стихов, изучении иностранных языков, разговорном общении (включая иностранный язык).

Визуально-пространственный

Этот тип интеллекта по-другому называют образным. Тем, у кого он доминирует, легко удается запоминать увиденные картинки. Люди обладают исключительной зрительной памятью. Они способны увидеть один раз целую страницу текста и спустя время воспроизвести ее содержание или вспомнить черты лица человека, увиденного лишь однажды. Зато материал, который пришлось выучить наизусть, у них очень быстро забывается. 

Зачастую люди с пространственно-визуальным интеллектом становятся:

  • строителями и архитекторами;
  • художниками, скульпторами;
  • инженерами;
  • моряками, летчиками.

Добиваться успехов на выбранном поприще им помогает способность замечать даже самые незначительные детали, которые другим незаметны, способность представить, как могут выглядеть или располагаться в пространстве разные предметы. Хорошо развитый пространственный интеллект позволяет легко ориентироваться на местности, делать эскизы, опираясь на словесное описание. 

Внутриличностный или интраперсональный интеллект

Люди с хорошо развитым внутриличностным интеллектом ориентированы на свой внутренний мир. Они много размышляют, рефлексируют, зачастую хорошо понимают причины собственных эмоций и поступков, сравнительно легко справляются со стрессовыми ситуациями. 

Тех, у кого доминирует этот тип интеллекта, выбирают профессию:

психолога;

философа;

писателя;

историка.

Интраперсональный тип мышления считается самым сложным. Те, у кого он преобладает, активно интересуются глобальными проблемами, много размышляют о смысле бытия и других экзистенциальных вопросах. 

Вы лишились девственности после окончания школы

Согласно исследованию Университета Северной Каролины, в котором приняли участие 12 000 школьников 14-18 лет, старшеклассники с высоким IQ имели гораздо меньше романтического и сексуального опыта по сравнению со сверстниками со средним и низким IQ. Процент девственников среди юных гениев и вовсе составил 45%.

Существует несколько теорий, объясняющих это явление, но все сводится к трем основным причинам. Во-первых, гормон тестостерон, отвечающий за либидо у мужчин, работает в противовес химическим элементам, влияющим на интеллект. Во-вторых, умные люди менее склонны к авантюрам (их интеллект рассматривает секс как ненужный риск).

И в-третьих, школьники, увлеченные учебой и самосовершенствованием, часто ведут достаточно замкнутый образ жизни, избегая массовых мероприятий. А это, в свою очередь, снижает их шансы встретить романтического партнера и вступить в сексуальный контакт.

Вы старший ребенок в семье

Норвежские ученые провели обширное исследование, проанализировав данные 250 000 человек, родившихся в период с 1967 по 1976 год. В результате им удалось выявить прямую связь между уровнем интеллекта и порядком рождения (в случае, если изучаемые имели братьев и сестер). Согласно их отчету, средний IQ первенца составил 103 балла, второго ребенка — 100 баллов, а третьего — 99.

«Результаты знаменательного исследования, опубликованного в июне 2007 года, показали, что у старших детей есть небольшое, но значительное преимущество в IQ — в среднем на три балла по сравнению с младшими братом и сестрой, — пишет The New York Times.

Другие понятия

Что такое сознание? Его можно определить как процесс функционирования интеллекта, процесс получения информации и обновления модели реальности. Оно тесно связано с понятием «Я». «Я» это элемент в модели, представляющий саму информационную систему. Есть ли понятие «Я» у собак?

Да, это тот объект, с которым они связывают команды «Сидеть-Лежать». Это означает, что у собак есть сознание и интеллект. Но умножать например собаки не умеют. Возможно, это связано с тем, что для более высоких уровней абстракции нужны дополнительные информационные элементы, которые будут наблюдать более низкие уровни и строить их модель.

Сознание связано с самонаблюдением. То есть имеет место не просто получение информации о мире и обновление модели, а также и регистрация самих фактов получения, отражение их в модели, связь с объектом «Я». «Если мне тыкают под ребра, мне щекотно». «Вчера я не знал этого, сегодня знаю».

То самое «Я мыслю — следовательно, я существую». Получается замкнутая система, часть элементов с выхода анализирующего блока передается на его вход. Можно предположить, что сознанием могут обладать только сложные существа, у которых достаточно информационных элементов для организации такой связи.

