Абсурдизм — Absurdism — abcdef.wiki

Что такое абсурдизм?

Началом развития философского направления стали мировые войны в 20 веке. Многочисленные войны привели к большому количеству смертей, неустойчивости и страданиям, что способствовало развитию экзистенциализма, сущности бытия. Абсурдизм появился сразу после экзистенциализма. Абсурд — это нелепость, бессмысленность, нечто противоречащие здравому смыслу.

История и предпосылки возникновения

Как мировоззренческая теория, абсурдизм является частью философии экзистенциализма, и через него, очевидно, имеет своими корнями воззрения датского философа XIX векаСёрена Кьеркегора.

Как стройная философская концепция, абсурдизм получил своё развитие в программной работе Альбера Камю «Миф о Сизифе», опиравшегося на идеи Шестова, Бердяева, Гуссерля, Достоевского, Ницше и Кьеркегора.

Предпосылками для возникновения философии абсурда стала череда мировых войн начала XX столетия, страдания и гибель людей в которых, а также социальная неустроенность общества стали почвой для развития и распространения идей экзистенциализма как в первую очередь гуманистического движения.

Критика

Логотерапия, часто называемая «третьей Венской школой психотерапии», может быть классифицирована как протест против абсурдизма. Логотерапия сохраняет многие экзистенциальные выводы, такие как, например, неотъемлемая ответственность человечества за смысл.

Однако, приверженцы этой школы мысли возразили бы, что существует, фактически, предназначение в человеческой способности находить смысл в неопределённом мире. Это является отказом от веры Камю, что смыслы, придуманные человеком, никогда не должны заменять принятие абсурдности.

Кьеркегор

Теорию абсурда Кьеркегор выводит в нескольких своих работах, однако основной в этом смысле считается его труд «Страх и трепет». Здесь, выступая с позиции критика христианства, Кьеркегор приводит библейский сюжет жертвоприношенияАвраамомБогу своего сына и, на этом примере поясняет абсурдность человеческого бытия, основываясь на его несвободе.

Вера библейского патриарха представляется Кьеркегору парадоксом, «который способен превратить убий­ство в священное и богоугодное деяние, парадоксом, который вновь возвращает Исаака Аврааму, парадоксом, который не подвластен никакому мышлению…»[2]:

Относясь критически к религии, Кьеркегор, однако, не умалял значения веры. Напротив, он подчёркивал, что вера трансцендентна и потому абсурдна. Вера в Бога является абсурдом, потому что не поддаётся логическому обоснованию, однако, она действенна:

«Авраам верил в силу абсурда, потому что всяким человеческим соображениям давно настал конец»; «Нет ничего более тонкого и замечательного, нежели диалектика веры, обладающая силой душевного взмаха…»[3].

Лев шестов

В работах Льва Шестова получила своё развитие критика устоявшихся в обществе норм морали и нравственности, парадигмы человеческого существования.

В частности, в работе «Шекспир и его критик Брандес» Шестов, подобно Кьеркегору, на примере героев шекспировских трагедий («Макбет», «Отелло») пытается показать несостоятельность нравственного закона, универсальных нравственных норм.

Здесь Шестов, в числе прочего, показывает тип человека-бунтаря, которому нечего более терять кроме своей жизни, и именно поэтому он готов ещё побороться. Этот дух бунтарства затем нашёл своё достойное отражение в творчестве Камю.

Как быть Леди:  Привычка опаздывать и 10 способов от нее избавиться | Rusbase

Обзор

… вопреки всему существованию или вопреки ему, он желает быть самим собой с ним, брать его с собой, почти игнорируя свои мучения. Чтобы надеяться на возможность помощи, не говоря уже о помощи в силу абсурда, что для Бога все возможно — нет, он этого не сделает. А что касается обращения за помощью к кому-то другому — нет, он не сделает этого для всего мира; вместо того, чтобы искать помощи, он предпочел бы быть самим собой — со всеми адскими пытками, если так и должно быть.

Сорен Кьеркегор , Болезнь до смерти

Отношение к экзистенциализму и нигилизму

Абсурдизм произошел от штаммов 20-го века (а также рядом) с ними. экзистенциализм и нигилизм; он разделяет некоторые важные отправные точки с обоими, хотя также влечет за собой выводы, которые однозначно отличаются от этих других школ мысли.

Все три возникли из человеческого опыта страданий и замешательства, проистекающих из Абсурда: очевидной бессмысленности в мире, в котором люди, тем не менее, вынуждены искать или создавать смысл.[6] Отсюда расходятся три школы мысли.

Экзистенциалисты обычно выступают за построение человеком собственного смысла жизни, а также за свободная воля человека. Нигилисты, напротив, утверждают, что «бесполезно искать или утверждать смысл там, где его нельзя найти».[7] Абсурдисты, следуя формулировке Камю, нерешительно допускают возможность некоторого смысла или ценности в жизни, но не так уверены, как экзистенциалисты в ценности собственного сконструированного смысла, или как нигилисты в полной неспособности создавать смысл.

Абсурдисты, следующие Камю, также обесценивают или прямо отвергают свободу воли, поощряя лишь то, что индивид живет вызывающе и достоверно. несмотря на психологическое напряжение абсурда.[8]

Сам Камю страстно трудился, чтобы противостоять нигилизм, как он объяснил в своем эссе «Мятежник, «в то время как он также категорически отверг ярлык» экзистенциалист «в своем эссе» Enigma «и в сборнике Лирические и критические очерки Альбера Камю, хотя он был и до сих пор часто охарактеризован другими как экзистенциалист.[9] И экзистенциализм, и абсурдизм влекут за собой рассмотрение практических применений осознания истины экзистенциальный нигилизм: то есть, как должен действовать заинтересованный искатель смысла, когда он внезапно сталкивается с кажущимся сокрытием или прямым отсутствием смысла во вселенной.

Собственное понимание мира Камю (например, «мягкое безразличие» в Незнакомец), и каждое видение его прогресса,[пример необходим] тем не менее, это отличает его от общей экзистенциалистской тенденции.

Рекомендации

  1. ^Доттервейх, Джон (11 марта 2021 г.). «Аргумент абсурда». Университет Южного Креста. Получено 8 октября, 2021.
  2. ^Стюарт, Джон (2021). Кьеркегор и экзистенциализм. Фарнем, Англия: Ашгейт. ISBN 978-1-4094-2641-7. С. 76–78.
  3. ^Соломон, Роберт С. (2001). От рационализма к экзистенциализму: экзистенциалисты и их истоки в XIX веке. Роуман и Литтлфилд. п. 245. ISBN 0-7425-1241-X.
  4. ^Кьеркегор, Сорен (1941). Болезнь к смерти. Издательство Принстонского университета.
  5. ^Кьеркегор, Сорен (1941). Болезнь к смерти. Издательство Принстонского университета. Часть I, гл. 3.
  6. ^Алан Пратт (23 апреля 2001 г.). «Нигилизм». Интернет-энциклопедия философии. Университет Эмбри-Риддла. Получено 4 февраля, 2021.
  7. ^Дональд А. Кросби (1 июля 1988 г.). Призрак абсурда: источники и критика современного нигилизма. Государственный университет Нью-Йорка Press. Получено 29 января, 2021.
  8. ^«Альбер Камю». Стэнфордская энциклопедия философии. Какая камусианская альтернатива самоубийству или надежде? Ответ — жить без спасения и честно, в «бунте» и неповиновении, поддерживая напряжение, присущее человеческой жизни.
  9. ^Соломон, Роберт С. (2001). От рационализма к экзистенциализму: экзистенциалисты и их истоки в XIX веке. Роуман и Литтлфилд. п. 245. ISBN 0-7425-1241-X.
  10. ^«Альбер Камю». Стэнфордская энциклопедия философии. Какая камусианская альтернатива самоубийству или надежде? Ответ — жить без спасения и честно, в «бунте» и неповиновении, поддерживая напряжение, присущее человеческой жизни.
  11. ^Кьеркегор, Сорен. Болезнь к смерти. Кьеркегор писал обо всех четырех точках зрения в своих работах в то или иное время, но большая часть его работ склонялась к тому, что впоследствии стало абсурдистскими и теистическими экзистенциалистскими взглядами.
  12. ^Дрю, Александр. Журналы Сёрена Кьеркегора, Oxford University Press, 1938.
  13. ^«Сорен Кьеркегор». Naturalthinker.com. Получено 2021-02-26.
  14. ^Silentio, Johannes de. Страх и трепет, Дания, 1843 г.
  15. ^Болезнь до смерти, Гл.3, часть Б, сек. 2
  16. ^Камю, Альбер (1991). Миф о Сизифе и другие очерки. Винтажные книги. ISBN 0-679-73373-6.
  17. ^ аб«Кьеркегоровский скачок» в Кембриджский компаньон Кьеркегора.
  18. ^Камю, Миф о Сизифе, п. 41 год
  19. ^Камю, Миф о Сизифе, п. 55
  20. ^Камю, Миф о Сизифе, п. 64
Как быть Леди:  Мнительность

Смысл жизни

Согласно абсурдизму, люди на протяжении всей своей истории предпринимали попытки найти смысл жизни. Для одних, традиционно, этот поиск следовал одним из двух путей:

— человек либо приходил к заключению, что жизнь бессмысленна, и всё что мы имеем — это «здесь и сейчас»;

— либо к ощущению пустоты, к ощущению, что все заранее предопределено и предрешено некими высшими силами.

Часто этим ощущением являлась вера в Бога или, в общем смысле, приверженность к религии. Однако в последнем случае невозможно избежать вопроса о том, каково же предназначение самого Бога. Кьеркегор верил, что не существует познаваемого человеком предназначения Бога, что, в свою очередь, делает веру в Бога абсурдом.

Сорен кьеркегор

Абсурдизм - Absurdism - abcdef.wiki

Кьеркегор разработал структуру отношений, основанную (частично) на том, как человек реагирует на

отчаяние

. Абсурдистская философия вписывается в рубрику «отчаяние неповиновения».

За столетие до Камю датский философ XIX века Сорен Кьеркегор много писал об абсурдности мира. В своих дневниках Кьеркегор пишет об абсурде:

Что такое абсурд? Как легко заметить, я, разумное существо, должен действовать в том случае, когда мой разум, мои способности рефлексии говорят мне: вы можете делать то же самое, что и другое, а именно: скажите там, где мой разум и размышление говорят: вы не можете действовать, и все же здесь я должен действовать … Абсурд, или действовать на основании абсурда, — это действовать в соответствии с верой … Я должен действовать, но размышление имеет закрыл дорогу, поэтому я использую одну из возможностей и говорю: это то, что я делаю, я не могу поступить иначе, потому что я остановился из-за моей способности размышлять.

Как быть Леди:  Как найти парня за неделю - wikiHow

-  Кьеркегор, Сорен, Журналы, 1849 г.

Вот еще один пример абсурда из его сочинений:

В чем же тогда абсурд? Абсурд в том, что вечная истина возникла во времени, что Бог появился, родился, вырос. и т. д., возник в точности как индивидуальное человеческое существо, неотличимое от любого другого человеческого существа, поскольку всякая непосредственная узнаваемость является досократовским язычеством, а с еврейской точки зрения — идолопоклонством.
—Кьеркегор, Заключительный ненаучный постскриптум , 1846, Hong 1992, p. 210

Как можно утверждать или верить в этот абсурд? Кьеркегор говорит:

Я с удовольствием берусь кратко повторить, что подчеркну в других псевдонимах. Абсурд — это не абсурд или абсурд без какого-либо различия (поэтому Иоганн де Силенцио: «Кто из нашего века понимает, что такое абсурд?»). Абсурд — это категория, и для точного и концептуального определения христианского абсурда требуется наиболее развитая мысль. Абсурд — это категория, отрицательный критерий божественного или отношения к божественному. Когда у верующего есть вера, абсурд не является абсурдом — вера преображает его, но в каждый момент слабости он снова становится для него более или менее абсурдным. Страсть веры — единственное, что преодолевает абсурд; если нет, то вера — это не вера в самом строгом смысле слова, а своего рода знание. Абсурд отрицательно кончается перед сферой веры, которая сама по себе является сферой. К третьему лицу верующий относится к абсурду; так должно судить третье лицо, потому что третье лицо не имеет страсти веры. Йоханнес де Силентио никогда не утверждал, что был верующим; Напротив, он объяснил, что он неверующий, — чтобы негативно осветить веру.
Журналы Сёрена Кьеркегора X6B 79

Кьеркегор приводит пример в своей книге «Страх и трепет» (1843), которая была опубликована под псевдонимом Иоганнес де Силентио . В истории Авраама в Книге Бытия , Авраам сказал на Бога , чтобы убить своего сына Исаака .

Подобно тому, как Авраам собирается убить Исаака, ангел останавливает Авраама от этого. Кьеркегор считает, что в силу абсурда Авраам, игнорируя все соображения и этические обязанности («вы не можете действовать»), вернул своего сына и подтвердил свою веру («там, где я должен действовать»).

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий