17 признаков того, что вы

17 признаков того, что вы Женщине

Восприятие порядка

Продолжается от рождения до 4 лет, с наибольшей интенсивностью в возрасте от 2 до 2,5 лет. Беспорядок дезорганизует младенцев и приводит к стрессу. Более того, в беспорядочной среде у них не формируется устойчивое представление о мире как о чем-то основном и безопасном.

Порядок — это стабильность и безопасность. Ребенку необходим порядок в трех сферах:

  • в окружающей среде;
  • время;
  • в том, как взрослые ведут себя по отношению к ним.

Порядок в окружающей среде. Важно, чтобы ребенок мог найти одну и ту же вещь в одном и том же месте, что поможет ему понять назначение предметов. Он начнет понимать, что посуда нужна для еды, а игрушки — для игры. После прогулки снимите обувь в прихожей и поешьте за столом. Должен быть уголок для развивающих занятий и место для сна.

В моей практике был критический случай, когда семью с двухлетней девочкой посетили бабушка и дедушка. Дедушку поместили в комнату внучки, а внучку — к родителям. Внезапно у девочки начались агрессивные вспышки — она разбрасывала вещи, пыталась укусить других детей в саду, проявляла самоагрессию: падала, ударялась об углы мебели.

Однажды дома она разбила лоб, и ей пришлось накладывать швы. Такое поведение объяснялось тем, что девочка находилась в чувствительном периоде восприятия порядка. Я посоветовал родителям переселить дедушку в его комнату, а девочку — в ее. После возвращения к привычному образу жизни агрессия и травматизация девочки утихли. Постепенно она вернулась к своей обычной деятельности.

Ближе к двум годам, на «пике» периода сенсорного порядка, малыш проявляет особенно сильное внимание к поддержанию привычного порядка. Он пытается самостоятельно поставить предметы на место и возмущается, когда вы решаете сократить знакомую историю, читая ее: «Нет, мальчик первым позвал кошку!».

Своевременный заказ. Для ребенка очень важна последовательность событий — чтобы все происходило одинаково изо дня в день. Например, он должен ложиться спать в одно и то же время, соблюдая одни и те же ритуалы. Поэтому взрослым важно контролировать распорядок дня своих детей.

Помимо чувства безопасности, порядок во времени помогает ребенку осознать свой суточный ритм, активизируя внутренние биологические часы, на которые легче всего полагаться в раннем детстве.

Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку. Это означает, что все члены семьи одинаково реагируют на одни и те же поступки детей. Если мать запрещает есть перед телевизором, отец, бабушка и дедушка используют ту же стратегию.

Когда взрослые требуют разных вещей, ребенку очень трудно адаптироваться. Когда он станет старше, он воспользуется этим, лавируя между своими родителями, но это не создаст для него чувства уверенности и безопасности. Скорее, это научит его лгать, и он будет очень легко манипулировать мамой или папой.

Одним из самых интересных проявлений периода сенсорного порядка является то, что дети постоянно проверяют границы. Они часто нарушают правила и наблюдают за реакцией членов семьи. Родители могут истолковать это как признак плохого настроения или озорства.

Если родитель начинает менять правила и идти на попятную, он вызывает у ребенка еще большую тревогу. Он начинает проверять границы все дальше и дальше, нарушая одно правило за другим. В конце концов его поведение становится неконтролируемым.

Возьмем, к примеру, ребенка, который всегда мыл руки перед едой, а однажды отказался. Мать в такой ситуации должна спокойно напомнить ей об этом правиле и настоять на его соблюдении. Главное, чтобы тон был спокойным. Но ребенку не разрешают садиться за стол с грязными руками.

Правило не может быть изменено гневом. Если сиюминутное желание исполняется из-за истерики, значит, истерика — это способ получить желаемое. Так, что это изматывает не только вас, но и ребенка. Хотя ему кажется, что он получает то, что хочет, он не чувствует себя спокойным, потому что непостоянство правил расстраивает его.

В этом случае истерики будут только усиливаться. Но если вы проявите твердость в соблюдении правила, то на следующий день ребенок пойдет и спокойно вымоет руки перед едой — он понял, что правило нерушимо, и в его жизни восстановился порядок. Такое поведение покажет, что потребности матери принимаются во внимание.

Как определить сензитивные периоды у своего ребёнка

Чувствительные периоды протекают плавно, они плавно начинаются и так же незаметно заканчиваются, так что практически невозможно определить их продолжительность, точное начало и конец. Однако на пике своей активности они очень умны: ребенок чрезвычайно настойчив в выборе деятельности и активно ищет подходящие вещи для ее организации.

Это основные признаки начала пика чувствительного периода. Ребенок испытывает непреодолимое влечение к какому-либо занятию или предмету. Он ищет буквы везде: ищет вывески в магазинах, находит большие буквы в книгах, задает вопросы типа «Какая это буква? Это замечание показывает нам, что он находится в критическом периоде языкового развития (т.е. чтения).

Ребенок повторяет одну и ту же деятельность много раз, с большим энтузиазмом, энергией, рвением. Когда он учится вставать, он держится за какой-нибудь предмет в комнате, подтягивается, встает, снова падает, может удариться и заплакать. Но потом какая-то неведомая сила велит ему встать, и так далее, и так далее.

Занятие очень интенсивное и продолжительное, но оно не приводит ребенка к усталости и апатии. Наоборот, их активность возрастает, они становятся более упорными и могут часами заниматься одним делом. Дети дошкольного возраста рисуют очень много, некоторые создают около тысячи рисунков в год. Они рисуют каждый день и подолгу. Таким образом, ребенок бессознательно готовит руку к письму.

Взрослые могут быть недовольны тем, что ребенок так много времени проводит за рисованием. Кажется, что лучше бы он занимался чем-то более полезным: учил буквы, считал, писал и т.д. Его можно водить на занятия по подготовке к школе, где его попросят писать письма. Но в конечном итоге такой подход демотивирует ребенка писать.

Если ребенка прерывают или беспокоят во время выполнения задания, он становится очень расстроенным. Это стресс, когда ребенок увлечен, а кто-то звонит или прерывает его. Он не будет чувствовать себя удовлетворенным результатом своих усилий, поэтому может вести себя совершенно неподобающим образом во время перерыва.

Как быть Леди:  Самовыражение. Способы самовыражения человека

Иногда родители игнорируют занятия детей, считая, что они не так важны, как их дела. Незнающий взрослый может предположить, что ребенок занимается чем-то неважным и его можно остановить в любой момент.

Это происходит, например, когда он спускается с горки раз, два, третий раз, а родители думают, что они лучше знают, сколько раз для него достаточно: «Хватит уже кататься, иди поиграй в песочнице». Другое дело, когда действительно пора спускаться — тогда вы можете предупредить их: «Спуститесь с горки три раза, и мы поедем домой».

Удовольствие и радость, которые испытывает ребенок после выполнения какой-либо деятельности. Несмотря на продолжительность занятия, которое может длиться несколько часов, в конце ребенок совсем не устает, а лучится от радости. Часто он может принести вам результат своей работы — показать рисунок или приложение.

Ребенок в сенситивный период легко учится, приобретает знания и навыки. Ни в какое другое время это не происходит так быстро и легко.

Если ребенок учится ходить во время сенситивного периода, он учится очень быстро, в течение нескольких месяцев. Сначала он будет ползать, затем вставать, ходить и начнет ходить самостоятельно. Однако если ребенка долго носить на руках или использовать ходунки, его мышцы не будут достаточно сильными для ходьбы, что может значительно задержать первые шаги.

Как только эта потребность удовлетворена, ребенок становится равнодушным к последнему, что его привлекало. Примерно в возрасте 2 лет у ребенка наступает период максимальных усилий. Он постоянно хочет нести перед собой что-то тяжелое. Природа предусмотрела этот период, чтобы весы могли научить ребенка держать равновесие при ходьбе.

Ребенок поднимает предметы, которые взрослым кажутся тяжелыми, но которые близки к его весу, и несет их с радостью и легкостью. Как только этот период проходит, ребенок начинает уверенно ходить, его тело приобретает четкое вертикальное положение в пространстве, а интерес ребенка к переноске тяжелых предметов исчезает. Даже если вы предложите принести что-то тяжелое, он/она откажется.

Определение сензитивности в психологии и педагогике, свойства сензитивной личности

Расстройство личности

21.11.2021

4.5 тыс.

3 тыс.

4 мин.

Сензитивность (неуверенность в себе) — это психический феномен, выражающийся в повышенной восприимчивости и впечатлительности людей и механизме их вступления в конфликты.

Из-за чувствительности и ранимости злость и обиды сензитивные люди носят в себе, не высказывая. Состояние отягощается переживаниями, защитные механизмы не срабатывают.

При застое подавленной агрессии у таких личностей бывают внезапные эмоциональные взрывы.

Сензитивность – характерологическая особенность человека, выражающаяся в повышенной чувствительности, которая окрашивается тревожностью перед новыми событиями. Индивидуальные проявления таковы:

  • низкая самооценка;
  • повышенная чувствительность;
  • робость;
  • застенчивость;
  • резкая самокритика;
  • комплекс неполноценности;
  • склонность к продолжительным переживаниям.

На уровень сензитивности в межличностном общении максимально влияют врожденные характеристики человека:

  • особенности полученного воспитания;
  • наследственность;
  • органические поражения головного мозга.

С возрастом, в процессе самовоспитания, человек способен уменьшить уровень своей сензитивности, поборов в себе чувство тревоги перед новыми событиями.

В психологии сензитивность рассматривается как проявление чрезмерной чувствительности или нечувствительности, характеризующееся полным отсутствием эмоциональной реакции на поступки и поведение окружающих людей. Нечувствительность проявляется:

  • полным равнодушием;
  • отсутствием физических ощущений;
  • бестактностью и невниманием к другим людям.

Личности с повышенным уровнем сензитивности трудно адаптируются в социуме. Они испытывают проблемы в различных жизненных ситуациях, в которых вынуждены сталкиваться с другими людьми. В результате взаимодействия возникают сенситивные отношения, отягощенные:

  1. 1. Трудностями в установке коммуникативной связи из-за того, что отношение к ним других людей воспринимается как недружелюбное и даже враждебное.
  2. 2. Влиянием разных социальных ситуаций, связанных с новыми событиями и знакомствами. Больные испытывают сенситивный страх из-за:
  • чувства ущербности;
  • боязни публичных выступлений;
  • отказа от социальной активности;
  • избегания новых знакомств.

С проявлениями симптоматики такого рода нужно обращаться за помощью к психологу. Правильная стратегия лечения, выбранная опытным специалистом, поможет существенно облегчить состояние, связанное с повышенной сензитивностью.

С точки зрения психологии сензитивность как свойство личности трактуется через возможность воспринимать особенности характера и чувства разных людей и прогнозировать их поведение. Межличностная сензитивность делится на следующие виды:

  1. 1. Наблюдательская, основывающаяся на способности замечать сразу все проявления качеств других людей: внешность, речь, поведение.
  2. 2. Теоретическая – использование разных теорий, объясняющих и прогнозирующих мысли, ощущения и поведение другого человека.
  3. 3. Номотетическая — выявление основных черт представителя социальной группы, предсказание поведения людей, принадлежащих этой группе.

Понятие межкультурной сенситивности включает в себя способность к перцептивной оценке, структурированию характеристик представителей разных национальных групп и эффективное прогнозирование поведения людей.

  1. 4. Идеографическая, отличающаяся навыком понимания своеобразия и индивидуальных особенностей конкретного человека.

Сензитивность развития берет истоки в детстве человека. Причинами могут стать различные ситуации в семье:

  1. 1. Когда родители проявляют излишнюю строгость к ребенку, ответом может стать постоянное избегание контактов, уединение, замкнутость и закрытость в своем мире. Ребенок делает это подсознательно, стремясь избежать наказания и порицания.
  2. 2. Недополучение ласки, внимания, эмоциональная отверженность ребенка в семье провоцирует развитие сензитивности, проявляющееся:
  • замкнутостью;
  • нелюдимостью;
  • тревожностью.

3. Распространено появление сензитивности вследствие отсутствия отца:

Сенситивные периоды

Сенситивный период — часть жизни ребенка, характеризующаяся оптимальными условиями для развития у него психологических качеств для определенного вида деятельности.

Эти этапы имеют ограничение во времени. Упустив один из периодов психического развития, придется в будущем затратить немало усилий и времени для восполнения пробела. Некоторые из психических функций могут не проявиться впоследствии. Примерами могут послужить случаи, когда детей, которые провели детство среди животных, вернули в социум.

Сенситивный период — время оптимальных возможностей для наиболее гармоничного формирования свойств психики, отражающих способность к изменчивости согласно с внешними обстоятельствами.

Предельно важно в первые годы жизни разнообразие деятельности, окружения, эмоций для становления человека. Недополучение в детстве знаний, умений, эмоций, психического и физического развития — невосполнимый пробел в его дальнейшей жизни.

Сензитивность в психологии – это ощущение у человека повышенной чувствительности, неуверенности и ранимости. Данный феномен обнаруживается на разных уровнях организации живых систем (от эмбрионального до социального). В науке выделяется три уровня реализации этого феномена: молекулярный, физиологический и поведенческий.

Данной проблемой занимались: П.Батесона, Р.Хайнда и Дж.Готлиеба в модификации Р.Эйслина. В зарубежной психологии изучение сензитивности ведется в основном этологами (П.Батесон, Дж.Готлиеб, Р.Хайнд, К. Лоренц, Р.Эйслина и др.). В отечественной психологии данный феномен рассматривается с точки зрения Л.С.

Два периода возрастной сензитивности, изучены достаточно полно, -это период, сензитивный для развития свойств зрительного восприятия (Т.Г.Бетелева, Л.П.Григорьева, Д.Хьюбел, Т.Визел и др.), и период, сензитивный для формирования речи (М.Монтессори, А.Н.Леонтьев, А.Н.Гвоздев и др.).

Как быть Леди:  Главное – не избаловать. Нужно ли дарить подарки мужчинам | Психология | ЗДОРОВЬЕ | АиФ Владимир

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ, СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ,

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ,СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно.

Сензитивность возраста нередко наблюдается у детей. В их жизни наступает такой момент, когда происходит психическое созревание маленького человека, способствующее усвоению ним определенных функций. Как правило, окружающая ребенка среда преподносит ему разнообразные случаи для упражнений.

У сензитивных периодов есть еще несколько базовых характеристик.

Они УНИВЕРСАЛЬНЫ, то есть возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д.

Они ИНДИВИДУАЛЬНЫ, если речь заходите времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка.

Восприимчивость к внешним факторам

Наряду с возрастной в психологии выделяется так называемая характерологическая сензитивность

. Это явление обострения эмоциональной восприимчивости к определенного рода внешним воздействиям. Такое состояние находит свое проявление при взаимоотношениях с окружающими людьми.

Особенностям сензитивного периода уделяли внимание многие ученые. Так, Ц. Стоккард

считал, что во время эмбрионального развития животных и человека есть периоды усиленного роста и повышенной чувствительности отдельных органов и систем к внешним воздействиям. И если по каким-либо причинам происходит торможение развития, то это ведет к его замедлению в будущем.

М.М. Кольцова, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев

придерживаются противоположной точки зрения. По их мнению, наверстать упущенное в сензитивный период можно в более позднем возрасте, хотя при этом придется столкнуться с некоторыми трудностями. Б.Г. Ананьев в лабораторных условиях установил благоприятные периоды для развития внимания, мышления, различных видов памяти и двигательных функций у детей и взрослых. Они имеют волнообразный характер, т. е. периоды активного развития сменяются небольшим спадом.

Л.С. Выготский

ввел в психологию понятие «критический период». Под ним он понимал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Критический период бывает спокойным по развитию (лизис) и переломным (кризис).

Выготский выделил несколько таких периодов

1.период новорожденности-Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения.

2. период одного года-Кризис первого года жизни-связан с увеличением возможностей ребенка и появлением новых потребностей.

3.период трех лет-кризис трех лет-кризис выделения своего «Я»,повышенная самостоятельность

4. шести-семи лет –кризис связанный с открытие значения новой социальной позиции – позиции школьника

5. подростковый период-Связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием.

6.кризис 30 лет

7.кризис ухода на пенсию

У любого из нас в определённые периоды возникают переломные моменты, когда жизнь даёт серьёзный крен и меняются интересы, по-другому расставляются приоритеты и проигрываются новые сценарии. Даже более того, возможен основательный пересмотр ценностей.

Ну что же, это вполне естественно и даже закономерно, учитывая эволюционный вектор развития, на котором мы проходим различные жизненные уроки. Но, вместе с тем, кризис личности зачастую довольно болезненный и ранящий нас процесс. Он оставляет рубцы и ссадины, делая нас более или менее чувствительными к жизненным испытаниям.

Как бы то ни было, но с позиции души, любой кризис личности – всего лишь навсего очередной этап преодоления, именуемый как

. Как мы воспользуемся тем или иным кризисным периодом, зависит от многих факторов.

Однако, у любого кризиса есть свои закономерности, которые обусловлены степенью чувствительности. Причём, эта чувствительность телесная, эмоциональная и ментальная или телесная и психическая.

Другими словами, существуют ритмические закономерности, свойственные определённой части нашей природы, наиболее чувствительной на данный период времени, то есть, любая наша проблема – эмоциональное застревание или выгорание, трудность определения или физическая болезнь – катализатор желанных изменений . Подробнее – в последующем материале.

ЛИЧНОСТНЫЕ ЛАБИРИНТЫ. КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ

Представьте, каким бы было наше развитие, если бы любые кризисные и переломные периоды нашей жизни, травмирующий опыт и боль, причём любого характера, мы изначально воспринимали как период благоприятной возможности? Парадокс?

С точки зрения личностных ограничений – несомненно. А если с более широкой перспективы высшего или многомерного “Я” – отнюдь. Ибо любые катализаторы взросления хороши, если достигается искомая цель. Причём, “негативные” катализаторы действуют мощнее.

Другими словами, тогда наш жизненный путь не был бы столь инертным, без откатов назад и отбирающих нашу силу и подтачивающих нашу волю сомнений.

Но даже, если мы пройдя череду неуверенных выборов, всё же не надломили свой внутренний стержень, а пересмотр собственного прошлого позволил нам кардинально взглянуть на себя с позиции не вовлечённого и без пристрастного наблюдателя, то вся предыдущая трагикомичная свистопляска личности обретает смысл и даже конкретную роль учителя.

Ввиду того, что наша личность в большинстве своём ограничена опытом одной жизни, любой её следующий шаг сопряжён с трудностями определения и нахождения собственной правды жизни. Отсюда – блуждание в лабиринтах судьбы до тех пор, пока водительство души не будет принято, ибо у неё нет ограничений линейного времени, а значит, и прошлое, и грядущее не являются обособленными частями жизненного опыта.

По другой аналогии у каждого из нас жизненная стезя, словно кольца на древе жизни, оставляет свои отметины с неповторимым узором, но определённой последовательностью и цикличностью.

Эти отличительные особенности индивидуального роста и развития соответствуют циклам и фазам жизни, которые я именую не иначе, как

Иногда периоды сенситивности или чувствительности не оставляют своего заметного следа на нашем древе жизни. Однако чаще всего, они связаны с кризисными периодами определяя нашу дальнейшую .

В силу дуальности, характерной для всех сфер жизнедеятельности человека, в психологическом рассмотрении имеет положительный и негативный вектор развития.

Во многом такое разделение служит контрастом, позволяющим найти действенные методы и принять соответствующие меры, обеспечивающие в итоге преодоление кризиса с последующей актуализацией – деятельным усвоением .

Что это значит? А то, что как бы мы не распоряжались своей судьбой, не прозвучат слова Грибоедова, вложенные в уста Чацкого: “А судьи кто?” Ибо никто не осудит нас ни здесь, ни после жизни, так всё есть свободный выбор и мы следуем ему сообразно нажим желаниям и предпочтениям.

Важно другое, как мы отреагируем на личностный конфликт – ожесточимся или освободимся от умственных или эмоциональных ограничений.

Но, так или иначе, кризис воздействует на порог чувствительности личности, повышая или понижая его, тем самым определяя наше восприятие происходящего.

В традиционной психологии личностные кризисы являются неотъемлемой частью взросления и личностного становления человека и социально обусловлены.

Как быть Леди:  Книга "Зависимый мозг. От курения до соцсетей: почему мы заводим вредные привычки и как от них избавиться" Брюер Жадсон – купить книгу ISBN 978-5-00100-997-9 с быстрой доставкой в интернет-магазине OZON

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Так для психологии развития свойственны отличительные особенности, в которых можно выделить определённые этапы, влияющие на формирование личности.

Так, А. В. Петровский выделяет: ранний детский

(преддошкольный) возраст (0-3 года),детсадовское детство (3-7 лет),младший школьный возраст(11-15 лет),старший школьный возраст(15-18 лет). Есть и другие характеристики, которые в целом схожи.

Для каждого такого этапа развития характерны фазы: адаптации

(приспособления),индивидуализациииинтеграции/дезинтеграции.Иными словами, развивающаяся личность проходит через отождествление и/или уподобление родительским и социальным нормам/правилам и, соответственно, разотождествление с таковыми в результате внутренних противоречий и их несоответствия собственным взглядам и представлениям.

Именно в процессе индивидуализации, а затем и интеграции развивается рефлексия

, каксамоисследование, самоосознание, самоанализи, как следствие,переосмысление себя, своих мыслей,и действийв контексте сложившихся жизненных условий и обстоятельств.

То есть, весь период индивидуального развития человека, в той или иной мере является последовательностью ступеней или фаз, для которых характерна «субъективность», как её именуют в антропологической психологии

. В этой субъективности, по В. И. Слободчикову,5 ступеней, лежащих в основе онтогенеза человека:

  • ступень «оживления» –
    от рождения до 1 года – целостное осознание собственного тела;
  • ступень «одушевления» –
    от 1 года до 6 лет – первая самостоятельность и личное обособление – «Я сам»;
  • ступень «персонализации» –
    от 7 до 18 лет – развитие самооценки и становление личности;
  • ступень «универсализации» –
    от 20 до 40 лет

    развитие подлинной ответственности, духовное саморазвитие;
  • ступень «универсализации» –
    от 45 до 65 лет и более – кризис самости, период духовной зрелости, всеобщая событийность.

По сути, все системы категорий, рассматривающих человека не только как развивающуюся личность, но и духовно ориентированную индивидуальность

усматривают определённые тенденции, соответствующие возрастным периодам.

Я же в этой статье попытаюсь дать такую характеристику, которая бы раскрывала человека, как душу, проявляющуюся через , даже если это раскрытие и неосознанно. И сделаю это, исходя из , а также и её особенностей, свойственных разным возрастным периодам.

СЕНСИТИВНОСТЬ. ДУШЕВНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Неоднозначная трактовка сензитивности в психологии понятна, ибо рассмотрение личности в отрыве от души, как управляющей структуры индивидуальности, лишает целостного взгляда.

Вот несколько трактовок сенситивности:

  • Сенситивность, сензитивность или чувствительность
    (от лат. sensus — чувство, ощущение) — характерологическая особенность человека, способность его ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители.
  • Повышенная чувствительность/тревожность с выраженной боязнью нового (ситуаций, испытаний и пр.).
  • Робость, застенчивость, склонность к продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий, повышенная моральная требовательность к себе.
  • Сензитивность как акцентуация характера (К. Леонгард, П. Б. Ганнушкин) – повышенная впечатлительность, боязливость, обострённое чувство собственной неполноценности.

Вся эта, так называемая чувствительность, в основе которой эмоциональные и умственные реакции, предтеча для более тщательного и глубинного рассмотрения духовной природы человека. Иными словами, существует три вида чувствительности , которые и лежат в основе всех психологических систем, рассматривающих человека

. Это:

  • Физическая (телесная) сензитивность
    – чаще всего рассматривается в психосоматической медицине и психиатрии – связана с центром у основания позвоночника (муладхара) и активностью эфирного тела.
  • Эмоциональная сензитивность
    – наряду с психосоматикой и психиатрией, является предметом изучения практической психологии и психотерапии – «ответственен» сакральный центр и центр солнечного сплетения.
  • Ментальная сенситивность
    – характеристика из категории патопсихологии и психопатологии – в крайних её проявлениях – сверхактивность центра солнечного сплетения и горлового центра (вишудха).

Все эти виды чувствительности, есть не что иное, как реакция астрального, физического и реже, ментального тел на чрезмерную активность и перевозбуждение выше обозначенных центров. Главный из них – солнечное сплетение – клоака эгоистических желаний и амбиций, , злости и раздражения, а также сакральный центр (пупочный) – горнило не преобразованной и не трансформированных сексуальных импульсов.

Сверхчувствительность телесная или кинестетическая

не есть нарушение, но результат утончения физических проводников в условиях .

Сензитивность – особенность характера человека, в психологии под этим термином понимают определенное поведение и характеристики личности: человек часто робеет в незнакомой ситуации, испытывает стеснение, чувство тревоги, боится новой ситуации общения с другими людьми. В целом это явление характеризует чрезмерную чувствительность личности к различным окружающим ее событиям и явлениям.

Такая повышенная чувствительность к обстоятельствам может соответствовать определенному возрасту или сохраняться как характерологическая особенность в течение всей жизни. Она в процессе жизни может сглаживаться, а иногда нарастает ее проявление. Это связано с событиями, которые переживает человек.

Для появления сензитивности существует ряд причин:

  • наследственность;
  • органические поражения мозга;
  • особенности воспитания;
  • возрастные периоды.

Под наследственностью нужно понимать темперамент, который передается ребенку от родителей. Сила и скорость нервной системы (это и есть темперамент) сказывается на восприимчивости человека различных жизненных ситуаций.

Люди с меланхоличным типом темперамента более всех склонны к проявлению чувствительности. Они сильно впечатлительны, мнительны и тревожны. Тяжело им переживать обиды и неудачи, склонны к обвинению во всех бедах, прежде всего, себя. Флегматики и сангвиники, наоборот, меньше реагируют на жизненные перипетии.

Существует понятие «семейной тревоги», когда повышенная чувствительность характерна не только для одного человека, но для всей семьи. Здесь опасения и страхи касаются здоровья, конфликтов, длительного отсутствия членов семьи.

Люди с органическими поражениями мозга также характеризуются повышенной чувствительностью в различных ситуациях. Сензитивность является одним из симптомов их основного заболевания. Она проявляется вместе с раздражительностью, утомляемостью, головокружением, тошнотой и другими симптомами.

Под особенностями воспитания нужно понимать эмоциональное отвержение ребенка родителями, излишняя строгость, различного рода моральное насилие в семье и другие неправильные методы воспитания.

Психика ребенка слишком восприимчива к подобным ситуациям. Они могут являться для него психологической травмой, которая, закрепляясь в подсознании, приводит к развитию повышенной чувствительности к определенным жизненным проблемам. Когда к ребенку выдвигают слишком много требований, он испытывает страх несоответствия им. Такие переживания могут закрепляться в характере маленького человечка, проявляясь через повышенную чувствительность.

Многие ученые (Выготский, Ананьев, Запорожец и другие) говорили о сензитивных возрастных периодах, когда человек восприимчив к окружающим его воздействиям. Здесь это явление характеризуется с положительной стороны, так как означает период усиленного восприятия ребенка и взрослого человека к развитию определенных качеств и умений.

Например, в 2-3 года у ребенка активно образовываются новые слова, он учится говорить и формировать предложения. Если правильно пользоваться такими периодами в жизни ребенка, он сможет всецело познавать окружающую его действительность с помощью значимого для него взрослого.

Оцените статью
Ты Леди!
Добавить комментарий