Что такое понимание? Что означает, когда мы говорим, что человек понял что-то? Это означает, что у него появилась правильная модель того, что он анализировал. Информационные элементы модели соответствуют элементам реальной системы. Понимание это построение правильной модели.

Как быть Леди:  3 шага к осознанному проживанию своей жизни -

Есть нейросети, они сами строят модель по входящей информации. Строят ли они правильную модель? Результаты показывают, что как-то не очень. Для них обычно требуется специальная выборка, это тоже подготовленная модель. Но какую-то модель они могут построить, поэтому некоторый уровень интеллекта у них есть.

Update:

Важный момент. Объекты в модели это именно объекты, с состоянием и поведением, которые распознаются как одно и то же в разные моменты времени. Думаю, если информационная система не имеет механизма для понятия «тот же самый», то нельзя сказать, что у нее есть интеллект.

Духовный интеллект

Характеризуется способностью к самосовершенствованию и саморазвитию, самодисциплине, умению мотивировать себя, ставить и достигать целей. Развить можно с помощью медитаций, других восточных практик, а также внутреннего диалога с собой, размышлений о смысле жизни и ее целях.

Индивидуальные особенности интеллекта

Люди отличаются и по уровню, и по характеру интеллекта, то есть по проявлению специальных способностей. Многочисленные тестирования, проходившие с помощью разнообразных методик, позволяют утверждать, что различия в интеллекте заметны уже в самом раннем детстве.

Главным показателем потенциально высокого интеллекта считается любознательность детей, стремление их к новым, ярким впечатлениям и овладению новыми видами деятельности. То есть непоседливый ребенок, который везде лезет, тащит в рот что попало, колотит погремушкой по кроватке, стене, голове мамы, ломает игрушки, размазывает кашу по столу и считается сущим наказанием, на самом деле имеет более высокий интеллектуальный потенциал, чем спокойный тихоня.

К школьному возрасту уровень интеллекта уже можно определить, и считается, что он остается всю жизнь примерно на одном уровне, конечно, с поправкой на возраст. В современных тестах интеллекта для каждого возраста свои задания.

Интеллект

Естественный интеллект — это тоже информационная система. У него есть датчики, которые дают входящую информацию. На основе этой информации он строит модель того, что происходит вне этой информационной системы, и на основе модели принимает решения о действиях. Таким образом, мы можем дать определение того, что такое интеллект.

Интеллект — это способность информационной системы строить модель реальности на основе входящей информации.

Компьютерная программа это тоже информационная система. Обладает ли она интеллектом? Нет, потому что модель в программу закладывает программист. Рассмотрим например программу для разметки жесткого диска. Информация о возможных форматах, порядок выполнения команд, коды ответов — это все заложено в исходном коде.

Искусственный интеллект должен строить правильную модель реальности. В том числе, он должен правильно на нее реагировать. Как минимум так же, как человек. Во-первых, это обратная связь для нас, по которой мы можем прийти к выводу, что интеллект у системы есть.

Все животные так или иначе реагируют на реальность. Поэтому в отношении них нельзя говорить о том, есть интеллект или нет интеллекта. Можно говорить о том, больше его или меньше, достаточно ли его для определенного вида задач, для построения определенных моделей.

У одноклеточных практически нет интеллекта, потому что нет элементов, которые хранят и обрабатывают информацию об окружающей среде. Есть только химические взаимодействия, которые позволяют им функционировать. Их тоже можно считать моделью, но не информационной, а аппаратной. Из-за небольших размеров и химических законов она не может быть сложной.

Также стоит отметить, что интеллект тесно связан с понятиями объекта и памяти. Объект — это нечто, что обладает состоянием и поведением, что мы определяем как одно и то же в разные моменты времени. Память нужна, чтобы хранить признаки объектов между этими моментами, здесь и начинается модель. Но объекты это тема отдельного разговора.

Интеллект мужчины и женщины

Различия в интеллектуальном развитии мужчин и женщин давно интересовали психологов. Результаты исследований показывают, что имеется некоторое различие в строении головного мозга, но оно не влияет на уровень умственных способностей. С большинством задач мужчины и женщины справляются одинаково. Исследователи пришли к выводу, что средний уровень развития интеллекта у субъектов обоих полов одинаков.

Однако, если среди представительниц женского пола нет большого разрыва по уровню интеллекта (большинство женщин имеют среднестатистические показатели), то у мужчин он ярко выражен. То есть среди представителей мужского пола индивидов с очень низким уровнем интеллекта так же много, как и интеллектуалов с очень высоким уровнем развития умственных способностей.

Ученые выяснили что на развитие умственных способностей мальчиков влияет полноценное питание будущей матери во время беременности, в то время как на девочках это не сказывается. Это связано с тем, что мужской мозг является более уязвимым во время своего внутриутробного развития.

Помимо этого у мужчин и женщин наблюдается разница в проявлении отдельных качеств из сферы интеллекта. До пятилетнего возраста особых различий в характере развития интеллектуальных способностей не наблюдается. Однако после достижения этого возраста у мальчиков начинают активно развиваться формы пространственного интеллекта и навыки манипулирования.

Для девочек же свойственно преобладающее развитие вербальных способностей. У мужчин чаще развиваются аналитические способности, таланты к точным наукам, за которые несет ответственность левое полушарие. Среди них гораздо больше известных математиков и физиков, чем среди женщин. Зато у женщин активно развиваются способности к творчеству и интуиции, за которые отвечает правое полушарие.

Различия в свойствах интеллектуального развития мужчин и женщин можно объяснить следующими причинами:

  • психологическое влияние общества (унижение женщин, давление на них, приписывание стереотипов поведения как женщинам, так и мужчинам);
  • различия в учебно-воспитательном процессе (приучение к различным видам деятельности, развитие одних функций интеллекта в ущерб другим из-за чего мозг девочек и мальчиков тренируется в разных областях).

Как повысить уровень интеллекта

Эта способность человеческого мозга не является величиной постоянной. Ее можно (и нужно) тренировать на протяжении всей жизни. Особенно рекомендуют это делать в пожилом возрасте для профилактики возрастных умственных заболеваний (таких, как болезни Паркинсона и Альцгеймера).

Основное правило — постоянно учиться чему-то новому, даже если это не имеет практической направленности, и тренировать мозг решением задач повышенной сложности, требующих умственного напряжения. Существует множество методик для поднятия уровня интеллекта:

  1. Индивидуальные и групповые тренинги, обучающие игры.
  2. Решение математических задач на скорость.
  3. Чтение вслух.
  4. Познание нового посредством чтения книг, научно-популярной, исторической литературы, просмотра познавательных передач, фильмов, поиск познавательной информации через интернет.
  5. Изучение математики и других точных наук.
  6. Занятия настольными играми (шашки, шахматы, нарды и другие).
  7. Тренировка различных навыков посредством развивающих компьютерных игр.
  8. Разгадка ребусов, головоломок, загадок, решение логических задач.

Помимо этого необходимо заниматься физической активностью для улучшения кровоснабжения мозга и придерживаться здорового питания (многочисленные исследования подтверждают необходимость употребления рыбы для улучшения работы мозга).

Кинестетический (телесный)

Для людей с преобладанием телесного интеллекта познание мира происходит через тактильные ощущения. Они помогают понять свойства предметов, их форму, сформировать свое отношение к ним. Среди ярких кинестетиков очень много спортсменов;

  • танцоров;
  • массажистов;
  • врачей.

Способность очень чутко реагировать через прикосновения сочетается у них с хорошо развитым пространственным мышлением.

Китайская комната

Решил добавить анализ

, чтобы показать применимость этого подхода в разрешении непонятных вопросов.

Итак, есть комната, в ней сидит человек, у него есть инструкция, руководствуясь которой он перекладывает иероглифы. Комната отвечает на китайские вопросы, но человек не знает китайского. Ответ прост и уже дан ранее — китайский язык знает вся система в целом. Но есть и аргументы против. Рассмотрим некоторые моменты.

«Инструкция же составлена таким образом, что после применения всех шагов к иероглифам вопроса они преобразуются в иероглифы ответа.»

Строго говоря, это невозможно, так как для ответа нужны дополнительные данные, которых нет в вопросе. Если система действительно отвечает правильно, они где-то хранятся. Это ее модель реальности.

«Формально аргументацию можно представить так:1. Если гипотеза «сильного» ИИ верна, тогда существует такая программа для китайской письменности, при запуске которой в вычислительной системе эта система будет понимать китайскую письменность.2.

Пункт 1 должен выглядеть так: «существует такая программа для китайской письменности, при запуске которой в вычислительной системе эта программа будет понимать китайскую письменность». Система передает данные в программу, программа их обрабатывает.Поэтому, из 2 не следует 3. Понимать китайскую письменность будет исполняемая программа, а не тот, кто ее исполняет.

Чтобы человек стал понимать китайский язык, надо расширить имеющуюся у него модель моделью из программы. А когда эти данные внутри виртуальной машины, они недоступны.

«Более общий вывод Сёрла говорит о том, что любые манипуляции с синтаксическими конструкциями не могут приводить к пониманию»

Верно. Понимание это построение правильной модели. Синтаксические конструкции лишь обозначают элементы модели.

«Система из книги правил, человека и комнаты, по их мнению, является разумной и понимает китайский язык. В качестве контраргумента Сёрл предлагает заставить человека запомнить формальные правила ответов для системы.»

И когда он будет исполнять программу, она будет понимать китайский язык.

Как быть Леди:  Ханахаки: что это, кто придумал, существует или нет | NUR.KZ

Статья на английском с небольшими дополнениями: What is intelligence?

Классификация интеллекта по гарднеру

Американский ученый Говард Гарднер стал автором теории “множественного интеллекта”. Согласно ей, человек обладает большим спектром познавательных способностей, которые мало зависят друг от друга. Например, человек, которому легко дается математика не обязательно умнее того, который испытывает трудности в этом предмете. Тот, кто тратит больше времени и усилий, чтобы решить задачу или пример, имеет определенные преимущества:

  1. он учится приходить к решению другими путями;
  2. получает возможность успешно реализоваться в других сферах, которые не связаны с математикой;
  3. нередко ищет ответ к задаче, задействовав механизмы, отличные от тех, которые использует “математик”. 

Часто такое понимание предмета (в описанной ситуации — математики) со стороны может показаться медлительностью. Однако, такое определение в корне неверно. За ним часто скрывается интеллект очень сильного математика, который видит возможности решения на более глубоком уровне, чем тот, кто “щелкает” задачи по заученной схеме. 

В своих книгах Гарднер подробно рассказывает о том, как он видит разные типы интеллекта человека. Рассмотрим коротко их и мы.

Логико-математический

Люди с доминирующим логико-математическим интеллектом легко справляются с заданиями, связанными с необходимостью производить математические действия, оперировать цифрами и конкретными понятиями. Те, у кого преобладает логико-математический интеллект, с большим желанием проводят время наедине с цифрами, за созданием кодов, головоломок, логических задач. Область применения способностей очень широкая. Часто люди становятся: 

  • программистами;
  • математиками;
  • специалистами по логистике;
  • финансистами;
  • инженерами;
  • аналитиками;
  • композиторами.

Талантливые детективы, способные находить незаметные для других взаимосвязи между фактами и событиями, тоже имеют логико-математический интеллект.

Логический интеллект

Выражается наличием навыков логического мышления, вычисления, рассуждения, способности индивида анализировать, сопоставлять, находить закономерности, делать выводы. Для его развития рекомендуется решать различные логические задачи.

Межличностный или интерперсональный интеллект

Он преобладает у людей, которые хорошо чувствуют настроение, эмоции, понимают желания других. При развитом интерперсональном интеллекте очень заметна способность легко налаживать взаимодействие даже с незнакомцами. 

Люди с хорошо развитым межличностным интеллектом становятся:

  • учителями;
  • психологами;
  • специалистами по работе с кадрами;
  • социальными работниками.

Вне рабочей обстановки они проявляются, как интересные собеседники, те, на чью помощь всегда можно рассчитывать. 

Можно ли развить интеллект

Интеллект, несомненно, нужно развивать, если речь идет о детском возрасте. Неразвитые умственные способности так и останутся потенциальными. Что же касается взрослых, то возможность развития интеллекта во многом зависит от уровня природных задатков.

Для взрослых существенно повысить свой интеллектуальный уровень может оказаться весьма непросто. Но наша психика очень пластична, а эффективность работы мозга во многом зависит от количества нервных связей в его коре. Образуются эти связи в процессе обработки и осмысления информации. То есть чем больше мы думаем, тем умнее становимся.

Итак, несколько советов тем, кто хочет развить свой интеллект:

  • Интересуйтесь новым. Новая информация требует осмысления и переработки, заставляет мозг работать активнее и повышать продуктивность мышления.
  • Расширяйте круг своих интересов. Это позволит включать в мыслительный процесс разнообразную информацию и сделает мышление более сложным. К тому же интересы в различных сферах и областях активизируют ассоциации, необходимые для полноценного мыслительного процесса.
  • Увлекайтесь. Найдите то, что станет вашим увлечением, хобби. Не важно, что это – собирание пробок от пивных бутылок или вышивка гобеленов. Главное – посвящайте своему увлечению время, изучайте его историю и различные аспекты, общайтесь с единомышленниками, благо сейчас интернет предоставляет такую возможность.
  • Творите. Творчество – это высшая форма познавательных процессов, занятие им неизбежно повысит и уровень вашего интеллекта. Творческие виды деятельности развивают и другие важные способности, в том числе особый тип восприятия мира.
  • Пишите. Можете сочинять фантастические рассказы или жизненные повести, описывать окружающее – природу, городские пейзажи, встречи с людьми, или просто вести дневник. Занятие письменной речью упорядочивает мышление, а литературное творчество делает его ярче, живее, интереснее.
  • Рисуйте. Рисование прекрасно развивает образное мышление и делает вас интеллектуальнее. Вы не умеете рисовать? Ничего страшного – вы и писать когда-то не умели, и даже говорить и ходить. Но научились же? Чтобы научиться чему-то, надо этим заниматься. Рисуйте сначала для себя, старайтесь запечатлеть то, что вас поразило, заинтересовало или возмутило. След, оставленный на бумаге вашей рукой – это шаг к развитию интеллекта.
  • Будьте разносторонними. Старайтесь не оставлять без внимания ни одну сферу жизни: общайтесь с друзьями, занимайтесь спортом, украшайте свою квартиру, играйте с детьми, совершайте прогулки на природе.

Но самое важное, что нужно для развития интеллекта – это желание. К сожалению, большинство людей хочет развить способности к мышлению абстрактно и надеется, что кто-то скажет им простой рецепт или даст «волшебную таблетку». Но так не бывает, для развития любой способности нужно приложить труд, потратить время и силы.

Поэтому очень важно наличие мотива, стимула. Вы хотите развить свой интеллект? Начните с того, что задайте себе вопрос: «Зачем мне это нужно?» Возьмите лист бумаги и запишите не менее 10 важных причин. Вы их нашли? Они достаточно важные и значимые? Тогда вперед, успех придет к упорным.

Что такое интеллект? Как выглядит развитие интеллекта в онтогенезе? Полезно ли раннее развитие ребенка? Ответы на эти и другие вопросы вы получите, просмотрев видео.

Музыкально-ритмический

Способности этого типа проявляются уже в первые годы жизни, когда ребенок заслушивается музыкой, пытается напевать мелодии, с удовольствием раскачивается в такт музыке или отбивает ритм. Из таких малышей вырастают талантливые музыканты или просто ценители музыки. 

Мышление и интеллект: как они связаны

Мышление нуждается в информации, но само по себе оно является процессом получения новых знаний, тех, которых нет в опыте человека. Мышление занимается переработкой данных наших органов чувств и того, что хранится в памяти. Благодаря ему рождаются новые идеи, создаются новые вещи, да и сама человеческая цивилизация не что иное, как продукт мышления.

А что же такое интеллект? Любая деятельность, в том числе и мыслительная, предполагает наличие способностей. У кого-то их больше, у кого-то меньше. Вот способности к мыслительной деятельности и есть интеллект.

Поэтому эрудированность, объем информации, которую мы имеем, создают условия для проявления интеллекта, ведь именно с этой информацией работает мышление. Но если уровень интеллекта низок, то никакого толка от знаний не будет. Еще древнегреческий философ Гераклит говорил, что «многознание уму не научает».

Натуралистический

Натуралистический или природоориентированный тип интеллекта проявляется у людей, которые легко взаимодействуют с животным и растительным миром. Они замечают все вокруг, с интересом исследуют животных и растения, их особенности, происходящие с ними процессы, легко дают описания и систематизируют виды. 

Среди людей с природным интеллектом много:

  • биологов;
  • фермеров;
  • ветеринаров;
  • химиков;
  • агрономов;
  • садоводов;
  • поваров;
  • химиков.

Многие реализуют свой природный натуралистический интеллект в общении с природой — создавая интересные композиции из растений, гуляя в лесу, возле реки.

Определение и свойства интеллекта

Интеллект — это способность индивида узнавать новое, обучаться, развиваться и реализовывать запланированное невзирая на возникающие проблемы. Под общим названием “интеллект” подразумевается совокупность всех видов познавательной активности человека:

  • мышления, направленного на создание представлений, понятий и суждений;
  • память, которая ответственна за фиксацию понятий, их хранение и воспроизведение;
  • восприятие, как целостную оценку явлений, происходящих во внешнем мире;
  • ощущение, возникающее на фоне воздействия раздражителей на сенсорную систему;
  • воображение — процесс создания и контроля образов, способность делать выводы.

Множество трактований понятия “интеллект” схожи в том, что они рассматривают его, как структуру, которой присущи определенные свойства:

  • стремление к познанию нового;
  • способность выделять основное на фоне несущественных деталей;
  • умение применять имеющийся набор знаний и навыков;
  • способность находить общее, делать выводы на основании последовательных размышлений;
  • умение приводить аргументы;
  • умение давать реалистичную оценку себе и окружающему миру;
  • способность к оценке ситуации в целом.

Все виды интеллекта базируются на перечисленных свойствах. Степень их развитости определяет уровень интеллекта каждого человека. 

Ощущения

Люди испытывают приятные и неприятные ощущения. Рассмотрим ощущение боли. Как ее можно описать? Боль это неприятное ощущение, если она присутствует, то мозг постоянно обращает на нее внимание. Обычно человек не может по желанию ощущать или не ощущать боль. При этом у людей неприятных ощущений несколько, например, есть еще страх.

Для произвольной информационной системы можно дать такое определение.

Ощущения — это процесс восприятия данных, которые поступают в информационную систему постоянно, требуют своей обработки, при этом система устроена так, что не может на них не реагировать. Восприятие — это то, как данные влияют на модель. Их наличие система может воспринимать как положительную или отрицательную обратную связь. Положительную связь она стремится увеличить, отрицательную уменьшить.

Любые сигналы с датчиков это ощущения.

Может ли искусственный интеллект испытывать боль?

Сначала заметим, что естественный интеллект испытывает несколько разных для него ощущений. Боль это просто название одного из них. Она сигнализирует о повреждениях. Таким образом, если некая информационная система с интеллектом получает ощущение с информацией о повреждениях, которое она определяет как неприятное для нее, стремится минимизировать его влияние и не может это сделать путем отключения, то это аналог боли.

Как быть Леди:  Понятие о маскулинности, феминности и андрогинности - Психология -

Именно аналог, мы можем лишь определять сходство, что «Ощущение 1» похоже на человеческую боль, а «Ощущение 2» на удовольствие от чего-либо. Главное здесь то, как реагирует сама система на эти данные. Как определить, что ИИ не врет? Проверить в отладчике.

Чем больше признаков, тем больше сходство, включая химические и электрические процессы. С большой вероятностью животные чувствуют ощущения, схожие с человеческими, так как реагируют аналогично человеку, тоже имеют нервные клетки, которые тоже состоят из органических соединений.

То есть, если мы сделаем информационную модель человека с точностью до атомов и электрических полей, а также окружающую его реальность, с которой он будет взаимодействовать, и смоделируем порез на пальце, то да, в этой реальности он будет испытывать боль.

Этично ли заставлять его чувствовать боль против его желания в какой-либо реальности? Думаю, нет. Это относится к любому другому существу и любому неприятному ощущению. Но так как это информационная модель, можно смоделировать другую реакцию или иной способ восприятия, и тогда уровень этичности будет другой.

Рассмотрим систему управления базами данных с мониторингом. Если происходит сбой, подсистема мониторинга начинает с некоторой периодичностью отправлять администратору уведомление с уровнем тревоги. Можно ли сказать, что такая система испытывает боль? Нет.

Во-первых, у нее нет интеллекта, модель заложена в нее программистом, и там нет понятия, аналогичного боли. Во-вторых, хотя сигнал и оценивается как неприятный, у нее нет стремления его минимизировать. В общем-то даже наоборот, она сделана для того, чтобы предоставлять максимально точную модель того, что происходит с системой. Ее можно назвать аналогом нервных клеток, а не существа, которое их имеет.

Рассмотрим бота с ИИ в компьютерной игре. Игра для него это реальность, хоть и очень ограниченная. Для правильных действий необходима информация о повреждениях. Если бот получает ее по желанию — выполнял некоторые действия, обратил внимание на рану, начали поступать сигналы о повреждении, запомнил их параметры, отвлекся, перестали поступать — то это не аналог боли.

Если бот воспринимает ее как дополнительную информацию, а не как негативное ощущение, уровень которого надо минимизировать, если она не влияет на действия, предпринимаемые для других целей (например, нет стремления отдернуть руку, если он получил удар по ране на руке), то тоже нет.

Параметры интеллекта

О наличии интеллекта у человека или системы говорят, когда приведенные выше способности присутствуют в комплексе. Каждая из них по отдельности не может сформировать интеллект.

Интеллектуальная система каждого человека имеет свои отличительные особенности структуры, которая сформирована следующими параметрами:

  • память (способность к накоплению информации, ее долговременному хранению);
  • сознание (способность обрабатывать полученные данные);
  • иерархия отбора ценной информации (состоит из шести слоев нейронов, особых клеток для обработки, хранения информации, ее приема, передачи между отделами нервной системы и вывода);
  • объем рабочей памяти (система для хранения оперативной информации во время ее непосредственной обработки);
  • способность к логическим умозаключениям, построению прогнозов, использованию орудий в своей деятельности.

Пространственный интеллект

Основан на зрительном восприятии. Характеризуется способностью создавать в воображении визуальные образы и манипулировать ими. Развивается через творческое самовыражение (рисование, лепка), тренировку наблюдательности, ориентирование в незнакомой обстановке.

Разбор: как устроен ваш интеллект

Второе достижение возраста —

речь.

Это самая крупная знаковая система, которая только есть у людей, и ею ребенок активно овладевает. Главная ценность речи для развития интеллекта не в том, что теперь малыш может называть предметы, а в том, что нужные ему знаки оторваны от реальности. Теперь не обязательно видеть бутылочку, чтобы ее попросить. Конечно, в звуках «б-у-т-ы-л-о-ч-к-а» нет никаких ее реальных свойств, но ребенок понимает: этот звуковой ряд обозначает то, чего он хочет. Речь построена на том, что любой предмет можно назвать любым набором звуков, главное — договориться. Именно эту систему договоренностей и осваивает ребенок от 2 до 4 лет.

Правда, в этом возрасте ребенок еще не умеет правильно использовать понятия. В слове «бутылочка» для взрослых заключено обобщение — любая бутылочка в мире, а ребенок может иметь в виду вполне конкретную: со слониками и красной крышкой. Или если взрослый видит на небе луну, он знает, что она точно одна. Ребенок же, зайдя за угол дома, скажет: «Смотри, еще одна луна!» И доказать ему, что эта та же самая луна, а вот бутылочка может быть любая, невозможно.

Разновидности

Существует много классификаций видов интеллекта. Одна из них выделяет следующие его типы:

  • социальный;
  • эмоциональный;
  • физический;
  • духовный;
  • пространственный;
  • логический;
  • вербальный;
  • творческий.

Социальный интеллект

Совокупность способностей и навыков индивида, отвечающая за его успешное взаимодействие с социумом:

  • понимание мотивов собственного поведения;
  • понимание поведения окружающих людей;
  • анализ ситуации и принятие решения о своих действиях сообразно ей.

Социальный интеллект можно рассматривать как характерную черту личности человека, так как он отвечает за межличностное общение. В то же время он обладает функцией познания (человеку приходится изучать характерные черты других людей, их поведение). Характеристикой социального интеллекта можно считать приобретенные во время процесса социализация навыки, знания, умения, которые помогают налаживать контакт с другими людьми и эффективно управлять их поведением.

Способы определения iq

Тестовые задания построены по принципу нарастающей сложности. Они призваны оценить:

  • работу оперативной памяти;
  • творческий подход (вариативность ответов, гипотез, аргументов);
  • умение обобщать и сопоставлять, ориентироваться в практических ситуациях;
  • логическое мышление;
  • пространственное мышление.

В настоящее время различных тестов очень много. Для них не существует единого стандарта. Одним из самых популярных является тест Айзенка, разработанный для людей старше 18 лет. Для оценки интеллекта детей, начиная с семилетнего возраста, существует тест, разработанный под руководством Людвига Иосифовича Вассермана в НИПНИ им.Бехтерева.

Тест можно считать объективным, если около половины тестируемых показывает результат IQ от 85 до 115 единиц, что считается нормой. Коэффициент интеллекта ниже 70 единиц означает умственную отсталость.

Творческий интеллект

Отвечает за способность к самовыражению, генерированию идей, созданию чего-то нового, различным видам творчества. Тренируется посредством занятий, развивающих творческое правое полушарие — рисованием, лепкой, музыкой, танцами, пением, написанием стихов и прозы.

Подвидом творческого интеллекта является музыкальный. Он выражается в проявлении «музыкального слуха» — ощущения ритма, такта, способности точно воспроизвести услышанную мелодию. Для его развития желательно слушать музыкальные произведения, заниматься пением, танцами, игрой на музыкальных инструментах.

Факторы, влияющие на развитие

Среди факторов, оказывающих влияние на развитие IQ, выделяют два основных:

  1. Окружающая среда. В первую очередь, это влияние семьи (уровень жизни, образования родителей, методы воспитания, отношения внутри семьи, родительский пример, образ жизни, характер питания).
  2. Наследственность. Последние исследования доказали, что именно этот фактор является основополагающим. Интеллект приемных детей, их образовательный уровень был близок к интеллекту и уровню образования биологических родителей, а не приемных.

Остальные факторы, относящиеся к групповым различиям, оказывают влияние на интеллект в гораздо меньшей степени:

  • страна проживания (средний уровень IQ выше в экономически развитых странах, он также связан с политическими, религиозными, демографическими условиями, с уровнем развития демократии и преступности в обществе);
  • расовая и национальная принадлежность (исследования, проведенные в США, показали наличие разрыва в среднестатистических данных по разным этническим группам, но в то же время отметили постепенное сокращение этого разрыва);
  • социальный фактор (согласно исследованиям, при перемещении индивидов в более благоприятную социальную среду их IQ повышался);
  • принадлежность к полу (в социально и экономически развитых странах среднестатистический показатель общего IQ находится на одном уровне, но есть различия по уровню интеллекта в отдельных областях);
  • питание (на способность мозга быстро и эффективно обрабатывать информацию может влиять недостаточное и нездоровое питание из-за нехватки важных микроэлементов). 

Физический интеллект

Проявляется в координации движений, ловкости, моторике рук. Для его развития надо заниматься спортом, йогой, танцами. Доказана прямая связь между развитием физического интеллекта с умственным. В частности, у детей, занимающихся мелкой моторикой, лучше развита речь и письмо.

Эмоциональный

Этот тип интеллекта называют едва ли не самым важным для эффективного взаимодействия с другими людьми и достижения хороших результатов во всех сферах жизни. Эмоциональный интеллект связывают с умением глубоко понимать свои и чужие эмоции, их происхождение и способы управлять ими максимально экологично.

Хорошо развитый эмоциональный интеллект помогает в работе людям помогающих профессий — медикам, психологам, социальным работникам. Он необходим педагогам, специалистам по кадрам и всем тем, кто работает в контакте с другими людьми. 

В идеале, работать над “прокачкой” своего эмоционального интеллекта стоит каждому человеку независимо от его возраста и профессии. Тогда отпадут многие трудности и проблемы, которые мешают двигаться по жизни уверенно и испытывать удовлетворение.

Эмоциональный интеллект

Совокупность способностей и навыков индивида:

  • управлять собственными эмоциональным состоянием;
  • вызывать эмоции других людей, управляя ими;
  • понимать собственные желания, мотивацию, намерения;
  • понимать желания, мотивацию и намерения других людей;
  • распознавать эмоциональное состояние окружающих.

https://www.youtube.com/watch?v=BOl_CgS2eQQ

Эмоциональный интеллект крайне важен для эффективного взаимодействия с окружающими, основанного на эмоциональной связи с ними, а также для управления собственными эмоциями. В сумме с социальным интеллектом дает человеку возможность добиться успеха в жизни и карьере.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий